«Лебединое озеро» — история создания и интересные факты о знаменитом произведении Чайковского
«Лебединое озеро», с премьеры которого в марте 2022 года исполнилось 145 лет, с XIX века завоевывает души любителей классической музыки и балета. Всемирно известные артисты гордились тем, что они исполняли партию в той или иной его постановке. Произведение Петра Чайковского называют бриллиантом русской классики. Подробнее об авторе «Лебединого озера» и истории создания произведения – в материале 24СМИ,.
Петр Ильич Чайковский и его произведения
Чайковский появился на свет 25 апреля (7 мая по новому стилю) 1840-го в Воткинске, располагавшемся в 50 км от поселка Ижевский завод (ныне Ижевск). Затем музыкант перебрался с родителями в Санкт-Петербург. Отец мальчика работал инженером, а в свободное время наигрывал мелодии на флейте. Мать Петра садилась за фортепиано и воспроизводила известные музыкальные произведения.
Осваивать игру на музыкальных инструментах Чайковский начал с юного возраста. В пять лет Петр научился играть на фортепиано.
Школьную программу Чайковский осваивал в домашних условиях. Два года Петр провел в пансионе, а затем получал юридическое образование. Музыка в жизни подростка присутствовала только на факультативных занятиях. После завершения учебы Чайковский служил в департаменте юстиции.
В свободное время молодой человек ходил в театр. Особое восхищение Чайковского вызывали постановки опер Вольфганга Амадея Моцарта и Михаила Глинки. Вдохновляясь произведениями именитых композиторов, Чайковский начал сочинять музыку, а затем стал студентом Петербургской консерватории.
Начинающий композитор учился у Николая Зарембы и Антона Рубинштейна. После получения музыкального образования брат Рубинштейна, Николай Григорьевич, пригласил выпускника в Московскую консерваторию на профессорскую должность.
Первой оперой Чайковского считается «Воевода», написанная во время жизни в Москве. Следующее произведение «Ундина» музыкальный деятель отказался представлять публике, решив уничтожить.
В 1877-м, чтобы дистанцироваться от репутации мужеложца, Петр Ильич сыграл свадьбу со студенткой Антониной Милюковой. Чувств к супруге композитор не испытывал и долго не смог жить с ней под одной крышей, поэтому через несколько недель после женитьбы навсегда покинул жену.
Через год Чайковский оставил педагогическую деятельность и перебрался в Европу. Музыкальный деятель переписывался с Надеждой фон Мекк, которая любила творчество Петра Ильича и поддерживала гения словом и делом.
Во время путешествия по Италии и Швейцарии Чайковский создал оперу «Евгений Онегин» и симфонию номер четыре. Кроме того, создал сборник пьес для юной аудитории, получивший название «Детский альбом».
В 1880-х музыкант много путешествовал по Европе. В этот период композитор создал вальсы, симфонии, увертюры и сюиты.
Умер музыкальный деятель в Петербурге в 1893-м. Считается, что причиной смерти 53-летнего мэтра стала холера. Исследователи полагают, что заболеть гений мог после выпитого стакана сырой воды.
Похоронили Чайковского в Александро-Невской лавре в Северной столице. Имя музыкального деятеля носят консерватории, колледжи, школы. В городах, в том числе и в Санкт-Петербурге, есть улицы, которые названы в честь композитора. Музеи и памятники напоминают жителям России о прославленном соотечественнике, который создал музыкальные произведения, получившие популярность не только на родине, но и далеко за ее пределами.
«Лебединое озеро» — история создания
«Лебединое озеро» Петр Чайковский написал к 1877 году. Чайковсковеды полагают, что композитора вдохновило на создание балета посещение Баварии. В Германии музыкальный гений любовался замком Нойванштайн – «лебединым замком» монарха Людвига II.
За написание балета Чайковский взялся в 1875-м. Композитор отмечал, что начал работу по двум причинам: деньги и давнее желание испытать мастерство в данном направлении.
В основу Петр Ильич положил фрагменты частично сохранившейся «Ундины». Исследователи подчеркивают, что «Озеро» произвело настоящую революцию в балете.
Произведение характеризуется с точки зрения хореографии ритмическим удобством. Однако на место тривиальных мелодий и незамысловатых дивертисментов пришли высокие поэтические обобщения, прошитые лирическими темами. В результате балетмейстеры изменили подход к созданию хореографических номеров.
Начальное либретто построено на немецком колорите. Исследователи указывают, что сюжетная завязка содержит иронический посыл, ориентированный на балетные штампы. Создание либретто проходило при участии драматурга Владимира Бегичева и артиста балета Василия Гельцера.
Канонический сюжет рассказывает о принце Зигфриде, который отмечает достижение совершеннолетия. Друг наследника престола замечает лебедей и приглашает товарища на охоту. Молодой человек оказывается в горной местности с озером. Лунный свет падает на лебедей, которые сбрасывают крылья и превращаются в прекрасных дев.
Во главе прелестниц девушка по имени Одетта, в которую влюбляется принц. Затем член монаршей семьи оказывается на балу, где собрались потенциальные невесты, но Зигфрид вспоминает о встрече на озере. Далее появляется злодей фон Ротбарт с наследницей Одиллией, которая превращается в Одетту и обольщает принца.
Зигфрид клянется в верности девушке и тем самым предает Одетту. В этот момент колдун превращается в демона, а его дочь злорадно хохочет. В окне появляется лебедь с короной на голове, а принц в ужасе хватается за сердце и мчится вон из замка.
Содержание последней сцены дошло до наших дней без изменений. Главные персонажи противостоят козням злодея, но гибнут в водах озера.
Петр Ильич считал, что его смерть будет также связана с водой. Если гипотеза с некипяченой водой, содержащей бактерии, вызывающие холеру, является правдивой, то Чайковского предчувствие не подвело.
Исследователи полагают, что композитора мог вдохновить и Шильонский замок в Швейцарии, которым в свое время восхищался лорд Байрон и воспевал его в «Узнике Шильонского замка».
Чайковский много ездил по Европе, посещал музеи, любовался частными коллекциями. Европейская культура к тому моменту успешно переосмыслила античное творчество, в том числе мифы. Так, внимание композитора привлек сюжет, в котором Зевс, превратившись в лебедя, обольстил прекрасную Леду – жену спартанского царя Тиндарея.
Существует теория, что у Чайковского лебеди – это не прекрасные девушки, а представители противоположного пола. Исследователи предполагают, что российские ценители искусства XIX века догадывались об этом, поэтому холодно приняли премьеру балета.
Премьера
Первая постановка «Озера» не пришлась по душе зрителям. Премьера состоялась 20 февраля (4 марта) 1877-го на подмостках Большого театра. Накануне события Петр Ильич сильно переживал и не мог найти себе места. Творец будто знал, что публика раскритикует балет. Но Чайковский убеждал себя, что пройдет время и зрители изменят мнение, «Озеро» обретет новую жизнь и станет бессмертным произведением. С этим Петр Ильич не просчитался, но подлинная слава настигла композитора после смерти.
Премьера постановки совпала с бенефисом балерины Пелагеи Карпаковой. На следующий день критику было не остановить. Но досталось больше не Чайковскому, а балетмейстеру Юлиусу Рейзингеру.
Суть недовольства критиков сводилась к бесталанной хореографии и плохому танцевальному мастерству балерин. Композитора лишь упрекали за чрезмерную тягу к медным и особенно ударным инструментам, а также за «свойственную слабость к громкой звучности». Но в целом критики называли музыку единственным достоинством «Лебединого озера».
За два года балет Чайковского показывали 27 раз, а затем убрали из репертуара Большого. Администрация театра подошла к этому вопросу из финансовых соображений. Затрачено на балет было 6,8 тыс. руб., а сборы с премьеры составили 1,9 тыс. руб. Затем результаты постепенно снижались. Второй показ принес 877 руб., а третий не дотянул до 330 руб.
Карпакову заменили на Анну Собещанскую, и первый показ с ней собрал 987 руб., но последующие представления демонстрировали снижение сборов, которые в итоге упали до 281 руб. Минимум составлял 209 руб.
До новой волны интереса к спектаклю Чайковский не дожил. Спустя два года после смерти гения в столице состоялась премьера балета, художественную составляющую которого определили Мариус Петип и Лев Иванов. Версия режиссеров имела успех и стала классической для многих ведущих театров. В XX–XXI веках постановщики не ограничивались вариантами Петипа – Иванова и предлагали свои версии.
Знаменитые постановки
Музыкальная начинка, как и сюжет балета, подвергалась изменениям. Дирижер Риккардо Дриго не только переставлял фрагменты, но и добавлял новые. Балетный педагог Агриппина Ваганова стала автором «лебединой» позы рук, которая прибавила постановке «птичий» характер.
В СССР балет продолжал пользоваться популярностью. Редакция «Озера» балетмейстера Константина Сергеева захватила сцену Кировского театра на десятки лет. Деятель культуры привнес в балет много нового, но оставил удачные части, предложенные другими режиссерами, в частности лебединые сцены Иванова.
В 1953-м на театральных подмостках вариацию «Озера» представил хореограф Владимир Бурмейстер. Постановщик сделал выбор в пользу счастливого финала, где лебедь расколдован.
«Лебединое озеро» у многих ценителей искусства ассоциируется не только с Чайковским, но и с выдающейся балериной Майей Плисецкой. Хореографическая миниатюра Михаила Фокина «Умирающий лебедь» считается одним из самых заметных исполнений Плисецкой.
В 1969-м Юрий Григорович представил свою версию балета. На сцене Большого театра постановщик показал «Озеро», в котором сохранил корректировки предшественников – Александра Горского, Льва Иванова, Мариуса Петипа. Григорович хотел оставить трагический финал, но по требованию идеологов согласился на счастливую развязку. Позже режиссер добился желаемого. В его версии присутствует мотив двойников: злодей стал вторым «я» положительного персонажа, который маячил за спиной Зигфрида.
В 1984-м Рудольф Нуреев познакомил зрителей в Париже с собственной версией «Озера». Хореограф переработал балет, дал принцу больше танцев, сделав акцент на Зигфриде, а не на Одетте. Нуреев продолжал поиски и проникся идеей, которая увлекла творцов конца XX века: главный герой – изгой в семье, страдает в замке и уходит от суровой реальности в мир фантазий.
В преддверии нового тысячелетия режиссеры все дальше уходили от канонического сюжета и хореографии. Мир волшебной сказки становился своеобразной отправной точкой для различных рефлексий на актуальные темы и проблемы современности. Инструментом постановщиков становились приемы танца модерна.
Европейские режиссеры использовали «Лебединое озеро» для раскрытия оригинальных идей. Британец Мэтью Борн в 1995-м поставил балет, в котором лебедей играют мужчины. Но творец утверждал, что сделано это не с целью шокировать публику. Действие разворачивается в современной Британии, а идея заключается в том, что попытка идти против толпы сулит одиночество и опасность.
В 2010-х отечественные хореографы направляли усилия на реставрацию канонического сюжета. Ретроверсия Алексея Ратманского была показана в 2016-м. Театральный деятель стремился восстановить переделанные и утраченные эпизоды, в том числе воссоздать хореографические и музыкальные элементы, а также приблизить к каноническим версиям костюмы и грим.
«Лебединое озеро» и август 1991 года
Для жителей России, которые в осознанном возрасте застали события 1991 года, «Лебединое озеро» – это не только бессмертное произведение Чайковского, но и символ недобрых перемен, хаоса и развала.
19 августа 1991-го советские граждане, которые привыкли начинать день с просмотра телепередач, нервно переключали все каналы, но видели одно и то же. По телевизору показывали балет «Лебединое озеро». Таким образом, классическое произведение, которому на тот момент было 114 лет, стало невольным спутником потрясений, ждавших СССР.
Получилось это случайно: показ балета с участием Наталии Бессмертновой и Николая Богатырева планировали за две недели до путча. Выступление включили в рамки передачи «Музыкальный телетеатр», который пускали в эфир каждый третий понедельник месяца.
Транслировать балет планировали до и после программы «Время», но ситуация в стране спутала все карты, и танцы демонстрировали по телевизору 19–22 августа. Ирония судьбы заключается в том, что балет не имеет намека на политику, а рассказывает историю любви. Однако народное сознание смешало произведение с неудавшимся переворотом и последующими потрясениями.
Культурное значение произведения
Исследователи подчеркивали, что произведение Петра Ильича прочертило своеобразную грань между эпохами данного сценического искусства. «Озеро» закрыло период романтического большого балета и открыло дорогу для симфонизации жанра. Произведения начали насыщать сквозным музыкально-сюжетным развитием. Чайковского считают преобразователем дивертисментного балета.
Петип и Иванов переосмыслили хореографическое наполнение. Деятели сберегли черты романтического балета, но придали ему обновленный вид. Балетоведы считают, что «Лебединое озеро» впитало в себя лучшие традиции сценического искусства XIX века и повлияло на курс развития направления в XX столетии.
Интересные факты
Особенность «Озера» заключается в том, что с произведением знакомы даже те люди, которые никогда не интересовались театром и балетом. Популяризация произошла благодаря тому, что мелодии «Лебединого» исполняются в произведениях различных жанров.
В Советском Союзе балет Чайковского занимал особое место, поэтому в 1968-м в честь произведения назвали сорт белых роз.
За 145 лет существования роль Одетты исполнили сотни женщин. Критики признали лучшей балерину из Италии Пьерину Леньяни. Выступление артистки состоялось в Мариинском театре.
Майя Плисецкая исполняла партию главной героини три десятка лет. Балерина признавалась, что это одна из самых любимых ее ролей.
До создания балета Чайковский написал танцевальное произведение для детей, которое получило название «Озеро лебедей». В самом «Лебедином озере» есть композиция – танец маленьких лебедей, который демонстрирует веселые и беззаботные воспоминания Одетты из детства.
Когда Чайковский взялся за написание «Озера», балет среди ценителей искусства рассматривался как второсортный жанр, поэтому ему уделяли мало внимания. Исследователи полагают, что данный факт мог сыграть роль в провале первой премьеры.
Британский режиссер Грэм Мерфи переосмыслил «Лебединое озеро», положив в основу расставание принцессы Дианы и принца Чарльза.
Рядом с Большим театром высаживают два сорта тюльпанов – «Галина Уланова» и «Большой театр». Цветы вывел селекционер из Нидерландов Теодор Лефебр, который вдохновился балетом Чайковского.
«Лебединое озеро» среди партийных чиновников СССР считалось своеобразным седативным средством. Юрий Андропов вспоминал, как первые лица страны посещали постановку и засыпали в театре. Поэтому Юрий Владимирович и поручил Гостелерадио поставить произведение Чайковского в день смерти Леонида Брежнева, чтобы вогнать народ в тоску.