Биография
Игорь Федорович Стравинский — великий русский композитор, исполнитель и дирижер. Он по праву считается одним из самых значимых деятелей мирового искусства XX века. Самобытное творчество автора не вписывается в рамки какой-то одной стилистической модели. В нем искусно сочетаются различные направления, за что современники называли мэтра «человеком 1001 стиля».
Детство и юность
5 (17) июня 1882 года в городе Ораниенбауме Санкт-Петербургской губернии (ныне Ломоносов) родился будущий композитор. Его родители имели непосредственное отношение к музыке: отец Федор Стравинский солировал в Мариинском театре и был заслуженным артистом Императорских театров, мать Анна Холодовская — пианистка, аккомпанировала супругу. Игорь рос среди нескончаемого потока гостей, в числе которых встречались писатели, артисты и музыканты.
Первый раз за фортепиано Стравинский сел в девять лет. После окончания гимназии по настоянию родителей поступил в Санкт-Петербургский университет, где обучался на юриста. Параллельно молодой человек самостоятельно изучал музыку, затем стал брать уроки в частном порядке у Николая Римского-Корсакова.
Знакомству с композитором Игорь обязан его сыну Владимиру, который также учился на юридическом факультете. Римский-Корсаков впечатлился талантами Стравинского, посоветовав не поступать в консерваторию, так как знаний у юноши было достаточно.
Музыка
В 1908-м два произведения композитора — «Фавн и пастушка» и Симфония ми-бемоль мажор — были исполнены оркестром. В следующем году на исполнение его оркестрового скерцо попал Сергей Дягилев. Он был настолько поражен молодым талантом, что сразу же познакомился с ним и заказал несколько аранжировок для русского балета в Париже.
Через год Дягилев вновь обратился к Стравинскому, заказывая музыкальное сопровождение для нового балета «Жар-птица». Премьера прошла летом 1910-го. Невероятный успех мгновенно превратил Игоря Федоровича в видного представителя нового поколения композиторов. Следующий сезон начался с музыкальной постановки «Петрушка» с Вацлавом Нижинским в главной роли.
Окрыленный успехом, музыкант задумал написать своего рода симфонический ритуал, который в 1913-м в парижском театре наделал немало шума. Этим произведением стал балет «Весна священная». Зрители во время премьеры разделились на два лагеря: одни были возмущены неоднозначным танцем и смелой музыкой, вторые приветствовали оригинальное представление.
В начале 1914-го Игорь Федорович выехал с семьей в Швейцарию. Из-за начавшейся спустя полгода Первой мировой войны, а затем Февральской революции на родину он не вернулся. С весны 1915-го композитор жил неподалеку от Лозанны, а с 1920-го — преимущественно в столице Франции.
Среди сочинений этого времени — опера «Соловей» по одноименной сказке Ганса Христиана Андерсена и «История солдата». В 1919-м маэстро по заказу Дягилева написал балет «Пульчинелла», поставленный год спустя.
Стравинский оставался в Европе вплоть до 1940-го. Здесь состоялись премьеры его последних русских сочинений — камерной оперы «Мавра» и хореографической кантаты «Свадебка». Также Игорь Федорович представил труды, написанные в неоклассическом стиле, среди которых значилась постановка «Поцелуй феи».
Помимо этого, в Париже мелодист впервые обратился к духовной музыке — написал «Отче наш» для хора и популярную «Симфонию псалмов» на латинские тексты Псалтири. Религиозные мотивы проглядывались и в его «Царе Эдипе».
Параллельно Игорь Федорович приезжал с гастролями в США. В 1939-м его пригласили в Гарвардский университет, где он читал цикл лекций «Музыкальная поэтика». Позднее композитор обосновался в Лос-Анджелесе и получил американское гражданство. Среди произведений этого периода можно выделить оперу «Похождения повесы» и балет «Орфей».
В 50-е Стравинский начал использовать в сочинениях так называемую серийную технику — метод композиции, где сочинитель применяет только серию из 12 неповторяющихся звуков. Первые эксперименты мастера прослеживаются в трудах 1952–1953 годов: «Кантате», «Септете» и «Трех песнях из Вильяма Шекспира».
Позднее специально для труппы хореографа Джорджа Баланчина инструменталист создал балет «Агон». Синопсисом для сочинения послужили французские придворные танцы XVII века. Баланчин впоследствии говорил, что «подобной музыки ему еще не приходилось слышать».
Осенью 1962-го Стравинский приехал с гастролями в СССР. Его концерты с успехом прошли в Москве и Ленинграде. Композитор лично дирижировал оркестром.
Работать он продолжал, несмотря на перенесенный инсульт. Одним из последних творений стали «Заупокойные песнопения». Это невероятно тонкое произведение, представленное композитором в 84 года, стало свидетельством его великого таланта и неиссякаемой энергии.
Личная жизнь
В 1906-м Игорь Федорович связал себя узами брака с кузиной Екатериной Носенко. Большую любовь молодых не остановило наличие родной крови. В браке у супругов родились четверо детей: мальчики Святослав и Федор и девочки Людмила и Милена. Сыновья стали выдающимися деятелями культуры: Святослав — виртуозным композитором и пианистом, Федор — художником. Биография Людмилы Стравинской интересна тем, что она стала супругой поэта Юрия Мандельштама.
Екатерина страдала от чахотки, поэтому зимовать семья уезжала за границу — сырой воздух Санкт-Петербурга не давал женщине дышать. Поскольку в 1914-м у супругов не получилось вернуться на родину, имущество и деньги, которые остались в родном городе, у них отобрали. Стравинский принял эту катастрофу близко к сердцу: помимо жены и наследников, он содержал мать, родную сестру и племянников.
Легенды и слухи не обошли личную жизнь Игоря Федоровича: ему приписывают любовные отношения с Коко Шанель. Она протянула мелодисту руку помощи в тот момент, когда он совсем остался без денег. Два года маэстро с семьей жил на вилле у модельера, она спонсировала его выступления, кормила и одевала семью.
Когда материальное состояние Стравинского выправилось, он покинул дом Шанель. Однако еще долгие годы она высылала ему деньги — все это стало основой для легенды о романе французского дизайнера и русского композитора.
В 1939-м Екатерины не стало, и, переехав в Америку, Игорь Федорович женился во второй раз на Вере Боссе, актрисе немого кино и художнице. В статусе супругов избранники прожили больше 30 лет.
Смерть
Стравинский ушел из жизни 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке, причиной смерти стала сердечная недостаточность. Вера Артуровна похоронила мужа в Венеции, на русской части кладбища Сан-Микеле, недалеко от могилы Дягилева. Через 11 лет она нашла упокоение рядом с Игорем Федоровичем.
Память
Имя мэтра было неоднократно увековечено: его носит музыкальная школа в городе Ломоносове, туристический теплоход и самолет авиакомпании «Аэрофлот». Помимо этого, в честь Стравинского назван кратер на Меркурии и астероид (4382 Stravinsky).
В украинском городе Устилуге, где Игорь Федорович жил с 1892 по 1914 год, в 1990-м открыли его первый в мире музей. Здесь собраны самые разнообразные экспонаты и материалы, запечатлевшие жизнь композитора, в том числе архивные фото.
В 2009-м вышел художественный фильм «Коко Шанель и Игорь Стравинский», посвященный отношениям между ними. Картина постановщика Яна Кунена закрывала Каннский кинофестиваль и претендовала на премию «Сезар» за лучшие костюмы.
Дискография
- 1906 — «Фавн и пастушка»
- 1908 — «Фантастическое скерцо»
- 1910 — балет «Жар-птица»
- 1911 — Балет «Петрушка»
- 1913 — «Весна священная, картины языческой Руси в 2 частях»
- 1914 — сказка«Соловей»
- 1918 — сказка «История солдата»
- 1920 — балет «Пульчинелла»
- 1922 — опера «Мавра»
- 1923 — хореографические сцены «Свадебка»
- 1927 — опера «Царь Эдип»
- 1928 — балет «Аполлон Мусагет»
- 1930 — «Симфония псалмов»
- 1931 — «Концерт для скрипки D-dur»
- 1942 — «Концертные танцы»
- 1954 — «4 русские песни»
- 1963 — «Авраам и Исаак»
- 1966 — «Заупокойные песнопения»
Интересные факты
- Один из самых известных портретов Стравинского принадлежит Пабло Пикассо. Путешествуя однажды по Риму, композитор завязал знакомство с художником. Пикассо впоследствии подарил новому приятелю его изображение собственной кисти в стиле футуризма.
- При жизни Игорь Федорович стал обладателем пяти премий Grammy, а в 1987-м ему посмертно вручили специальную награду Grammy Lifetime Achievement Award.
- Порой маэстро критиковал именитых и влиятельных коллег. Особенно он недолюбливал Антонио Вивальди, которого называл «занудой, сочиняющим один и тот же концерт по 600 раз».
- Стравинский свободно разговаривал на четырех языках, а писал на семи. Он хорошо знал русский, немецкий, французский, английский, итальянский, латинский и иврит.