Биография
Антонио Лучио Вивальди — итальянский композитор, воплотивший в своем творчестве всю изысканность и причудливость эстетики эпохи барокко. Он оставил богатое музыкальное наследие, которое было несправедливо забыто почти на два столетия. Вивальди прожил полную парадоксов жизнь. Его обществом наслаждались вельможи и короли, при этом последние свои дни он провел в нищете. Священный сан и давление инквизиции не помешали маэстро идти в ногу со временем и создавать произведения, в которых воспевалась любовь к жизни.
Детство и юность
Антонио родился 4 марта 1678 года в Венеции в семье цирюльника и музыканта Джованни Баттисты Вивальди и его супруги Камиллы. Джованни был родом из Брешии, а в десять лет поселился в Венеции вместе с матерью. В те времена цирюльники брили, стригли, завивали и помадили клиентов, а также развлекали их музицированием.
Вивальди-старший совмещал парикмахерское искусство с игрой на скрипке. Он стал скрипачом в соборе Святого Марка (в то время — придворной капелле), также его имя значится в списке основателей музыкального общества и даже на титульном листе одной оперы, датированной 1689 годом.
Директором упомянутого общества был композитор и автор опер Джованни Легренци. На основании этих фактов составители биографии Вивальди пришли к выводу, что композитор талантом и первыми шагам на музыкальном поприще обязан отцу, который привил ему любовь к скрипке и передал собственные навыки, идеальный слух и мастерство игры. Также существует версия, что юный Антонио обучался у Джованни Легренци.
Обстоятельства рождения Вивальди-младшего позволили выяснить точную дату его появления на свет. Дело в том, что мальчик родился недоношенным, на седьмом месяце. Акушерка, принимавшая роды, посоветовала сразу крестить ребенка на случай внезапной смерти. Спустя пару часов после рождения было совершено таинство крещения, о чем свидетельствует запись в церковной книге.
По легенде, в тот день в Венеции произошло землетрясение, и ребенок родился раньше положенного срока. Камилла якобы дала обет отдать сына в священнослужители, если он не умрет. Удивительно, но, несмотря на слабое здоровье, что отличало его от трех сестер и двоих братьев, Антонио выжил.
В детстве мальчику из-за астмы было трудно передвигаться, под запретом оказались и духовые инструменты. Зато любимая скрипка была в полном его распоряжении. Учился музыке будущий композитор у отца. Сведений о других местах, где он получал образование, нет. С десяти лет Антонио заменял Вивальди-старшего, играя в капелле Святого Марка.
С 13 лет подросток прислуживал при храме, открывая его врата. В дальнейшем юноша посвящался и в более высокие церковные должности. Мессу он служил только один раз, ему сделали послабление ввиду слабого здоровья, и Антонио получил возможность посвятить себя музыке.
В те времена венецианские священники совмещали написание концертов, духовной музыки со служением Богу. Это считалось столь же естественным, как и наличие музыкальных инструментов в каждой цирюльне. В XVII веке Венецианская республика была одним и самых просвещенных и культурных государств мира, а в области оперы, светской и духовной музыки задавала тон остальной Европе.
Музыка
В 25 лет Вивальди стал преподавать искусство игры на скрипке в венецианской консерватории Ospedale della Pietà. Консерваториями тогда именовались школы-приюты при монастырях, где обучались сироты и дети, чьи родители были не в состоянии их обеспечивать. Финансировались эти школы из средств республики.
Приюты для девочек специализировались на гуманитарных науках, особое внимание уделялось пению, музыке, исполнению духовных мелодий, псалмов и песнопений. Мальчикам, из которых готовили торговцев и ремесленников, преподавали точные науки.
Антонио стал мастером скрипки для юных воспитанниц приюта, а затем и учителем альта. В его обязанности входило ежемесячное написание концертов, кантат, вокальных произведений для солистов и хора, а также создание новых ораторий и концертов к каждому церковному празднику. Кроме того, педагог лично занимался с сиротами музыкой, игрой на инструментах и вокалом.
Вивальди работал в Pietà с 1703 по 1740 год, не считая восьмилетнего перерыва с 1715-го по 1723-й, а с 1713 года стал директором консерватории. Все эти годы композитор неустанно трудился. Только для приюта им написано более 60 произведений, включая кантаты, концерты для сольных, хоровых, оркестровых выступлений.
В 1705 и 1709 годах венецианские издательства опубликовали два опуса Вивальди по 12 сонат, в 1711-м — 12 концертов под названием «Гармоническое вдохновение». В те же годы о юном и талантливом композиторе впервые услышали за пределами Италии. В 1706-м Вивальди выступил во французском посольстве, а через три года его ораторию прослушал датский король Фредерик IV, которому Антонио впоследствии посвятил 12 сонат.
В 1712-м музыкант познакомился с немецким композитором Готфридом Штёльцелем, а спустя пять лет на три года переселился в Мантую по приглашению князя Филиппа Гессен-Дармштадтского.
С 1713 года Вивальди увлекся новым для себя видом музыкального искусства — светской оперой. Первой написанной им оперой стала «Оттон на вилле». Талантливого молодого человека заметили импресарио и меценаты, и вскоре Антонио получил заказ владельца театра Сан-Анджело на новую оперу.
По заявлению композитора, в период с 1713 по 1737 год он написал 94 оперы, но до наших дней дошло только 50 партитур с подтвержденным авторством великого Вивальди. Автора ждал ошеломительный успех, но светская слава оказалась недолгой. Искушенная в музыке венецианская публика вскоре нашла себе новых кумиров, и оперы Антонио вышли из моды.
В 1721-м маэстро посетил Милан, где представил драму «Сильвия», а на следующий год вернулся с ораторией на библейскую тему. С 1722 по 1725 год Вивальди жил в Риме, где писал новые оперы и выступал перед папой по личному приглашению. Для музыканта-священнослужителя это событие было огромной честью.
В 1723–1724 годах Вивальди написал знаменитые скрипичные концерты, ошибочно именуемые «Временами года» (правильное название — «Четыре времени года»). Каждый из них посвящен весне, зиме, лету и осени. По мнению большинства критиков и исследователей, эти концерты являются вершиной творчества маэстро и манифестом стиля барокко в музыке.
Революционность гениальных произведений состоит в том, что человеческое ухо отчетливо улавливает в музыке отражение процессов и явлений, свойственных тому или иному сезону. Так, в песне скрипки можно услышать шум бури и лай собак, комариный писк и бурление ручьев, детские голоса, трели птиц и даже падение конькобежца на льду.
Гастроли и странствия привели маэстро к знакомству с австрийским императором Карлом VI. Монарх был большим поклонником творчества Вивальди, и между ними завязались дружеские отношения. Удивительно, но по мере снижения популярности к музыке композитора на родине, в Венеции, росла его слава в Европе, при дворах французского и австрийского королей.
Под конец жизни удача оставила блистательного композитора, и он был вынужден продавать свои сонаты за копейки, лишь бы не прозябать в нищете. Разочаровавшись в венецианцах, разлюбивших его творения, Антонио решил перебраться в Вену, под крыло высочайшего почитателя его таланта — Карла VI.
К сожалению, вскоре после переезда композитора в Вену император скончался, потом началась война, и о маэстро забыли.
Личная жизнь
В качестве священнослужителя Антонио Вивальди дал обет безбрачия, поэтому говорить о его личной жизни не приходится. И все же недоброжелатели сумели усмотреть нарушение композитором приличий в его близких отношениях с воспитанницей консерватории Pietà Анной Жиро и ее сестрой Паолиной.
Вивальди был учителем и наставником Анны, которая, по воспоминаниям современников, привлекала внимание публики не силой и диапазоном голоса, а актерским дарованием. Для этой девушки композитор писал лучшие из опер, сочинял арии и проводил вместе с ней время на родине и в разъездах.
Сестра Анны, Паолина, боготворила маэстро и стала при нем добровольной медсестрой и сиделкой, помогая справляться с врожденными недугами и телесной слабостью. Высшее духовенство долгое время смотрело сквозь пальцы на увлечение маэстро светской музыкой и операми, но простить ему постоянное пребывание рядом двух молодых девушек не смогло.
В 1738 году кардинал-архиепископ Феррары, где должен был состояться очередной карнавал с неизменными операми, не пустил Вивальди и его спутниц в город, а также повелел отслужить мессу ввиду грехопадения композитора.
Смерть
Гениальный композитор скончался в бедности и одиночестве на чужбине, в Вене. Его жизнь оборвалась 28 июля 1741 года. В записях квартального врача значилась причина смерти — внутреннее воспаление. Имущество Вивальди было описано и продано за долги, а тело погребено на кладбище для бедняков. Только спустя месяц после кончины Антонио его младшие сестры получили печальное известие.
Память
После смерти Вивальди его имя было незаслуженно забыто. Пожалуй, только Иоганн Себастьян Бах искренне и глубоко любил музыку итальянца, долгое время оставаясь его единственным верным почитателем. Бах расшифровал десять концертов Антонио для разных инструментов и оркестра, и наследие венецианского композитора оказало ощутимое влияние на творчество органиста-виртуоза.
Большая заслуга в исследовании и открытии шедевров Вивальди для потомков принадлежит итальянскому музыковеду Альберто Джентили, который обнаружил 14 томов сочинений композитора в начале XX века. Началась новая волна популярности композитора. Его произведения нашли отклик в сердцах современников нового столетия.
Существует несколько изображений Антонио, одно из которых представлено на экспозиции в болонском Международном музее музыки. Единственный цветной портрет Вивальди, который знаком всем по фото в учебниках, вполне может быть изображением совершенно другого человека (на картине не указаны инициалы, а сам портрет не похож на другие портреты композитора). В первой половине XVIII столетия была создана карикатура на Вивальди мастером Пьером Леоне Гецци. Картина получила название «Рыжий священник».
Имя композитора использовалось в астрономии (в его честь назван кратер на Меркурии), в компьютерных технологиях при создании браузера. Инициалы музыканта присвоены институту в итальянской Сиене. В кинематографе образ Вивальди использовался уже в XXI веке. О композиторе были созданы биографические драмы французскими и итальянскими кинематографистами. А в России появился анимационный фильм «Сказки старого пианино. Антонио Вивальди».
Дискография
Оперы:
- 1713 — «Оттон в деревне»
- 1714 — «Роланд, мнимый безумец»
- 1716 — «Арсильда, царица Понта»
- 1717 — «Коронация Дария»
- 1719 — «Теузоне»
- 1719 — «Тит Манлий»
- 1727 —«Фарначе»
Оратории:
- 1716 «Торжествующая Юдифь»
- 1722 «Поклонение трёх волхвов Младенцу Иисусу»
- 1721 «Большая кантата «Глория и Гименей»
Кантаты для голоса с сопровождением:
- «Под сенью прекрасного бука»
- «Мой взгляд к нему направлен»
- «Амур, ты победил»
- «Исчезли вы, дни золотые»
- «Так плачьте, источники слёз»
Инструментальные концерты и сонаты, в том числе:
- «Буря на море»
- «Удовольствие»
- «Охота»
- «Времена года»
- «Ночь»
- «Щегленок»
- «Прелюдия»
Интересные факты
- Антонио Вивальди — первый композитор, создавший концерты для скрипки и оркестра, двух, четырех скрипок и двух мандолин.
- У маэстро было прозвище Рыжий священник из-за медного цвета волос, редкого среди венецианцев.
- Антонио прославился еще и тем, что мог за пять дней написать трехактную оперу и десятки музыкальных вариаций на одну тему.
- Пресловутое «Танго смерти», приписываемое Вивальди, на самом деле композиция под названием Palladio современного композитора Карла Дженкинса, а «Эльфийская песнь (ночь)» — трек группы Secret Garden.
- Рок-версия концерта «Летняя гроза (шторм)» из цикла «Времена года» в исполнении Ванессы Мэй — одна из самых популярных в мире мелодий.
- Многие произведения композитора оказались навсегда утеряны, например одна из трех композиций Gloria, неотъемлемая часть католической мессы.