Сергей Рахманинов — композитор и его музыка: факты о творце и его произведениях
Великий композитор Сергей Рахманинов в числе первых прославил русскую инструментальную музыку на весь мир. Помимо яркого композиторского таланта, он обладал неповторимым мастерством исполнения, но масса интересных фактов связаны не только с творческой деятельностью этого музыканта.
Происхождение
Рахманинов родом из Новгородской губернии. Потомственный дворянин, композитор, пианист и дирижер появился на свет 1 апреля 1873 года. Его дед тоже был музыкантом, играл на фортепиано, давал концерты. Отец Сергея — единственный из его девятерых детей, кто унаследовал способности к музыке. Правда, дальше любительского уровня не дошел, в отличие от собственного сына.
У родителей Рахманинова всего росло шестеро детей. Когда Сергею исполнилось 9 лет, отец с матерью расстались.
Образование
Еще мальчиком Сергей обратил родительское внимание на свое поведение, когда кто-нибудь музицировал. Ребенок буквально замирал на месте, переставая замечать, что происходит вокруг. Тогда родилось решение отдать сына учиться игре на пианино. Первые уроки ему преподала мама, которая сама выучилась этому в годы воспитания в пансионе. А затем музыкальный гений юного Рахманинова стал развиваться стремительно, как у Моцарта.
9-летнего Сережу отправили в консерваторию Санкт-Петербурга на отделение фортепиано. Уже на 13-м году жизни он встретился с Петром Чайковским — впоследствии великий композитор во многом повлиял на судьбу юного дарования.
Позже Сергей Васильевич оказался в Москве, где в 19 лет окончил получать образование в консерватории. При выпуске он получил золотую медаль — по сей день его считают наиболее одаренным за всю историю учебного заведения.
Начало творческого пути
Активная творческая жизнь Рахманинова началась еще в студенческие годы. Написав «Первый фортепианный концерт», он впервые узнал, что такое слава — о молодом таланте заговорила вся Москва. Сергею прочили большое композиторское будущее. Но вскоре столь яркий карьерный старт омрачил первый провал, связанный с выходом его «Первой симфонии». Произведение критиковали все кому не лень, заставив ранимого автора на 3 ближайших года отложить попытки что-либо написать и погрязнуть в депрессии.
Только в 1901 году, после длительного перерыва, он решился продолжить творческий путь и показать публике новое сочинение — таковым оказался «Второй фортепианный концерт». На этот раз талант автора оценили по достоинству. Произведение и сегодня относят к числу величайших в классической музыке.
Выдающиеся произведения
Дальше в творческой биографии Рахманинова наступила пора успехов. Среди прочего публика даже полюбила его сложнейшую по структуре «Сонату для фортепиано № 2» — сочинение, основанное на эффекте диссонанса.
В списке ярчайших достижений автора значится ряд иных творений. Например, «Вокализ» или 2 фортепианные сюиты для пары роялей либо 4 рук. Слушатели и специалисты отмечают его рапсодию, иначе именуемую «Вариациями на тему Паганини». Музыкант, столь же превосходно владевший инструментом, как и знаменитый итальянец, написал ярчайшее произведение, основанное на творчестве скрипача-виртуоза.
В творческой жизни Рахманинова случился новый перерыв. До 1926-го он не создавал ничего заметного. Современники не сомневались, что это связано с тоской эмигранта по родине. Но вдруг Сергей Васильевич выпустил «Концерт для фортепиано с оркестром № 4», а также ряд стилизованных русских песен и романсов, чем вновь заставил говорить о себе. На закате жизни он сочинил только 3 произведения, каждое из которых признано вершиной не только русской, но и мировой классической музыки. Последним его детищем стали созданные в 1940 году «Симфонические танцы».
Разрыв с родиной
Сергей Рахманинов заслужил всеобщее признание еще до революции 1917 года, проживая в России. С переворотом он решил уехать в Европу, а оттуда перебрался в США. Эмиграция, вызванная несогласием с политической обстановкой на родине, сопровождалась серьезным личностным кризисом.
Композитору было тяжело вновь сочинять. В первые 10 лет на чужбине он ничего не написал. Выручала только деятельность в качестве пианиста — Сергею Васильевичу удалось заработать достаточно, чтобы расплатиться с накопившимися долгами. Но потом на смену тяжелому периоду пришла пора востребованности.
Музыкант принялся давать частые выступления, гастролировать, увеличивать популярность у критиков, прессы и публики. Не последнее значение имел высокий уровень тогдашних гонораров. Но при ближайшем рассмотрении внешне благополучная жизнь перестает выглядеть столь радужно. До конца дней Рахманинов так и не сумел унять боль от осознания безвозвратного расставания с родной землей.
Разрыв с Россией всегда тревожил его. Из-за этого, как полагают биографы, его периодически одолевали депрессии, композитор был слишком чувствительным и замкнутым. На первых порах за границей он сторонился иностранцев, контактируя исключительно с русскими эмигрантами.
Меланхолия
Пессимистическое настроение нападало на Рахманинова куда чаще, чем жизнерадостное. Помимо тягот эмиграции, это было связано и с творческой деятельностью. Любая заминка в сочинительстве быстро заставляла его начать сомневаться в собственных способностях.
Гениального сочинителя мучили навязчивые мысли, что он бездарность и больше не сумеет дать миру нечто достойное. После провала «Первой симфонии» у него наступила депрессия. Но любопытно, что периоды творческих сомнений и самоуничижений случались у Сергея Васильевича и после неоспоримых успехов, например, по окончании с восторгом принятых публикой концертов. Бурная реакция слушателя давалась маэстро так же мучительно, как и творческие неудачи.
Помощь авиации
В течение жизни в США Сергей Рахманинов часто тратил гонорары на помощь другим эмигрантам из России, например, Ивану Бунину. А также известен случай, когда он выдал $5 тыс. Игорю Сикорскому. По тогдашним меркам это громадная сумма.
Авиаконструктор русского происхождения, вероятно, и не построил бы карьеры без столь щедрой поддержки в виде личных средств композитора.
Удивительные руки
Сергей Рахманинов известен тем, что природа одарила его удивительными кистями рук чрезвычайно больших размеров. Размах пальцев позволял охватить расстояние на пианино в 12 белых клавиш. Для сравнения: человек со стандартными руками в силах растянуть кисть, в лучшем случае, на 10 клавиш. Но при этом надо еще и красиво сыграть, а это уже крайне тяжело.
Сергей Васильевич свободно исполнял одной рукой интервалы в полторы октавы. Любопытно, что при столь редких размерах кисти Рахманинова выглядели весьма изящно. Их не портили такие частые для пианистов недостатки, как узлы на пальцах или вздувшиеся вены.
Особые руки помогали Рахманинову не только виртуозно играть, но и сочинять крайне тяжелую для исполнения музыку. Например, к числу труднейших в этом плане творений относится его 3-й концерт, неофициально именуемый произведением для 6 пальцев. Играть его так, чтобы не просто воспроизвести ноты, но и в полной мере передать всю эмоциональную гамму художественного полотна, могут лишь редкие пианисты.
Кашель в зале
За Рахманиновым водилась странная особенность: во время сценического исполнения он пристально слушал, что творится в зрительном зале.
Биографы композитора рассказывают историю, как во время одного концерта Сергей Васильевич внимательно прислушивался, не кашляет ли кто из зрителей. Если вдруг он улавливал ушами усиливающийся кашель, то пропускал следующую вариацию. Когда наступала тишина — играл по порядку.
Нелюбовь к прессе
Сергей Рахманинов старался избегать встреч с журналистами и фотографами. Не любивший чрезмерное внимание со стороны прессы, он однажды предпочел поселиться не в гостинице, а в железнодорожном вагоне.
Во время гастролей по Европе и Америке папарацци слишком назойливо преследовали композитора. В очередной раз рядом с ним очутился фотограф и принялся без спроса снимать. Реакция Сергея Васильевича заключалась в том, что он прикрыл лицо своими громадными ладонями и раздраженно попросил оставить его в покое.
Вскоре в газете напечатали фото, где он прячет лицо руками. Находчивые журналисты придумали подпись под снимком, говорившую о том, что эти руки стоят миллион долларов.
Дирижер-гипнотизер
Помимо музицирования на фортепиано, Сергей Рахманинов выступал как дирижер. Публика, критики и сами оркестранты оценивали его мастерство в руководстве музыкантами весьма высоко.
Сам Сергей Васильевич считал, что музыкант сумеет стать профессиональным дирижером, если ему присущи самообладание, спокойствие, уравновешенность. Обладавший этими качествами Рахманинов руководил оркестром так, словно гипнотизировал его. По крайней мере, такое впечатление складывалось у видевших его вживую за дирижерским пультом.
Кстати, при этой работе ему помогал и абсолютный слух. Дирижер слышал малейшую фальшь того или иного инструмента. Зафиксирован случай, когда однажды музыканты решили испытать маэстро. Они принялись специально фальшивить в одном и том же месте произведения. Сначала Сергей Васильевич промолчал, но на третий раз не выдержал и пригрозил, что выгонит из оркестра, если еще раз услышит у кого-то подобное.
Феноменальная память
Талант Рахманинова как композитора и пианиста известен широко. Меньше людей в курсе того, что он еще и обладал феноменальной музыкальной памятью. Ему хватало единственного прослушивания той или иной композиции, чтобы потом воспроизвести ее целиком без помарок.
В начале 1890-х произошел показательный случай. Однажды к учителю Сергея Васильевича пришел в гости друг, композитор Александр Глазунов. Он сел к роялю и сыграл фрагмент только что написанной собственной симфонии. Еще никто не слышал этого произведения.
После окончания игры педагог подозвал воспитанника — и юный Рахманинов от начала до конца повторил минутой ранее проигранное сочинение Глазунова. Тот поразился услышанным, а потом выяснилось, что во время его исполнения Сергей стоял за дверью и внимательно слушал музыку.
Борьба с нацизмом
В течение долгих лет, проведенных в эмиграции, Сергей Рахманинов старался не касаться политики. Отчасти убежденный противник большевизма пекся об оставшихся в СССР матери и брате — не хотел, чтобы по его милости у родных возникли неприятности. Тем временем был период, когда в советской прессе его называли злейшим врагом, фашистом, белоэмигрантом. Но потом началась Великая Отечественная.
С приходом войны Сергей Васильевич пошел на неожиданный для себя самого шаг. Он пусть и продолжал относиться к большевикам с неприязнью, но ставил судьбу родины выше идеологических разногласий. По этой причине музыкант принялся помогать советской власти в борьбе с нацизмом.
Когда гитлеровская армия вторглась в Советский Союз, композитор решил переводить треть получаемых доходов в фонд помощи СССР. В процессе путешествий по Северной Америке он регулярно отправлял десятки тысяч долларов на помощь воюющей родине. Собранные им средства шли на закупку медикаментов и пр. В итоге отношения Рахманинова с советской властью улучшились.
Смерть и наследники
Всю жизнь Сергей Васильевич оставался заядлым курильщиком. Не расставаясь с сигаретой при постоянной напряженной работе, он в зрелости заработал меланому. При этом до последнего композитор даже не подозревал, что подкралось онкологическое заболевание, и продолжал трудиться до конца дней.
За неделю до смерти Рахманинов выступил с большим концертом в США, еще не зная, что это его последний выход на сцену. Гений умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, в собственной квартире, не дожив до 70-летия всего 3 дня. Композитор мечтал быть похороненным в России, но этому не суждено было сбыться — последнее пристанище он нашел недалеко от Нью-Йорка, на кладбище Кенсико.
От брака с Натальей Сатиной у него остались две дочери. Ирина стала женой художника, князя Петра Волконского. В этом союзе родилась София. Вторая дочь композитора Татьяна стала пианисткой и педагогом. У ее сына Александра, уже в зрелости принявшего фамилию Рахманинов, появились правнучки великого гения — Эммануэль и Марина.
В памяти и культуре
Сегодня ряд памятных объектов, связанных с Рахманиновым, сосредоточены в Тамбовской области. В самом городе установлен памятник композитору. А еще в регионе открыт музей-усадьба. Десятки улиц названы в его честь не только в российских городах, но и в США и Испании. Также в мире действуют Рахманиновские сообщества — в России таковое существует с 1982 года.
Портреты дирижера, пианиста и композитора рисовали художники, например, Константин Сомов или Филипп Малявин. А в кино его образ впервые воплотил Олег Ефремов в картине 1979-го «Поэма о крыльях». Евгений Цыганов сыграл его в ленте 2007-го «Ветка сирени». Из последнего — актер Лев Зулькарнаев представил зрителю образ Рахманинова в сериале «Шаляпин». Кстати, 2023-й был объявлен в России годом Рахманинова, что предполагает проведение десятков музыкальных фестивалей и иных мероприятий, посвященных памяти и наследию Сергея Васильевича.
Сергей Рахманинов впервые сумел сплести в музыке разные тенденции народного искусства, филигранно синтезировал тематические мотивы, создав русский национальный стиль. Как исполнитель он для новых поколений пианистов признан эталоном, автором авторитетной русской фортепианной школы. А как композитор превратил русскую фортепианную музыку начала XX столетия в мировое достояние и остался в истории автором произведений, до сих пор входящих в репертуары всех серьезных музыкантов планеты.