Джироламо Савонарола и костры тщеславия: история жизни религиозного фанатика
Факты
31 марта 2023 г. 15:55
Время чтения: 14 минут

Джироламо Савонарола и костры тщеславия: история жизни религиозного фанатика

Флоренция – родина Ренессанса. Здесь творили Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи. Создавал свои скульптуры Микеланджело. Вместе с тем она была городом, где картины горели в кострах, а граждане ожидали конца света. Джироламо Савонарола пророчествовал, что вскоре Господь обрушит на головы горожан все грехи, которые они совершили за века. Интересные факты о пророке и флорентийцах – в материале 24СМИ.

Флоренция в XV веке

В XV веке Флоренция столкнулась с демографическим кризисом. В первой половине XIV столетия в городе жило 100–120 тысяч человек. Цифра основана на данных деклараций о доходах, которые заполняли горожане и подавали в синьорию. Она подтверждается свидетельствами историков, но к середине 1400-х жителей оказалось 40 тысяч, т. е. в три раза меньше.

Главные причины кризиса:

  • чума и эпидемии, охватывавшие регион в 1348-м, затем в 1363–1364, 1417, 1423–1424, 1430 годах;
  • гомосексуализм и тенденция к отказу горожан от деторождения.

Третья причина – войны. Флорентийские гонфалоньеры были успешны, но битвы опустошали казну быстрее, чем ее наполняли налоги.

Кризис в экономике коснулся не только Флоренции. В 1477 году банк Медичи закрывает отделение в Лондоне, в 1478-м – в Брюгге и Милане, в 1479-м – в Авиньоне и чуть позже в Лионе, а в 1495-м он окончательно обанкротился.

Бедность и несчастья, обрушившиеся на простых горожан, усиливали позиции церкви. Народ искал защиты у высших сил, и католическая церковь предлагала ее «в ассортименте». Состоятельным горожанам предлагалось покупать индульгенции – прощение грехов. Тому, кто не соблюдал пост или пропустил воскресную проповедь, предлагалось за умеренную плату купить Божье прощение.

Тем, у кого денег не было, странствующие проповедники предлагали другие варианты:

  • покаяться;
  • отказаться от того, что помешает войти в Царство Божие.

Доминиканский монах Джироламо Савонарола утверждал, что грехи сгорают в очистительном пламени. Топливом для костра послужат предметы роскоши – мебель, одежды, картины. И даже если человек умрет от чумы, то предстанет перед Богом духовно чистым.

Путь к религии

Джироламо Мария Франческо Маттео Савонарола – монах-доминиканец. Он родился 21 сентября 1452 года в итальянском городе Феррара. В середине XV века Италия состояла из разрозненных городов-государств. Самые известные – Венецианская и Флорентийская республики. Феррарой правило семейство д'Эсте. После вспышки чумы в 1439 году члены городского совета Феррары переехали во Флоренцию.

Дед Джироламо Савонаролы был главным придворным врачом Никколо III д'Эсте, человеком глубоко верующим и образованным. Поэтому члены его семьи строго придерживались «правильных» религиозных взглядов, и это оказало влияние на формирование личности и убеждений его внука.

Отец Джироламо считал, что мальчик продолжит семейную традицию, получит образование и станет врачом. Поэтому отправил сына учиться в Университет Феррары, а затем в медицинскую школу. Так Савонарола познакомился с произведениями Петрарки, идеями Платона и Аристотеля. Но в какой-то момент Джироламо отказался от светской карьеры и ударился в религию.

В биографии, записанной со слов Савонаролы, этому предшествовала речь неизвестного проповедника в Фаэнце. Услышав ее, Джироламо преисполнился решимости нести Слово Божие людям. Его младший брат Маурелио утверждал, что причиной послужила неудача в личной жизни. Джироламо сделал предложение руки и сердца Лаудомии Строцци, но девушка его отвергла. Тогда он решил присоединиться к доминиканскому ордену.

Моретто да Брешиа , Портрет доминиканского монаха , 1524 год, Музей Кастельвеккьо . Лицо мужчины приписывают Джироламо Савонароле (https://it.wikipedia.org/wiki/Girolamo_Savonarola#/media/File:Portrait_of_Girolamo_Savonarola_1524.jpg)
Моретто да Брешиа, Портрет доминиканского монаха, 1524 год, Музей палаццо Веккьо . Лицо мужчины приписывают Джироламо Савонароле / Фото: Wikipedia.org

Доминиканский орден

Доминиканцы – нищенствующие монахи. Основатель ордена – Доминик де Гусман Гарсес. Дата основания – 1203 год. Религиозные взгляды Джироламо Савонаролы происходят из мировоззрения ордена.

В 1203 году Доминик участвует в экспедиции епископа Диего де Асебо в Данию. Епископ должен договориться о помолвке испанского принца и племянницы датского короля. Миссию организовал правитель Испании Альфонсо VIII.

Путь дипломатов лежит через территорию альбигойцев, где католик Доминик де Гусман сталкивается с другим взглядом на веру. Воззрения альбигойцев противоречат католическому учению и считаются ересью. Но при этом альбигойцы ведут аскетический образ жизни, в отличие от епископа и его свиты. Доминик вдохновляется идеей наставить альбигойцев на путь истинной веры, но ему катастрофически не хватает аргументов. Из этой ситуации будущий основатель ордена доминиканцев сделал два вывода:

  • убедить людей может только проповедник, который приходит к заблудшим, а не тот, который сидит в храме и ждет, пока заблудшие сами его найдут;
  • чтобы быть убедительным, проповеднику стоит вести скромный образ жизни и передвигаться без свиты.

С практической точки зрения доминиканский орден сделал акцент на обучении людей и благотворительных акциях, организованных для нуждающихся. С точки зрения мистики они стремились достичь единения с Богом. Тот, кто достиг, считался одновременно Иисусом Христом и частью единого целого с Богом.

В XIX веке доминиканцы будут подражать нравственной жизни Христа. Но за 400 лет до этого, во времена Джироламо Савонаролы, важными были внутренние экстатические переживания, позволявшие монаху ощущать себя единым целым с природой, Богом или человечеством.

Савонарола — монах и проповедник

В 1475 году Джироламо Савонарола едет в Болонью, где вступает в монастырь Сан-Доменико. Через год послушника рукоположат в священники. Это дает ему возможность читать проповеди, а также углублять познания Святого Писания и писать религиозные труды. Через 3 года он отправляется в качестве наставника в Феррару. Считается, что этому назначению способствовал его конфликт с местным руководством. Молодой монах требовал изменить правила ордена и запретить монахам владеть частной собственностью.

В 1482-м он едет во Флоренцию. После не слишком успешного флорентийского дебюта Савонарола становится странствующим проповедником.

Памятник Савонароле , Пьяцца Савонарола, Флоренция (https://it.wikipedia.org/wiki/Girolamo_Savonarola#/media/File:Monumento_a_Savonarola_3.JPG)
Памятник Савонароле, Пьяцца Савонарола, Флоренция / Фото: Wikipedia.org

Савонарола и Медичи

Второй раз проповедник приехал во Флоренцию в 1490 году по приглашению Лоренцо Медичи, правившего республикой. Его приезд обострил идейный конфликт эпохи.

Марсилио Фичино – философ и друг правящего дома. Он знаком с платонизмом, учением Аристотеля, основами христианства. Фичино считал, что эпоха Возрождения дополняет христианство. У них одинаковые взгляды на космос и роль человека. Античная философия – своеобразное дополнение, позволяющее лучше понять христианство. Это основная концепция, которой придерживались друзья Лоренцо Медичи.

Савонарола выступает против этой трактовки. В проповедях он говорит о том, что «счастливый флорентиец» на самом деле несчастен. Его права и свободы отвлекают его от христианства, умаляют роль религии. Картины, скульптуры, наряды и карнавалы делают человека греховным. Поэтому все, что связано с Возрождением, подлежит запрету. Если флорентийцы этого не понимают, то Господь обрушит на их головы кары небесные и заставит заплатить за все грехи, совершенные горожанами за всю историю существования города. Этот час уже близок. Проповедник видит его в своих мистических видениях.

О случаях посещения Лоренцо Медичи проповедей Савонаролы ничего не известно. Но правитель знал содержание этих воззваний. В какой-то момент Савонароле удается убедить в своей правоте друзей Лоренцо – философа Джованни Пико делла Мирандолу и поэта Анджело Полициано.

Их интерес к новому учению растет, и в 1494 году Мирандолу и Полициано найдут мертвыми. Молва обвиняет в их убийстве Пьеро Медичи, сына правителя. Якобы он посчитал интерес Мирандолы к проповеднику предательством. В 2003-м профессор Джорджо Группиони провел судебно-медицинский анализ останков обоих друзей. Результат – оба могли отравиться мышьяком, но кто его подсыпал – установить не получится.

Начиная с 1492 года проповедник находится во враждебных отношениях с Медичи. Он обвиняет правящий дом в тирании. Требует запретить карнавалы, развлечения, республиканские свободы и призывает к массовому покаянию.

Находящийся при смерти Лоренцо пригласил Савонаролу, чтобы тот отпустил грехи, но проповедник якобы отказал. Также, по легенде, Савонарола предсказывал смерть Лоренцо. В ночь кончины правителя разразилась сильная гроза, и с купола кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре на прилегающую площадь упало навершие. На этом месте в брусчатку вставлена памятная плита.

Портрет Джироламо Савонаролы работы Фра Бартоломео , 1498 г. , масло на панели, Национальный музей Сан-Марко , Флоренция (https://it.wikipedia.org/wiki/Girolamo_Savonarola#/media/File:Girolamo_Savonarola_by_Fra_Bartolommeo_(1497).jpg)
Портрет Джироламо Савонаролы работы Фра Бартоломео, 1498 г. / Фото: Wikipedia.org)

Отношения Савонаролы с наследником Медичи, Пьеро, остались такими же враждебными, но изменилась политическая ситуация. Власть Медичи основывалась на договоре между кланами. Они признавали Медичи лидером, но от него требовалось обеспечить семействам процветание.

Поводом для катастрофы стало решение молодого французского короля Карла VIII предъявить права на трон Неаполитанского королевства. Его поддержали правители ряда итальянских городов-государств, в том числе папа римский Иннокентий VIII. Флоренция в этот момент занимала нейтральную позицию.

В начале сентября 1494 года войско Карла VIII пересекло Альпы и разгромило неаполитанскую армию. Пьеро Медичи, сделал худшее, что мог придумать. Он объявил, что заключает договор с Неаполем, собрал войско и помчался на помощь союзнику. Флорентийская республика потеряла войско и ряд городов. Разозленные недальновидностью Пьеро флорентийцы изгнали его из города.

В это время Савонарола продолжает вещать о грядущей расплате за грехи. Предсказывает, что грядет новый царь Кир, который разрушит Италию. Под Киром флорентийцы понимали приближающуюся армию короля Карла. Проповедник возглавил делегацию, выехавшую на переговоры с монархом. Сумел добиться заключения мирного соглашения и того, что город не был разграблен.

Читайте такжеТомас Торквемада — исторический портрет первого испанского инквизитора

Савонарола и Борджиа

Джироламо Савонаролу считают религиозным фанатиком. Это трудно отрицать, учитывая с каким остервенением он искал себе проблемы. Папский престол к этому времени занял новый папа Александр VI, также известный как Родриго Борджиа. Он остается союзником Неаполя и, соответственно, врагом Савонаролы.

Кроме политической вражды, духовный лидер флорентийцев открыто выступает против роскоши и разврата папского двора. В 1495 году папа приглашает проповедника в Рим для дачи объяснения. Савонарола понимает, что в Риме его ждет костер. Он отказывается, но продолжает критиковать папу.

Александр VI издает буллу, запрещающую доминиканцу проповедовать, но тот разрывает присланные бумаги и продолжает. В 1497 году папа отлучает его от церкви. В 1498-м Савонарола заходит еще дальше. Он провозглашает, что Александр VI не слишком-то и христианин, поэтому подчиняться ему необязательно, и начинает переписку со светскими правителями европейских стран. Цель – созвать всеобщий совет, свергнуть власть папы и начать реформу церкви.

Сегодня эти письма считаются поддельными. Их автор неизвестен, но его целью было доведение конфликта с папой до точки кипения, результатом чего станет казнь проповедника.

Проповедь Савонаролы во Флоренции. (Николай Ломтев, 1850-е годы) (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B0,_%D0%94%D0%B6%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%BE#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:202mtev_PropovedSavonaroly.jpg)
Проповедь Савонаролы во Флоренции. Николай Ломтев, 1850-е годы / Фото: Wikipedia.org

Религиозная республика

Режим, установленный во Флоренции, Савонарола называл «христианской республикой». Ее правителем считал Иисуса Христа как царя над всем миром.

Савонарола не занимал никаких государственных постов. Он считал власть одного человека тиранией и соглашался с тем, что городом должен руководить совет. Основным законом при нем становится Евангелие. Решения совета не должны вступать в противоречие с Писанием.

Костер тщеславия

Савонарола считал, что грехи сгорают в пламени. Для этого флорентийцы должны отдать предметы, ввергающие их во грех. От дома к дому бродили мальчишки-помощники, собиравшие мебель, книги, предметы роскоши. Все это складывалось на городской площади и торжественно сжигалось.

7 февраля 1497 года куча из предметов роскоши якобы достигала в окружности 12 м и в высоту 18 м. Это назвали «костром тщеславия». Кроме сбора вещей, подростки призывают горожан к покаянию и пожертвованиям в пользу бедных.

Костры тщеславия не изобретение Савонаролы. В 1-й половине XV века такие же сожжения устраивали монахи-бернардинцы в Сиене, но о предшественниках проповедника помнят только историки. В XX веке костер тщеславия становится символом эпохи в различных фильмах и компьютерных играх. Во 2-м сезоне сериала «Борджиа» ему посвящен отдельный эпизод.

Закат религиозной республики

По легенде, к свержению власти Савонаролы привело «досадное недоразумение». Проповедник вынес приговор очередному обвиняемому. Тот не признал вины и предложил испытание огнем. Это древнейший способ рассудить спорщиков. Нужно пройти сквозь горящий костер. Кто останется невредим, тот и прав. Повлиять на огонь нельзя, поэтому отсутствие ожогов расценивалось как проявление божественной защиты. Фанатичный проповедник якобы отказался пройти испытание. Это вызвало бунт. В результате его схватили и после пыток сожгли как лжепророка.

В литературе легенда существует в нескольких вариантах. Но исторические свидетельства считают более вероятным заговор, целью которого было восстановление власти Медичи. В 1498 году партия дворян, поддерживавших Медичи при возможной поддержке Александра VI подняла бунт. Джироламо Савонарола забаррикадировался в монастыре Сан-Марко, которым управлял. Но дверь подожгли, и к ночи заговорщики схватили проповедника вместе с двумя другими монахами. Их осудили, долго пытали, повесили, а затем сожгли 23 мая 1498 года.

Согласно легенде, у горящего Савонаролы, отломилась рука. Она падала на площадь в благословляющем жесте. Якобы, уходя в лучший мир, проповедник благословил неразумных горожан.

Пепел от сгоревшего костра собрали и сбросили в реку, чтобы воспрепятствовать созданию культа безвинно убиенного. Но со следующего дня Савонарола все равно стал легендой. По площади бродили дворянки, переодетые в служанок. Они собирали остатки пепла «для стирки». Кроме того, ночью кто-то украсил место казни цветами.

Так во Флоренции родилась новая традиция – «Фьорита» (La Fiorita). Каждый год в день сожжения на площади Синьории разбрасывают лепестки роз. В часовне Палаццо-Веккьо проводят торжественную мессу. Прихожане и священник идут от часовни к мосту Понте-Веккьо и бросают лепестки в реку Арно.

Сегодня на месте казни в брусчатку вделана круглая плита с памятной надписью. В монастыре в Прато хранятся реликвии с места казни. Это обожженный палец, якобы принадлежавший Савонароле, и железный ошейник, удерживавший труп на виселице.

Филиппо Дольчати (1443—1519). Казнь Савонаролы на площади Синьории в 1498 г. Флоренция, Музей Сан-Марко (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B0,_%D0%94%D0%B6%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%BE#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Filippo_Dolciati_(1443_-_1519)_Execution_of_Girolamo_Savonarola._1498,_Florence,_Museo_di_San_Marco.jpg)
Филиппо Дольчати (1443–1519). Казнь Савонаролы на площади Синьории в 1498 г. / Фото: Wikipedia.org

Пророк

Джироламо Савонарола все время подчеркивал, что обладает даром пророчествовать, а также общается с божественными сущностями. Так, во Флоренцию он якобы приехал не просто по приглашению Медичи, а потому что в пути встретил таинственного незнакомца, который повелел ему идти туда и выполнить то, зачем он прислан на землю.

Пророчества Савонаролы были мрачными – о грядущем апокалипсисе. Он предсказывал смерти королей и пап, включая смерть Лоренцо Медичи. Например, он говорил, что Бог за грехи покарает Лоренцо Медичи, папу Александра и неаполитанского короля. Они умрут в один год. Но на самом деле они умерли в 1492, 1503 и 1504 годах соответственно. О себе пророчествовал, что будет руководить Флоренцией 8 лет, после чего ему предстоит мученическая смерть, но управлял всего 4 года.

Пророчества монаха записаны в его трудах. Но при этом он считал, что астрологи не могут предсказывать будущее, и выступал против гороскопов. Об этом Савонарола написал трактат «Против астрологов».

Демагог

Эпоха Возрождения характеризуется развитием всех искусств, что прекрасно. Но Ренессанс столкнулся с рядом трудностей, против которых флорентийцы были бессильны (чума, смертность). С точки зрения социологии это идеальный момент для появления демагогов, людей, провозглашающих воодушевляющие лозунги, но на практике не совершивших ничего.

Джироламо Савонарола – человек, точно обрисовавший фактическое положение дел в стране, но это было очевидно каждому. Он перечислил причины, которые привели к ситуации (грехи). Пообещал реформу, в результате которой искоренится зло и наступит счастье. И замечательно ушел от ответственности: если счастье не наступит, то виновен не реформатор, а флорентийцы, которые недостаточно каялись или тайком грешили.

Первым, кто сразу же назвал Савонаролу демагогом, был флорентийский гуманист Марсилио Фичино, друг Лоренцо Медичи. Если точнее, то он использовал термин hipocrita, что переводится как «лицемер, нечестный человек». Мнение Фичино до сих пор не дает историкам сделать однозначную оценку личности проповедника.

Реформы Савонаролы

Реформатор из проповедника тоже не получился. Так считают экономисты. Самый популярный пример – 10%-й налог на имущество Decima. Савонарола ввел его вместо другого налога – Gabella. По сути, он планировал уменьшить прибыль богатых в пользу бедных. Но обремененные новым налогом богатые всего лишь подняли цены на продукты питания. Реального перераспределения финансов не произошло.

Чтобы на самом деле перераспределить деньги богатого меньшинства в пользу большинства, нужно разрабатывать целый комплекс мероприятий. Таких знаний у проповедника не было. А костры тщеславия – просто красивый жест и развлечение для народа, имитирующее бурную реформаторскую деятельность.

Савонарола в массовой культуре

Фамилия проповедника стала нарицательной и используется в ироничном значении. Обозначает излишне морализаторствующего человека – политика, священника, чиновника.

В кинематографе это второстепенный персонаж, на фоне которого развивается сюжетная линия главных героев. Например, в итальянской комедии «Трещина во времени» главные герои перемещаются на машине времени по эпохам, попадая в комические ситуации. Они даже оказываются в 1477 году, где встречают Лоренцо Медичи, Анджело Полициано, Мирандолу. Савонарола планирует их сжечь, но героев спасает машина времени.

Мемориальная плита на месте казни Савонаролы (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B0,_%D0%94%D0%B6%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%BE#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:SavonarolaPlaque_gobeirne.jpg)
Мемориальная плита на месте казни Савонаролы / Фото: Wikipedia.org
Читайте такжеАльбер Камю — жизнь и творчество французского экзистенциалиста

Последствия

После сожжения проповедника его последователи подверглись гонениям. Их бросали в тюрьмы и изгоняли из города. В Риме его учение сочли опасным, а книги запретили. Католическая церковь разрешила их публиковать только через несколько столетий.

Монахи из собора Сан-Марко создали из смерти Савонаролы культ «трех мучеников». Никколо Макиавелли обсудил с читателями проблему доминиканца в книге «Государь». Он написал, что если бы герои прошлого, такие как Моисей или Тесей были безоружными, то с ними произошло бы то же, что и с Джироламо, и мы бы никогда о них не узнали. Мартин Лютер говорил о Савонароле, что хотя его богословие не было совершенным, но «это образец истинного христианского богословия».

В конце мая 1997 года к юбилею (500 лет с момента смерти) орден доминиканских монахов обратился к флорентийскому архиепископу с просьбой начать канонизацию проповедника. Но Джироламо Савонарола по-прежнему «нарушитель» с точки зрения церкви, хотя и не еретик. Александр VI отлучил его от церкви не за ересь, а за неподчинение папскому приказу. Тем не менее при положительном решении архиепископа Ватикан отклонил просьбу о канонизации.

Читайте также