Флоренция — у истоков эпохи Возрождения: история города и другие факты
Флоренция ассоциируется с Медичи, мороженым и модой, но это не все. Это город, в котором созданы лучшие произведения искусства эпохи Ренессанса (Возрождения). Здесь жили и творили Леонардо да Винчи и Микеланджело, Данте и Макиавелли, а значит, в древней столице Флорентийской республики есть чем заняться и что посмотреть. Подробнее об эпохе и присутствии Флоренции в жизни каждого — в материале 24СМИ.
Рождение города
На протяжении четвертичного периода, 2,6 млн лет назад, равнина, на которой расположена Флоренция, была большим озером, граничившим с горами Монте-Альбано на западе, Монте-Джови на севере и предгорьями Кьянти на юге. Когда вода ушла, осталась равнина, усеянная прудами, болотами, небольшими озерами.
Первое поселение в месте слияния рек Муньоне и Арно создали этруски. Собственно, о том, был ли у этрусков город или они только контролировали местные холмы, историки спорят. Некоторые считают, что город был и его разрушил римский полководец Луций Корнелий Сулла.
Письменная история Флоренции начинается в 59 г. н. э. Во времена правления Юлия Цезаря римляне создали поселение для отставных легионеров. Поэтому архитектура ранней Флоренции напоминала военный лагерь, привычный солдату.
Происхождение имени города неизвестно. Популярная гипотеза гласит, что название происходит от древнеримского праздника, посвященного богине весны Флоре. Праздник назывался Флоралии. Другая теория утверждает, что «флоренция бирент» в переводе с этрусского означало «земля между водами» и указывало на поселение в месте слияния двух рек.
Кроме форта римляне начали строить два порта на берегах Арно и Муньоне. Соединила их виа Кассия — мощеная дорога, которая вела к морю и которую контролировали римские солдаты. С каждым годом форпост обрастал постройками, расширяясь во всех направлениях. Римляне построили акведук, форум (сегодня это площадь Пьяцца делла Република — площадь Республики), термы, найденные на площадь Синьории, театр и амфитеатр.
Современная Флоренция находится на берегах реки Арно и ее притоков (Терцоле, Греве), протекающих через город. Координаты на карте — 43°47′00″ с. ш. 11°15′00″ в. д. Город занимает площадь 102 кв. км.
География, погода и реки
Во Флоренции средиземноморский климат, как и в Венеции. Лето сухое и жаркое, а зимой погода влажная и холодная. Но в Венеции из-за большого количества воды жара доставляет больше неудобств, и, конечно, оба города периодически страдают от наводнений.
Весной и осенью из-за выпавшего снега в Апеннинах река может выйти из берегов и затопить территорию. Сильнейшее наводнение случилось 4 ноября 1966-го. Арно затопила исторический центр города, причинив ущерб художественному и архитектурному наследию. О том, каких высот достигал уровень воды, напоминают таблички, сделанные на стенах флорентийских домов. После наводнения 1966 года без крова остались 5 тысяч семей, разорились 6 тысяч магазинов. Река принесла на улицы 600 тысяч тонн грязи, сточных вод и щебня.
Однако отношения флорентийцев с рекой не исчерпывались категориями «река-кормилица» и «О ужас». Флоренция оказалась городом прагматиков. В 1503 году Леонардо да Винчи по приказу руководства Флорентийской республики, планировавшего завоевать Пизу, разрабатывал план изменения русла реки так, чтобы эту самую Пизу затопить. План не реализовали, но провели первое геологическое исследование русла и получили новые знания о процессах, его сформировавших.
Эпоха Возрождения
Эпоха итальянского Возрождения (Ренессанса) длилась с XIV по XVII век. Ренессанс характеризуется стремлением заново открыть и превзойти идеалы и достижения классической античности.
Возникает вопрос о том, почему именно Флоренция считается колыбелью Возрождения, а не Венеция, Рим или другой город. Секрет кроется в системе государственного устройства Италии и концентрации денег. В XV веке Италия состояла из независимых городов-государств. Флорентийская республика и ее главное поселение стали финансовым центром и банковской столицей страны, а жители оказались лидерами во всем, от искусства и науки до политики. Это влияние заметно до сих пор. Так, аэропорт Флоренции назван в честь флорентийского мореплавателя Америго Веспуччи. Статуями другого флорентийца, Микеланджело, люди не перестают восхищаться до сих пор.
Состоятельные горожане покровительствовали художникам и скульпторам, демонстрируя свое богатство и состояние через их работы. Кроме того, они способствовали росту уровня образованности в обществе, строили образовательные учреждения, помогали изучать древнегреческие тексты, продвигать идеи гуманизма, эстетики и многого другого.
Итальянский язык
Итальянский происходит из латыни, но является, по сути, флорентийским языком. В городах-государствах XV века говорили на разных диалектах. Возвышению флорентийского диалекта над другими помогала популярность флорентийца Данте Алигьери и его «Божественной комедии». Поэзия Данте стала базой для зарождавшейся европейской культурной традиции.
Культура и искусство
Влияние Ренессанса распространялось не только географически, но и в других сферах — искусстве, науке, торговле. Пока в Европе свирепствовала инквизиция, во Флоренции развивалось свободное общество. Каждый мог читать и изучать все, что хотел. Знания привели к большей терпимости во взглядах и стали основой для появления творений Возрождения.
В первую очередь эпоха ассоциируется с работами Леонардо да Винчи и Микеланджело. В отличие от средневековых работ, творцы Возрождения создавали в своих картинах трехмерные пространства и старались передать эмоции. Стало общепринятой истиной, что Божественное творение нужно изучать, любить и восхищаться им.
Медичи
Богатства дома Медичи способствовали их восхождению к роли повелителей Флоренции и главной семьи эпохи Возрождения. Первоначальный капитал Медичи создали на торговле шерстью. В XV веке они стали банкирами. Банк Медичи был крупнейшим в Европе.
Медичи правили Флоренцией с 1434 по 1737 год с небольшими перерывами, когда флорентийская знать изгоняла их и вновь пыталась воссоздать республику. Четыре папы римских происходят из рода Медичи. Это папы Лев X (1513–1521), Климент VII (1523–1534), Пий IV (1559–1565) и Лев XI. Герцоги Медичи покровительствовали художникам, архитекторам и мыслителям. Среди них Леонардо да Винчи и Микеланджело, Рафаэль и Брунеллески, Боттичелли, Макиавелли, Галилей.
Галерея Уффици — офис Козимо Медичи
В переводе с итальянского uffici означает «канцелярии» — то, что мы сегодня называем офисом. Таким задумал сооружение герцог Козимо I Медичи. Он снес старые постройки в районе, чтобы построить красивое здание, в котором разместятся городской магистрат, важные административные и судебные службы.
Строительство начали рядом с палаццо Веккьо — дворцом, расположенным на площади Синьории, а так как Козимо был меценатом и коллекционером, то здесь же разместилась его личная коллекция произведений искусства. Дата основания галереи — 1581 год. Сегодня галерея Уффици — один из известнейших музеев мира.
После смерти последнего представителя рода Медичи мужского пола в 1737 году Анна Мария Луиза Медичи позаботилась о том, чтобы часть семейной коллекции навсегда осталась во Флоренции. Сестра последнего правителя издала указ, по которому подарила картины, статуи и драгоценности городу при условии, что наследство рода будет доступно для общественного пользования и никогда не будет вывезено из Флоренции и Великого герцогства Тосканского.
Санта-Мария-дель-Фьоре — собор, строившийся 140 лет
Флоренция не всегда была баснословно богата. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре — ее самый знаменитый долгострой. Это третий по величине собор в мире после собора Святого Петра в Риме и собора Святого Павла в Лондоне.
Его строительство началось в 1296 году и закончилось в 1436-м. Архитектор успел завершить два пролета из трех и половину фасада, после чего строительство замерло из-за нехватки финансирования. Решение достроить принял герцог Франческо I Медичи. Фасад разобрали. Статуи с фасада заняли место в музее, а церковь отстроили по новому проекту.
Интересные факты:
- Собор возводился на месте старой церкви Санта-Репарата, которая уже не вмещала всех прихожан. Герцог решил, что новый собор назовет Санта-Мария-дель-Фьоре, объединив Богородицу с символом Флоренции. Но «несознательные граждане» продолжали называть собор по-старому. Тогда в Синьории издали специальный указ, повелевающий использовать новое название. Произошло это в апреле 1412 года.
- На строительство нового фасада был объявлен конкурс. Конкурсные работы архитекторов XV века сегодня выставлены во флорентийском музее Дуомо.
- В соборе читали не только проповеди. Флорентийцы собирались здесь, чтобы послушать «Божественную комедию» Данте. Это событие увековечено в картине, стоящей в левом нефе. Автор — Доменико ди Микелино. Картина выполнена на деревянных досках. На ней изображен Данте, читающий знаменитое произведение. За поэтом справа виднеется собор, палаццо Веккьо и колокольня Джотто. Слева изображены ад, чистилище и небеса.
- У собора Санта-Мария-дель-Фьоре самый большой каменный купол в мире. На его строительство ушло 4 млн кирпичей. Общий вес купола — 40 тысяч тонн. Его размер приближается к футбольному полю.
- Человек, спроектировавший купол, Филиппо Брунеллески, — ювелир. Он никогда не был зодчим и ничего не строил до того, как ему поручили возглавить возведение купола.
Флоренция — родина мороженого
По легенде, сладкое лакомство в том виде, в котором его знали жители XX века, впервые подавали на свадебном пиру Екатерины Медичи. Но легенда отличается от действительности.
Флорентийский продавец цыплят Руджери выиграл конкурс необычных блюд, организованный при дворе герцогов Медичи. Он подавал замороженный десерт. Екатерина пригласила Руджери с собой во Францию, чтобы показать французам, что итальянцы готовят ничуть не хуже. Однако повара французского королевского двора ненавидели итальянца, и тот вскоре уехал на родину, оставив королеве рецепт приготовления холодных лакомств.
В то же время при дворе Медичи во Флоренции организовали прием в честь испанских гостей герцога. На десерт подали крем со вкусом цитрусовых. Его создал Бернардо Буонталенти, архитектор, скульптор, живописец и дизайнер, в чью обязанность входила организация приема.
Согласно записям флорентийских хроник, Буонталенти взбил сливки с яйцом на холоде и добавил кусочки фруктов. С тех пор мороженое разошлось по всем странам в тысячах вариантов. В 1979 году флорентийские купцы организовали конкурс в память об изобретении Буонталенти. Его выиграл магазин мороженого Badiani, представив продукт, максимально приближенный ко вкусу оригинального рецепта.
Родина оперы
Первое музыкальное произведение, по характеристикам подпадающее под описание оперы, написано во Флоренции в 1598 году. Автор — Якопо Пери. Опера называлась «Дафна». К сожалению, большая часть этого музыкального произведения не сохранилась. Новый музыкальный жанр покорил Европу и доминировал на музыкальной сцене в течение следующих двух столетий.
Родина фортепиано
Автор музыкального инструмента — Бартоломео Кристофори. Дата создания — около 1700 года, хотя точный год неизвестен. Кристофори не нравилось отсутствие у музыканта контроля над громкостью звучания клавесина. Он доработал популярный среди аристократов музыкальный инструмент, заменив щипковый механизм молоточками. Так возникло фортепиано, способное воспроизводить и тихие, и громкие звуки.
Сады Медичи
Сады Боболи — исторический парк во Флоренции, открытый для посетителей в 1766 году. Его спроектировали по заказу Козимо Медичи для его первой жены Элеоноры Толедской. Сад Боболи стал моделью для всех последующих садов эпохи Возрождения.
Основная ось сада выполнена в форме амфитеатра. Растения посажены на террасах, орошаемых специально построенным водопроводом от реки Арно. Проложены широкие дорожки из гравия, установлены многочисленные скульптуры, созданы искусственные гроты. Среди достопримечательностей комплекса — фонтан Нептуна работы Стольдо Лоренци, скульптура Венеры работы Джамболоньи, гроты Бернардо Буонталенти.
Академия дизайна
Медичи не только оплачивали работы художников и скульпторов, но и поддерживали независимых художников. В 1563 году Козимо Медичи создал Академию дизайна во Флоренции, став ее номинальным руководителем вместе с Микеланджело. Членами академии могли стать только независимые художники, то есть те, кто не работал на гильдию. Для работы академии разработали устав, а для ее учеников ввели специальную образовательную программу.
Через 40 лет внук Козимо Лоренцо Медичи создал академию Медичи, где организовал выставку древних скульптур из личной коллекции и предоставил место с комнатами и садом, где могли работать скульпторы.
Флоренция в XXI веке
Чем выше концентрация произведений искусства на квадратный километр, тем больше в них скрытых или малозаметных деталей, элементов, ускользающих от первого взгляда туриста и даже искусствоведа.
Тюремные граффити Микеланджело
В 1527 году во Флоренции вспыхнул бунт против Медичи. Одним из главных сторонников беспорядков был Микеланджело. Поскольку заговор не увенчался успехом, скульптору пришлось скрываться. Он спрятался в секретной комнате капеллы Медичи, чтобы переждать, пока ситуация не успокоится. К сожалению, в секретной комнате ему пришлось жить три месяца, тайно выходя в город. А поскольку великому скульптору было скучно, он рисовал на стенах секретного хода то, что теперь называется граффити.
Интересно, что секретную комнату обнаружили только в 1976 году вместе с тайным проходом и набросками Микеланджело на стенах.
На Плацца-де-ля-Синьория стоит знаменитая статуя Давида работы Микеланджело, но это копия. Оригинал разбили во время беспорядков 1527 года. Тогда в Давида попал неудачно брошенный стул, расколов руку статуи на три части. После реставрации статую перенесли во Флорентийскую академическую галерею, а на прежнем месте поставили копию.
Мадонна с летающей тарелкой
Картина «Мадонна со святым Джованнино» датируется XVI веком. Автор точно неизвестен, подпись под изображением приписывает авторство Себастьяно Майнарди. Полотно демонстрируется в Зале Геркулеса в палаццо Веккьо.
На круглой картине в золоченой раме изображена Мадонна и двое играющих младенцев. Эллипсоид за головой Божьей Матери уфологи трактуют как изображение летающей тарелки. По мнению искусствоведов, серебристый эллипс за Мадонной — это ангел, принявший форму облака.
Могила Лизы Герардини
Помимо восхищения работами мастеров Ренессанса, некоторые наши современники испытывают непреодолимое желание «докопаться до истины». Самое известное полотно эпохи — «Джоконда» Леонардо да Винчи. Считается, что на портрете изображена Лиза Герардини, жена торговца шелком Франческо дель Джокондо. Искусствоведов давно волнует вопрос, действительно ли это так.
В мае 2011-го археологи начали работы в склепе монастыря Святой Урсулы, где, по документам, похоронена Мона Лиза. Планировалось найти ее череп и сравнить. Работами руководил профессор Сильвано Винчети. Ученые нашли три скелета, совместимых с возрастом Моны Лизы на момент смерти, но два из них были захоронены раньше модели Леонардо, а в третьем не удалось проверить содержание C-14 из-за плохой сохранности костей. В 2013-м исследователи планировали заняться изучением останков в родовом склепе дель Джокондо, но результаты этого исследования не были опубликованы.
Пальцы Галилея
Туристов часто упрекают в порче памятников, когда они пытаются взять «камешек на память». Но этот упрек с успехом применим ко всем поколениям.
Отношения астронома Галилео Галилея с церковью были сложными. После смерти ученого герцог Фердинандо II Медичи решил похоронить его в базилике Санта-Кроче рядом с родовыми гробницами Медичи. Папа Урбан VIII выразил протест, и тело пришлось хоронить в маленькой комнате рядом с часовней. Пока астронома перемещали, отвечавший за перевозку антиквар Антон Франческо Гори взял «сувенир» на память — отрезал Галилею средний палец. Сегодня палец — один из самых странных артефактов в музее Галилея, где хранится он вместе с другими «сувенирами», отрезанными при последующих перевозках, — пальцами и зубами.
Хлеб без соли
Традиционный флорентийский хлеб пекут без соли. Эта традиция возникла в XIV веке во время войны между Пизой и Флоренцией. Поставки соли шли из Пизы, и там решили, что если прекратить поставку, то флорентийцы не смогут печь хлеб и сдадутся. Что ж, флорентийцы начали печь хлеб без этого ингредиента. Через 700 лет после победы Флоренции традиция все еще сохранилась.
Флоренция — воплощение итальянского духа, колыбель Ренессанса и сокровищница, копившая произведения искусства и генерировавшая идеи на протяжении веков. Начать знакомство с городом можно с онлайн-экскурсий, созданных музеями в период пандемии COVID-19. Это позволяет получить общее представление о достопримечательностях и выбрать то, что хотелось бы увидеть в первую очередь.