Янтарная комната — история пропавшего шедевра
Солдаты Адольфа Гитлера похитили около 600 000 произведений искусства в странах Европы в годы Второй мировой войны. Янтарная комната – один из таких похищенных шедевров. Оригинал, подаренный Петру I правителем Пруссии Фридрихом Вильгельмом I, пропал. В Екатерининском дворце в 2003 году установили копию пропажи, что никак не уменьшило количество написанных о ней книг и фильмов, снятых о поисках. Интересные факты о достопримечательности – в материале 24СМИ.
История Янтарной комнаты
18 января 1701 года в Кенигсбергском замке состоялась коронация нового правителя Пруссии Фридриха I. Монарх считал королевскую резиденцию в Берлине недостаточно представительной и намеревался ее перестроить. Для этого приглашал ко двору лучших художников и талантливых архитекторов.
Создание Янтарной комнаты датируется 1701 годом. Первоначально она предназначалась для дворца Шарлоттенбург, но ее решили установить в Берлинском дворце, где комната находилась до 1712-го.
В 1713-м королем Пруссии стал сын Фридриха I и Софии Шарлотты Ганноверской – Фридрих Вильгельм. Его страсть – военные парады. Особую роль в них занимала рота королевских гвардейцев. Гренадеры непременно должны были быть высокого роста – не меньше 1,88 м, но найти высокорослых жителей в Пруссии сложно, поэтому Фридрих Вильгельм добывал их всеми возможными способами, в том числе договоренностями с иноземными правителями. Так, в 1716 году он обменял Янтарную комнату на роту гвардейцев от Петра I.
Историки до сих пор спорят о том, был ли смысл в королевском увлечении, обходившемся казне в немалые суммы. С одной стороны, высокие мужчины лучше управлялись с дульнозарядными винтовками. Так считают военные эксперты. Врачи, наоборот, уверяют, что большинство из королевских гренадеров страдали гигантизмом. Пациенты с этой болезнью не слишком физически выносливы и не подходят для выполнения боевых задач.
Архитектор Янтарной комнаты – Иоганн Фридрих Нильссон Эозандер. Швед по национальности, Эозандер отдавал предпочтение классицизму. Архитектура классицизма основана на древнегреческих и древнеримских постройках. В декоре стиль выражался:
- прямыми линиями;
- наличием симметрии относительно центра;
- отсутствием избыточного декора.
Детали для комнаты вытачивал мастер по янтарю Готфрид Вольфрам. Он прибыл на службу ко двору Фридриха I по рекомендации короля Дании Фридриха IV.
По легенде, Петру I, посетившему королевскую резиденцию в Берлине, просто понравился янтарный шедевр. Монархи решили обменяться подарками. Однако Петр так и не распаковал полученный презент, а правители, занимавшие престол после него (Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна и малолетний Иван VI), им не интересовались. Только дочь Петра, Елизавета Петровна, решила установить Янтарную комнату во дворце.
Императрица поручила установку декора итальянскому мастеру Александру Мартелли. Сначала ее разместили в Зимнем дворце, а затем из Санкт-Петербурга перевезли в загородный летний Екатерининский.
В Царском Селе работами руководил архитектор Бартоломео Франческо Растрелли. Первоначальное помещение, в котором стояла Янтарная комната, было в 6 раз меньше комнаты в новом дворце. Поэтому Растрелли добавил в отделку зеркала и золотые элементы по цвету, совпадающие с янтарем. Площадь помещения для монтажа панелей – 96 кв. м.
Пруссией к тому времени правил Фридрих II. Он приходился внуком Фридриху I. Король прислал Елизавете в подарок дополнительные элементы из янтаря для Янтарной комнаты.
Убранство
Основной материал для панелей, украшавших комнату, – янтарь. Он представляет собой застывшую смолу ископаемых хвойных деревьев. Всего насчитывается до 200 цветовых оттенков янтаря – от молочно-белого до буро-коричневого. Материал реагирует на влажность и солнце. Если янтарное украшение освещают солнечные лучи, то поверхность мутнеет и становится непрозрачной. Вернуть прозрачность помутневшему янтарю невозможно.
Пруссия владела самым большим месторождением янтаря в Европе. Поэтому прусские мастера освоили этот материал еще в XII веке и начали использовать его для изготовления подсвечников, табакерок, кубков. Из янтаря также создавали рамы для зеркал и портретов. Считается, что к XVIII веку прусские короли накопили много неиспользуемых рам для портретов. Также в королевских кладовых хранились неиспользованные куски добытого янтаря. Из них и решили создать первоначальную Янтарную комнату.
Работу выполнили в мозаичной технике. Для этого на деревянные панели наклеили кусочки янтаря, подвергшиеся гравировке с тыльной стороны. Благодаря этому солнечные лучи отражались от граней древней смолы и мерцали. Для усиления эффекта мерцания между древесиной и янтарем помещали кусочки фольги. Со временем клей, соединяющий элементы, усыхает, и мозаика распадается. Поэтому янтарному декору требуется периодическая реставрация.
Растрелли – сторонник барокко. Так в царскосельском варианте Янтарной комнаты появились пилястры, лепнина и другие барочные элементы. Декоратор разделил весь имеющийся материал на группы. Большие панели заняли центральную часть стены, перемежаясь с зеркалами в золоченых рамах. На верх и низ янтаря не хватало. Вместо него использовали художественную роспись стен и холст «под янтарь». Для росписи пригласили художника Ивана Бельского.
После Елизаветы Петровны активной поклонницей Янтарной комнаты стала императрица Екатерина II. Биографическая легенда гласит, что правительница любила пить кофе по утрам, но от этого у нее поднималось давление. Врачи рекомендовали два часа в день проводить в Янтарной комнате для его нормализации.
Части стен, раскрашенные «под янтарь», императрицу не вдохновляли. Она заказала в янтарной мастерской создание недостающих фрагментов. Работы велись 4 года. Для деталей карнизов использовали 450 кг янтаря. Создали 8 дополнительных деревянных щитов для нижней части комнаты и столько же филенок для пилястров в верхней части.
Рамы зеркал украсили вензелем «ЕП» в память о Елизавете Петровне. Чуть позже изъяли зеркала и на их место установили мозаичные панели, составленные из полудрагоценных поделочных камней. Завершили отделочные работы к 1770 году. Дополнял интерьер потолочный плафон. Он называется «Мудрость, охраняющая юность от соблазнов любви».
Исчезновение достопримечательности
Летом 1941 года началась Великая Отечественная война. В сентябре Екатерининский дворец заняли солдаты вермахта. Советская администрация эвакуировала часть сокровищ из дворца, но Янтарная комната в первоначальный план эвакуации не входила, а расширенный план затерялся. Поэтому сотрудники музея закрыли панели деревянными щитами и обоями.
Немцы сняли щиты и демонтировали достопримечательность в течение 36 часов. Упаковали в 27 ящиков и 14 октября 1941 года вывезли в Кенигсберг. Руководил работами капитан кавалерии граф Сольмс-Лаубах. Городская газета Königsberger Allgemeine Zeitung 13 ноября опубликовала статью о Янтарной комнате, выставленной в Кенигсбергском замке.
В 1944 году Кенигсберг оказался в пределах досягаемости самолетов союзников. Поэтому в марте того же года Янтарную комнату сняли со стен и упаковали в ящики. В августе 1944-го британские бомбардировщики ударили по городу. Это момент исчезновения достопримечательности. Дальше след ящиков теряется.
Судьба шедевра — версии
Местонахождение Янтарной комнаты неизвестно с 1945 года. Было сделано много заявлений, высказано предположений и домыслов о ее текущем расположении. Названо около 130 мест, где она могла бы оказаться спрятанной. Ее искали исследователи из разных стран, в том числе Министерство госбезопасности ГДР, но безрезультатно.
Место, где шедевр видели в последний раз, – Кенигсбергский дворец. В 1945 году он пострадал от пожара. Поэтому шедевр мог сгореть. Это первая из лежащих на поверхности версий.
В 1968 году руины дворца были взорваны по приказу Леонида Брежнева, планировавшего строительство Дома Советов на его месте. Но новое здание не было достроено, и в ноябре 2020 года губернатор Калининградской области Антон Алиханов сообщил о сносе руин. К этому моменту от дворца сохранилась часть подземных помещений. Янтарная комната может оказаться в одном из них под завалами.
Также популярна версия о том, что Янтарная комната затонула. К примеру, на борту пассажирского судна «Вильгельм Густлофф». Лайнер, почти четыре года прослуживший плавучей казармой для нацистских подводников, был потоплен советскими торпедами 30 января 1945-го после выхода из порта Гдыня.
Еще одна версия гласит, что Янтарная комната скрыта на границе Саксонии и Богемии, в Рудных горах. Немецко-американский кладоискатель Гельмут Гензель утверждал, что она лежит в заброшенной шахте вместе с 1,9 т нацистского золота, имуществом Мартина Бормана, картинами и бриллиантами узников концлагеря Терезиенштадт. Об этом кладоискателю якобы поведал бывший офицер СС, скрывавшийся в Бразилии. Территория с кладом относится к городу Дойчнойдорфу. Мэр города, подстрекаемый прессой, жаждавшей раскрытия тайн, организовал раскопки в районе, отмеченном Гензелем, но ни Янтарной комнаты, ни золота в шахте не обнаружили.
На клад в Рудных горах также намекал президент РФ Борис Ельцин. Эта версия подкрепляется тем, что Кенигсбергский и Геттингенский университеты хранили в горных комплексах университетские библиотеки и музейные коллекции, чтобы уберечь от авианалетов.
Среди других мест, где может лежать сокровище, называли лагуну у литовского города Неринга, секретные туннели в польском Валбжихе, тайные бункеры на северо-востоке Польши. Обсуждали также Вупперталь, родину Эриха Коха, а чьем ведении была территория Кенигсберга. Под лозунгом спасения сокровищ Великой Германии Кох не забывал наполнять собственные карманы. Среди успешно награбленного вполне могла оказаться Янтарная комната.
В годы войны часть предметов, относившихся к коллекции Янтарной комнаты, оказались похищены при невыясненных обстоятельствах. На это указывает мозаика, появившаяся в Северной Германии в 1997 году. Она была выставлена на рынке серого антиквариата за $2,5 млн. Второй предмет – комод. Его владелица сообщила, что купила мебель в антикварном магазине, не зная об истории ее происхождения. Оба предмета изъяты полицией и возвращены правительством Германии Российской Федерации.
Обнаруженный след
К 1979 году советское правительство, оценивая количество затраченных на них ресурсов и нулевой результат, признало поиски бесперспективными. Поэтому заказало копию комнаты. Через 24 года проект наконец завершился.
Оригинал заменили, но это не стало концом поисков. Стимул кроется в том, что эксперты оценивают стоимость подлинной Янтарной комнаты в $142–500 млн (по оценкам 2007 года). Поэтому сообщения о находках время от времени мелькают в прессе.
В феврале 2012 года News.mail.ru публикует статью о том, что в Мюнхене нашли коллекцию из 1,4 тыс. картин, конфискованных нацистами в 1930-х годах и считавшихся утраченными. Картины хранились в кладовке Корнелиуса Гурлитта. Отец 79-летнего немецкого пенсионера был арт-дилером во времена Третьего рейха. Также Гурлитт якобы знал о том, где спрятана Янтарная комната. Но самого дедушку об этом спросить не получилось. Интервью давал его двоюродный брат, сообщивший, что у его родственника нет желания общаться с прессой или полицией. В октябре 2017-го немецкие газеты пишут об исследователях, которые ищут следы шедевра в горах под Дрезденом.
В октябре 2020 года «Российская газета» публикует мнение историка Сергея Трифонова о том, что он нашел в Калининграде следы утерянного сокровища. По мнению Трифонова, шедевр хранится в бункере, который создавали для Отто Ляша, коменданта Кенигсберга. Сегодня бункер функционирует как музей, но часть его помещений затоплены. Среди них якобы и помещения, соединяющие бункер с подземельями замка, и там может храниться Янтарная комната.
Реконструкция
Янтарную комнату восстанавливали по сохранившимся фотографиям. В качестве материала использовали все тот же кенигсбергский янтарь. Только после переименования Кенигсберга в Калининград он стал называться калининградским. За время работы над созданием новой комнаты потрачено $11 млн. Часть из этой суммы профинансирована Германией – $3,5 млн от немецкой компании Ruhrgas AG.
Новая Янтарная комната находится на старом месте в Царском Селе. Ее официально открыли 31 мая 2003-го. Дату открытия приурочили к 300-летию со дня основания города Санкт-Петербурга. На мероприятии присутствовали главы государств – Герхард Шрёдер и Владимир Путин.
Янтарная комната сегодня
Музей-заповедник «Царское Село», к которому относится Екатерининский дворец, находится в 25 км от Санкт-Петербурга. Сюда отправляются автобусы от станций метро «Московская» и «Купчино». Для посещения двери музейного комплекса открыты с 9 до 19 часов, но билеты на экскурсии заказываются заранее через сайт заповедника.
Активные поиски оригинала не ведутся. Хотя время от времени историки анализируют доступную информацию и выдвигают новые версии местоположения достопримечательности. Их косвенно подкрепляют недостатки «пожарной версии»: янтарь горит, но при горении выделяет сильный аромат хвойного леса. При горении 6 т янтарных панелей запах ощущали бы жители города. Но никто об этом не упоминал. Поэтому искатели сокровищ продолжают надеяться на то, что Янтарная комната так и осталась лежать в каком-то скрытом хранилище.