Биография
Мориса Метерлинка прозвали «бельгийским Уильямом Шекспиром», подарившим читателям особые «философские сказки». На его творчество повлияли французские символисты, поэтому произведения наполнены оккультными и мистическими образами, которые многие находят увлекательными. Пьесы, стихи и эссе автора остаются читаемыми и спустя годы после его смерти.
Детство и юность
Мальчик, полное имя которого звучало как Морис Полидор Мари Бернар, родился в зажиточной семье Метерлинк в 1862-м и был старшим из трех детей. Он рос в семейном доме в центре Гента, где говорили на французском языке, ставшем родным для будущего писателя.
Мать Матильда Коллета Франсуаза была наследницей солидного состояния, а отец Полидор работал нотариусом в центральном бельгийском суде. В свободное время мужчина увлекался садоводством и земледелием, поэтому фамильный особняк окружали цветы и кустарники.
Получив начальное образование у гувернанток, Морис поступил в иезуитскую школу, где запрещали читать книги романтиков, написанные на французском языке. Детей заставляли учить цитаты из Библии и стихи о небесных благах, закрепляя знания с помощью наказаний и замечаний.
Из-за этого в детстве Метерлинк отвернулся от преподавателей и католической церкви, чем в значительной степени расстроил набожных отца и мать. Он сочинял рассказы и короткие поэтические произведения, которые по совету одноклассников однажды решил записать.
Постепенно это вошло в привычку, и подросток погрузился в творчество, отвлекавшее от напряженной психологической обстановки и неинтересных учебных тем. Но поначалу родители не были согласны с желанием сына посвятить себя писательскому ремеслу, они мечтали, что он выучится на юриста.
В начале 1880-х годов Морис повиновался воле семьи и поступил в университет Гента, где ему пришлось изучать историю и право. По окончании престижного заведения юноша некоторое время вел адвокатскую практику. Но затем Метерлинк отправился в Париж, чтобы познакомиться с символистами и заняться писательским ремеслом.
Книги
В 1888-м Метерлинк издал сборник «Оранжереи», где были объединены стихотворения, написанные в студенческие годы. Потом появилась пьеса «Принцесса Мален», отправленная Октаву Мирабо для рецензии, и вскоре восхищенный драматург и критик предоставил хвалебный ответ.
В 1890-х годах Морис сочинил еще ряд произведений, которые благодаря уникальному стилю прославили его в литературных кругах, среди них «Там, внутри» и «Семь принцесс». «Слепые» и «Пеллас и Мелизинда», пронизанные классическим духом символизма, рассказывали о том, как равнодушные люди без любви погружаются во мрак.
Похожие идеи бельгиец выразил в ряде философских эссе, самыми популярными из которых стали «Разум цветов» и «Жизнь пчел». Глубокие темы и прекрасные образы в сочетании с классической риторикой тронули каждого, кто их в то время прочел.
Критики, положительно отзывавшиеся о Метерлинке, говорили, что писатель постиг суть молчания, потому что его книги строились на недомолвках и десятках недосказанных фраз. Метафоричное изображение любви и смерти, а также характеры героев делали оригинальным и ценным любой напечатанный рассказ.
Вершиной литературного творчества бельгийца стала пьеса-притча «Синяя птица», основная часть которой была завершена в 1906-м, но официально она представлена на суд публики только спустя 2 года. Драматург показал, что счастье находится с человеком рядом, но многие его не замечают.
Интересен факт, что впервые произведение было поставлено на российской сцене, в МХТ, прославленным Константином Станиславским, который лично посетил драматурга и попросил разрешения на его использование. Критики остались в восторге от волшебства, подаренного зрителям режиссером и артистами. Сохранилось множество черно-белых фото участников труппы, работавших над спектаклем.
Не все знают, но позднее было написано продолжение «Синей птицы», получившее название «Обручение», которое повествует об уже повзрослевших героях и поисках любви. Но оно было не так популярно, как произведение о детях.
Высшую оценку творчество знаменитости получило в 1911 году. Метерлинк был удостоен Нобелевской премии. В торжественной речи была отмечена многогранность драматурга и философа, его поэтическое воображение и любовь к писательскому труду.
Признание подстегнуло Мориса двигаться в выбранном направлении, и он пополнил библиографию рядом новых произведений. В годы германской оккупации Бельгии в разгар Первой мировой войны писатель был преисполнен патриотических чувств и выразил намерение бороться за свободу своей страны на фронте. Из-за возраста в армию его не приняли, но он читал лекции, восславляя храбрость бельгийских солдат, а позже опубликовал притчу «Бургомистр Стильмонда», которую американские журналисты назвали «пьесой о Великой войне». Вскоре ее экранизировали.
В старости Морис Метерлинк отошел от драматургии, занявшись поэзией и публицистикой. Но философские эссе, написанные в тот период, из-за сложности понимания не стали популярными и только после смерти автора были по достоинству оценены.
Личная жизнь
Счастье в личной жизни писатель обрел уже в зрелом возрасте. В молодости он так и не женился и только с 1895 года связал себя длительными отношениями с актрисой Жоржеттой Леблан. Влюбленные хотели заключить брак, но не могли сделать это по множеству причин. Во-первых, возлюбленная Мориса уже была замужем за испанцем, и католическая церковь отказалась дать развод, а во-вторых, его консервативные родители были не рады такой невестке.
В итоге писатель и актриса решили, что будут просто жить вместе, несмотря на осуждение общества и пересуды. Леблан стала музой Мориса, его редактором и верным другом, помогавшим договориться с издательствами о публикации и продаже произведений. Драматург же в ответ дарил исполнительнице главные роли в своих пьесах, в числе которых «Мария Магдалина» и «Мария Виктория».
Со временем чувства угасли, пара распалась. Новой музой Метерлинка стала другая юная актриса — Рене Даон. На момент знакомства ей было всего 18 лет, в то время как писателю — уже под 50. Девушка играла в спектакле по произведению бельгийца, и он, заметив ее внимание, был чрезвычайно польщен.
Дальнейшие отношения развивались стремительно, и вскоре литератор женился на избраннице, которая обладала добрым характером и поддерживала мужа во всем. Когда в начале Второй мировой войны Мориса вынудили покинуть Европу, Рене без малейшего сожаления рассталась с актерским ремеслом. Долгие годы пара мечтала о детях, но в итоге у них родился недоношенный мертвый сын, что стало тяжелым испытанием.
Смерть
В конце жизни Метерлинк построил шикарную резиденцию в Ницце, но не смог насладиться комфортом из-за Второй мировой войны. Обладатель Нобелевской премии бежал от фашистов в Соединенные Штаты и находился там до 1947 года в обществе друзей и жены.
Когда представился случай вернуться во Францию, Морис ни минуты не раздумывал, потому что хотел поправить здоровье на почти родной гостеприимной земле. Но, оказавшись в собственном доме, он почувствовал опустошение и перестал писать.
К весне 1949 года здоровье литератора окончательно ухудшилось, и он уже не мог обходиться без помощи жены и врачей. Смерть, причиной которой стал сердечный приступ, настигла его ранним утром 6 мая, она потрясла друзей, родственников и сотни неравнодушных людей.
Библиография
- 1889 — «Оранжереи»
- 1896 — «Двенадцать песен»
- 1890 — «Слепые»
- 1894 — «Там внутри»
- 1901 — «Жизнь пчел»
- 1903 — «Чудо Святого Антония»
- 1907 — «Разум цветов»
- 1908 — «Синяя птица»
- 1913 — «Смерть»
- 1916 — «Мелочи войны»
- 1919 — «Бургомистр Стильмонда»
- 1926 — «Жизнь термитов»
- 1929 — «Иуда искариот»
- 1936 — «Тень крыльев»
- 1942 — «Иной мир, или Солнечные часы»
- 1948 — «Голубые пузыри» («Счастливые воспоминания»)
Интересные факты
- Именитыми знакомыми бельгийца являлись Оскар Уайльд и Огюст Роден. Писатель встречался с Камилем Сен-Сансом, Стефаном Малларме и Анатолем Франсом и показывал им наброски к пьесам, состоящим из философских сцен.
- В 1900-х годах литератор начал получать гонорары, и часть средств ушла на сохранение архитектурных памятников прошлых дней. Во время написания публицистических произведений он обитал в монастыре бенедиктинцев и помог спасти обитель от разорения.
- Бельгийский король Альберт I пожаловал Метерлинку титул графа за выдающиеся произведения и вклад в культуру родной страны.
- Морис написал мемуары «Счастливые воспоминания» (или «Голубые пузыри»). В них он рассказал о биографии, творчестве и собственном мировоззрении, поставив читателей и критиков на место беспристрастного жюри.
- Даже великим людям не удается избежать обвинений в плагиате. Так, автор подвергся критике за эссе «Жизнь муравьев» и «Жизнь термитов». Африканский исследователь Эжен Маре обвинил бельгийца в том, что тот скопировал и выдал за свои материалы его статьи, над которыми он работал долгие годы.