Биография
Ее стихи помогли ленинградцам выжить в насквозь промерзшем блокадном городе и не потерять человеческого достоинства. Умирающие от истощения люди слушали обращения поэтессы из черных тарелок репродукторов и укреплялись в вере дожить до окончания войны. Голос Ольги Берггольц не зря назвали символом Победы, а поэтессу — блокадной Мадонной и музой осажденного города.
Детство и юность
Ольга, или Ляля, как ее называли близкие, родилась весной 1910 года в городе на Неве и стала первым ребенком выпускника Дерптского университета, хирурга Федора Христофоровича Берггольца, обрусевшего немца. Мама Ольги Мария Тимофеевна Грустилина была женщиной интеллигентной и образованной, «из бывших». В браке родились две девочки — Ольга (Ляля) и Мария (Муся). Присматривать за детьми и домом женщине помогали няня и гувернантка.
Семья обитала в старинном доме у Невской заставы. Революция и гражданская война вырвали доктора Берггольца из мирной жизни — полевой хирург отправился на фронт. Голод и разруха заставили семью покинуть Петроград и перебраться в Углич. Берггольцы поселились в холодной комнате, когда-то келье бывшего монастыря. Недоедание, нищета, вши — Ляля и Муся в детстве испытали все тяготы военного времени. В Угличе Ольга пошла в школу. Позже родных оттуда забрал в Петроград отец, вернувшийся с фронта.
Дочерей Мария Тимофеевна воспитывала тургеневскими девушками: играла им произведения классиков, читала стихи. Если бы не революция, Ляля и Муся непременно стали бы гимназистками, ученицами института благородных девиц. Но правила и моду диктовало послереволюционное время. Внес лепту в воспитание детей и Федор Христофорович, атеист, учивший девочек, что религия — предрассудок, а верующие кисейные барышни — пережиток прошлого.
Ломка в сознании юной Ольги Берггольц произошла быстро: девочка отправилась в трудовую школу № 117, в 14 лет стала пионеркой и пролетарской активисткой, вступила в ряды ВЛКСМ. Тогда же она написала первые стихи под названием «Пионерам».
В 15 девушка пришла в рабочий клуб, где образовалось молодежное литературное объединение «Смена». Молодежь и подростки, упражнявшиеся в написании стихов, встречались с мэтрами. В клуб заходили Эдуард Багрицкий, Владимир Маяковский, Иосиф Уткин. Мастера поэтического слова делились опытом, слушали юных стихоплетов, давали советы.
Литература
Первые стихи 14-летней Ольги Берггольц появились в 1925 году в заводской стенгазете. А в 15 пламенные строчки «Песни о знамени» напечатала советская газета для детей и подростков «Ленинские искры».
Первая похвала литературному таланту Берггольц прозвучала из уст уважаемого мэтра Корнея Чуковского. На поэтическом вечере литобъединения «Смена» тоненькая светловолосая Ольга декламировала «Каменную дудку» — одно из первых авторских сочинений. Корней Иванович, обняв девочку за плечи, напророчил ей большое будущее.
Но творческая биография Берггольц развивалась не так стремительно, как хотелось. В 1920-е юных поэтесс с горящими глазами, стриженых, одетых в штурмовки цвета хаки было более чем достаточно. Берггольц мало отличалась от коллег, слава обходила ее стороной. В 1926 году Ольга вместе с талантливым коллегой из «Смены» Борисом Корниловым, в которого влюбилась без памяти, стала студенткой курсов искусствоведения. После их закрытия пара перешла на филологический факультет ленинградского университета.
Преддипломная практика Берггольц прошла во Владикавказе. Вчерашняя студентка восхищалась Кавказом, чувствуя неимоверное вдохновение. Она объездила Осетию, побывала на строительстве гидроэлектростанции, сутками бродила в горах и без устали сочиняла стихи — пока еще слабые, невыразительные.
Спустя два с половиной месяца творческая копилка Ольги Берггольц обогатилась тремя десятками публикаций, которые вышли в газете «Власть труда». Журналистская работа помогла Берггольц узнать жизнь, изучить людей, сформировать мировоззрение. Ольга так влюбилась в Кавказ, что планировала вернуться в эти края после окончания университета.
Судьба распорядилась иначе: получив диплом, выпускница отправилась в Казахстан. Она работала корреспондентом газеты «Советская степь», со вторым мужем Николаем Молчановым жила в тяжелых бытовых условиях, но чувствовала себя счастливой. Ольга писала статьи, очерки, рассказы. Вышел ее первый поэтический сборник для детей, названный «Зима-лето-попугай».
В Ленинград Ольга Берггольц вернулась в 1931 году и устроилась в заводскую газету предприятия «Электросила». В 1935-м вышла книга стихов, названная «Лирика». Берггольц приняли в Союз писателей. Но этот период жизни литератора ознаменовался цепью трагических событий.
После убийства Сергея Кирова в Северной столице начались чистки. Весной 1937 года советская пресса назначила «врагами народа» группу литераторов, в том числе и бывшего мужа поэтессы Бориса Корнилова. Берггольц за связь с опальным поэтом исключили из Союза писателей. Через три месяца журналистку уволили с работы. Она устроилась в школу, где преподавала детям русский язык и литературу.
В январе 1938-го вышло постановление «об ошибках парторганизаций», позволившее Ольге Берггольц надеяться на послабление травли. После заявления литератора ее восстановили в СП, в начале осени приняли в заводскую газету, на прежнее место. А вот бывшего мужа Бориса Корнилова расстреляли (реабилитировали в 1957-м).
Как оказалось, Берггольц «берегли» для более серьезного обвинения: в конце 1938 года Ольгу арестовали, назвав троцкисткой и участницей террористической группы, готовившей покушение на Андрея Жданова и Климента Ворошилова. На допросах женщину избивали, она потеряла ребенка. Из Берггольц выбили признательные показания, ей грозила расстрельная статья.
Спасение пришло от того, от кого Ольга Берггольц его не ожидала: помог выбраться из застенков Александр Фадеев. В деле писательницы появилась запись о даче показаний под давлением. Пережить случившееся помог муж Николай Молчанов. Но тихому семейному счастью помешала начавшаяся Великая Отечественная война.
Война
Муж Ольги Берггольц отправился на фронт, хотя имел инвалидность. В январе 1942-го у Молчанова обострилась эпилепсия, он попал в госпиталь и 29 января скончался. Весной 1942 года отца Ольги Берггольц назвали социально опасным элементом (причиной стала немецкая фамилия) и выслали в Красноярск. У поэтессы диагностировали дистрофию, друзья переправили ее в Москву, спасая жизнь. Женщина вернулась через 2 месяца. Она работала на радио, ее голос для изможденных ленинградцев стал родным.
Радиопередачи Берггольц, олицетворявшей мужество жителей города на Неве, после войны вошли в сборник «Говорит Ленинград». В «Ленинградской поэме» перед читателями вставал образ осажденного города. Это лишь одно из нескольких десятков произведений о блокаде Ленинграда, наиболее пронзительное. Под пером Ольги Федоровны в те страшные годы родились поэмы «Февральский дневник» и «Памяти защитников».
После войны Берггольц написала книгу «Дневные звезды» — философский дневник, обобщивший пережитое. Наконец страна оценила заслуги литератора, осыпав Ольгу Берггольц орденами и медалями. Но главной наградой стала народная любовь и звание «ленинградской Мадонны». Известные всем строчки поэтессы высекли на мемориале Пискаревского кладбища:
«Никто не забыт и ничто не забыто».
Но трудности в жизни Ольги Федоровны не прекратились и после Победы. Ей вменяли в вину дружбу с Анной Ахматовой, книгу «Говорит Ленинград» изъяли из библиотек. Зимой 1948 года не стало отца поэтессы. Совокупность пережитых страданий сказалась на израненной трагедиями психике женщины: Берггольц попала в лечебницу для душевнобольных.
После выхода из больницы Ольга Федоровна писала пьесы, которые ставились в театрах Ленинграда. Тогда же появилось стихотворение «Ничто не вернется», строки которого были пропитаны отчаяньем:
«Я все потеряла — к чему же за малость цепляться. // Мне не во что верить, а веры — не выдумать снова…»
Дневники Берггольц после смерти писательницы конфисковали, опубликованы они были гораздо позже — в трехтомнике сочинений в 1990 году. В них Ольга Федоровна безжалостно бичевала власть, допустившую страшные людские жертвы в войне.
Личная жизнь
Счастье улыбалось Ольге Берггольц редко. Ее личная жизнь была полна разочарований и потерь. Юношеская любовь к талантливому Борису Корнилову окончилась расставанием: звездная болезнь мужа переросла в алкоголизм. Расставания и примирения измотали Ольгу. Муж ушел, оставив дочь Ирину. В последний раз они увиделись незадолго до смерти Корнилова.
Ольга Берггольц вышла замуж во второй раз. Николай Молчанов оказался главным мужчиной в ее жизни, он прощал мимолетные романы и боготворил жену.
В браке с Молчановым родилась вторая дочь — Майя. Спустя год, в 1932-м, девочка умерла. А через 4 года скончалась старшая дочь Ира, причиной смерти стала болезнь сердца. Все последующие беременности Ольги Берггольц прерывались. Последний раз женщина потеряла ребенка в застенках НКВД.
Женское счастье ненадолго улыбнулось «блокадной Мадонне» после смерти Николая Молчанова. Сотрудник радиокомитета Георгий Макогоненко позаботился о поэтессе, когда она, изможденная голодом и горем, утратила желание цепляться за жизнь. Позже о любви к нему Ольга Федоровна написала стихотворение под названием «Бабье лето».
Будни и рутина перемололи чувство. Георгий оставил Ольгу, в его жизни появилась другая женщина. В старости на ночном столике Ольги Берггольц стояло фото второго мужа — Николая Молчанова.
Смерть
Ольги Федоровны не стало 13 ноября 1975 года. Музе блокадного Ленинграда исполнилось всего лишь 65.
Похоронили поэтессу не там, где она завещала — на Пискаревском кладбище, среди друзей, умерших в блокаду. Могила Ольги Берггольц расположилась на Волковском кладбище, на Литераторских мостках. Памятник установили через 30 лет, в 2005-м.
Именем писательницы назвали улицу в Невском районе, на которой позже расположился суд. Имя Берггольц носит и улица в центре Углича.
Фильмы
По главной книге Берггольц — автобиографической повести «Дневные звезды» — в 1966 году Игорь Таланкин начал снимать одноименный фильм. Премьера состоялась лишь через 2 года, но, будучи урезанной цензурой, лента все равно попала «на полку». Однако позже на 30-м Венецианском кинофестивале работа получила «Золотую медаль участия».
Гран-при 42-го Московского международного кинофестиваля получила лента о войне «Блокадный дневник», основанная на воспоминаниях поэтессы.
В сюжет картины «Седьмая симфония», вышедшей осенью 2021 года, тоже была вплетена история жизни Ольги Федоровны, а ее образ на экране воплотила Виктория Толстоганова. К премьере артисты, занятые в ленте, записали ролик на стихи поэтессы.
О судьбе «блокадной Мадонны» была снята документальная лента «Как невозможно жили мы».
Библиография
- 1935 — «Лирика»
- 1944 — «Ленинградский дневник»
- 1946 — «Говорит Ленинград»
- 1960 — «Дневные звезды»
- 1967 — Избранные произведения в 2-х томах
- 1967 — «Дневные звезды»
- 1970 — «Верность»
Интересные факты
- В Санкт-Петербурге создали музей, посвященный Ольге Берггольц.
- В честь 100-летия поэтессы издательство «Азбука» выпустило книгу «Ольга. Запретный дневник», куда вошли письма и заметки Берггольц, полные откровений, а также материалы ее следственного дела, найденные в 2009 году, и, конечно, стихи. Позже по ней был поставлен одноименный спектакль.
- Руководство Санкт-Петербурга признало заслуги Ольги Федоровны во время блокады, наградив ее званием почетного жителя города.