Биография
Андрея Александровича Жданова соратники, а позже историки называли вероятным преемником Иосифа Сталина. Советским гражданам, интеллигенции Жданов запомнился «ждановщиной» или «доктриной Жданова» – навязываемым идеологическим учением. Новая философия художественного творчества, которую лелеял видный партийный деятель, была направлена на изоляцию советской культуры от иностранного влияния.
Детство и юность
Родился будущий идеолог соцреализма в феврале 1896 года в Мариуполе, в интеллигентной семье. Отец работал инспектором народных училищ. Дед Андрея Жданова по линии мамы – Павел Платонов-Горский – православный библеист, инспектор Московской Духовной академии. Дед по отцу – сельский священник Рязанской губернии. Отец Жданова пошел стопами родителя: окончил духовную семинарию, потом духовную академию в столице. Оставшись доцентом на кафедре, стал первым исследователем «Апокалипсиса» и увлекся идеями марксизма, за что был с треском изгнан из академии.
Александр Жданов оказал на сына влияние, привив ему идеи социал-демократии. После смерти главы семейства мама с детьми – сыном Андреем и тремя дочерьми – переехала в Тверь. В 1915 году Жданов с одной «четверкой» окончил реальное училище. В том же году стал членом ВКП (б).
Летом 1916 года Андрея Жданова призвали на службу в студенческий батальон в Царицыно. Через год Жданов – юнкер пехотного училища – попал в запасной пехотный полк, дислоцирующийся в уральском Шадринске.
Политика
Биография Андрея Жданова тесно связана с партией большевиков. С 1915 года, после вступления в партийные ряды, 16-летний юноша стремительно взбирается по карьерной лестнице. Зимой 1917-о Жданова ввели в состав шадринского Комитета общественного спасения. Вскоре он становится заместителем председателя и участвует в ликвидации беспорядков, случившихся после разгрома спиртохранилища: крупнейшие на Урале запасы спирта комитетчики спустили в реку Исеть.
Молодой коммунист Андрей Жданов в 1918 году стал инициатором и исполнителем закрытия эсеровского издания в Шадринске и организатором большевистской газеты. В том же году его отправили в Пермь руководить подготовительными курсами политработников.
Летом 1918 года Жданова назначили инспектором-организатором агитационного бюро в Уральском окружном военкомате. Как сильный идеолог, Андрей Жданов служит сотрудником политотдела 3-й, а потом 5-й армий Восточного фронта Рабоче-крестьянской Красной армии. Спустя год ему доверили преподавать политграмоту на кавалерийских командных курсах РККА.
В 1922 году Андрей Жданов стал председателем губисполкома. На толкового 26-летнего коммуниста обратил внимание Сталин, и в 1925 году Жданов - кандидат, а через 2 года член ЦК ВКП(б).
В 1934-м Андрей Александрович Жданов – секретарь ЦК, а после убийства Сергея Кирова секретарь обкома и горкома партии в Ленинграде. Через 4 года генсек возвысил Жданова до председателя Верховного Совета. Его называют проводником сталинского террора, но отмечают меньшую активность, чем у Вячеслава Молотова и Лазаря Кагановича. Но подпись Андрея Жданова стоит под 176 «расстрельными» списками.
Летом 1940 года его направляют в Эстонию, где Жданов занят созданием советской республики и присоединением ее к СССР.
Во время Великой Отечественной войны Андрей Александрович Жданов сыграл роль в обороне блокадного Ленинграда. В январе 1945 его освободили от обязанностей Первого секретаря обкома и горкома северной столицы, но влияние в городе политик сохранил.
В 1946-м Иосиф Виссарионович доверил Андрею Жданову курировать культурную политику в СССР, и тот рьяно взялся исполнять задачу. В конце того же года он раскритиковал творчество Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Поэзии Ахматовой Жданов приклеил ярлык «совершенно далекая от народа», а Зощенко «удостоился» характеристики «литературный подонок».
В конце 1940-х подвижник социалистического реализма Андрей Жданов клеймит представителей «реакционного мракобесия и ренегатства» – поэтов Серебряного века Дмитрия Мережковского, Вячеслава Иванова, Андрея Белого и Зинаиду Гиппиус. Августовский доклад 1946 года стал основой постановления «О журналах «Звезда» и «Ленинград»». В нем Жданов провозгласил, что «аполитичное искусство – это идеологическая диверсия», а единственно возможный конфликт, допускаемый в произведениях советской культуры – «конфликт между хорошим и лучшим».
В феврале 1948-о сталинский идеолог взялся «чистить» ряды музыкантов, назвав процесс «борьбой с формализмом». Под «чистки» попали композиторы Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян и десятки других.
Но в 1948-м Андрей Жданов попал в немилость сам. В июне генсек послал его и Георгия Маленкова в Бухарест, где на встрече Коминформа делегатам доверили осудить Югославию и Иосипа Броз Тито. Жданов в отличии от Маленкова проявил мягкотелость. Сталин снял бывшего фаворита со всех постов и заменил Георгием Маленковым.
Личная жизнь
Женой Андрея Жданова стала Зинаида Кондратьева, дочь ссыльного. У супругов родился сын Юрий Жданов, женившийся на дочери Сталина - Светлане Аллилуевой. В 1950-м, через два года после смерти Андрея Жданова, у него родилась внучка Катя. А через два года Юрий и Светлана расстались.
Юрий Андреевич Жданов стал ученым-химиком, профессором, ректором Ростовского университета. Во времена горбачевской перестройки подвергся гонениям.
Жена Андрея Жданова умерла в 1973 году. Сына не стало в 2006-м.
Смерть
В мемуарах Никита Хрущев называет Жданова "алкоголиком", утверждая, что Сталин в последние месяцы кричал на фаворита, настаивая заменить алкоголь фруктовыми соками.
Соратники Жданова придерживаются иного мнения, утверждая, что Иосиф Виссарионович рассматривал Андрея Александровича как преемника, но подорванное здоровье и слабое сердце последнего, а также интриги Лаврентия Берии и Георгия Маленкова перечеркнули планы генсека.
После провала в Югославии проблемы со здоровьем усугубились: Андрей Жданов попал в ведомственный санаторий близ Валдая, где умер 31 августа 1948 года. Причина смерти – сердечная недостаточность.
Лечащий врач Лидия Тимашук не согласилась с мнением консилиума кремлевского лечебно-санитарного управления, поставившего Жданову диагноз инфаркт. Тимашук написала письмо в ЦК, где указала на неправильные методы лечения, приведшие к смерти пациента. В 1952 году на записку обратили внимание: она стала основанием для «дела врачей», а Жданова объявили жертвой «врачей-вредителей».
Андрея Жданова похоронили у Кремлевской стены, на Красной площади. Родной город переименовали в Жданов в 1948 году, воздвигнув на центральной площади памятник знаменитому мариупольцу. Но в 1989 году городу вернули название Мариуполь, а в следующем году демонтировали памятник.