Биография
За свою творческую биографию Алексею Балабанову удалось создать образ героя постсоветской эпохи с его легендами, желаниями и противоречивой судьбой. Фильмы режиссера навсегда зафиксировали образ давно ушедшего времени, войдя в число лучших российских кинокартин.
Детство и юность
Кинорежиссер Алексей Октябринович Балабанов появился на свет 25 февраля 1959 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Отец мальчика Октябрин Сергеевич работал на Свердловской киностудии. Будучи по образованию научным журналистом, он занимал должность главного редактора объединения научно-популярных фильмов. Мама Инга Александровна получила образование медика, руководила местным НИИ физиотерапии и курортологии.
Интерес к творчеству проявился у Алексея еще в детстве. Мальчик обожал читать, с удовольствием ходил в кино и занимался музыкой. Некоторое время он играл на ритм-гитаре в школьной музыкальной группе, которую создал вместе с друзьями.
Но, по словам матери, после окончания школы юноша твердо решил связать жизнь с кино. Родители считали, что для этого нужно сперва получить более серьезное образование, знать иностранный язык. Посоветовавшись с друзьями, они убедили сына поступить в Горьковский педагогический институт иностранных языков, где он освоил профессию переводчика. Балабанов был старательным студентом, во время учебы ездил на практику в Англию, что произвело незабываемое впечатление.
В 1981 году, получив диплом института, Алексей начал службу в рядах Советской армии. Находясь в течении двух лет на посту офицера военно-транспортной авиации, он получил жизненный опыт, который впоследствии воплотился в его кинематографических работах. В те годы молодому человеку приходилось много путешествовать: в составе своей воинской части он выполнял задачи в странах Азии и на Африканском континенте.
Отдельной страницей биографии стало участие в Афганской войне. Противоречивые события, свидетелем которых будущий режиссер стал в молодости, а также истории и армейские легенды, услышанные в кругу сослуживцев, позже легли в основу одной из самых тяжелых для восприятия зрителем картин Балабанова — «Груз 200».
В родной город Алексей возвратился в 1983 году. Он уже знал, что не будет работать по специальности. Отец устроил сына на киностудию в качестве ассистента режиссера документального кино. Тогда парню хотелось снимать хронику, но постепенно возник интерес и к художественным фильмам.
В то время Свердловск переживал расцвет андеграундной культуры. В городе, находящемся на достаточном удалении от столицы и властных кругов, появилась своя школа рок-музыки. Алексей Балабанов был лично знаком с участниками группы «Наутилус Помпилиус». Музыка этого коллектива впоследствии сопровождала многие картины великого режиссера, сливаясь в единое целое с эстетикой Балабанова.
Фильмы
Четыре года Балабанов трудился на Свердловской киностудии. Дебютной работой режиссера стала картина «Раньше было другое время», снятая спонтанно в 1985 году. Как позднее вспоминал мастер, его попросил о помощи оператор, которому не хватало ресурсов на дипломную работу в связи с ограниченным бюджетом. Алексей за одну ночь написал сценарий фильма, куда пригласил друзей из группы «Наутилус Помпилиус», а в качестве массовки задействовал посетителей ресторана, выбранного местом съемок.
После этого Балабанов все же решил получить профессиональное образование и поступил во ВГИК. Но он остался недоволен качеством преподавания и в итоге стал студентом Высших курсов сценаристов и режиссеров.
К моменту окончания учебы в 1990 году у постановщика уже было несколько работ, в которых он снимал в качестве приглашенных звезд музыкантов Свердловского рок-клуба. В дальнейшем одним из постоянных участников актерского состава в фильмах Балабанова стал Виктор Сухоруков.
Первый вышедший в прокат совместный проект назывался «Счастливые дни». В картине воплотились некоторые сюжеты творчества Сэмюела Бэккета, основоположника «театра абсурда» в литературе. Фильм был представлен во внеконкурсной программе Каннского фестиваля и отмечен российскими фестивальными премиями.
Значимым событием в жизни знаменитости стало знакомство с продюсером Сергеем Сельяновым. Вместе они учредили кинокомпанию «СТВ», благодаря которой Балабанов и снял большинство фильмов. В 1994 году вышла их первая работа — «Замок», созданная на основе романа одного из любимых писателей режиссера — Франца Кафки.
К концу 90-х Алексей Октябринович уже стал заметной фигурой в кинематографе. Всенародную любовь ему принес вышедший в 1997 году фильм «Брат». Главную роль сыграл Сергей Бодров – младший, которого мастер заприметил благодаря ленте «Кавказский пленник». После этого никого другого он в роли Данилы Багрова снимать уже не захотел.
Бюджет ленты был до того ограниченным, что средства выделялись в основном на пленку. Актеры и команда работали преимущественно на энтузиазме, но в итоге драма стала культовой. Она была отмечена Гран-при «Кинотавра» и призами фестивалей в Турине, Котбусе и Триесте.
Сценарий следующей работы мастера под названием «Про уродов и людей» появился еще в 1993-м, но был реализован только спустя 5 лет. Лента не была предназначена для широкой аудитории и получила неоднозначные отзывы. Несмотря на это, она была отмечена премией «Ника».
В 2000 году Алексей Октябринович завершил фильм, повествующий о дальнейшей судьбе героя Сергея Бодрова, — «Брат-2». Если первая картина являлась артефактом эпохи, то вторая была выполнена скорее как прощание с иллюзиями 90-х годов.
Показ картины «Война» привел к обвинениям Балабанова в неполиткорректности. Ее действие происходит на Северном Кавказе во время второй чеченской войны. Съемки проходили вдалеке от мест, где проходили реальные боевые действия, но многие артисты вспоминали, что на площадке попадали в опасные условия и даже рисковали жизнью.
В 2002 году постановщик пережил трагедию — погиб Сергей Бодров. Тоска по другу полностью захватила Балабанова, и, чтобы отвлечь режиссера, Сельянов начал приносить сценарии, написанные другими авторами. До этого Алексей Октябринович создавал сюжеты сам.
Так появились 2 работы, выполненные в более игровой и ироничной манере. В 2005-м Балабанов выпустил черную комедию «Жмурки», где уже откровенно высмеивал прошедшие «лихие» 90-е. Через год в прокат вышла мелодрама с Ренатой Литвиновой «Мне не больно», отмеченная критиками.
Затем кинематографист снял свой наиболее сложный проект в фильмографии — «Груз 200». Основная смысловая нагрузка картины содержится в контрастной демонстрации «ультранасилия» изнанки советского общества, которое внешне стремится казаться благополучным. Из-за обилия жестоких сцен картина была запрещена во многих городах России. Главные роли сыграли молодая актриса Агния Кузнецова и прославленный Алексей Серебряков.
До 2012 года Алексей Октябринович работал над фильмом-притчей «Я тоже хочу». Герои отправляются на поиски артефакта, мистической «колокольни счастья», расположенной где-то в российской провинции. В этой картине Балабанов снялся в роли себя самого — режиссера, который умирает, будучи отвергнутым этой колокольней. Настоящая покосившаяся колокольня на острове в Вологодской области, выбранная мастером для съемки, обрушилась через сорок дней после его смерти.
Личная жизнь
Личная жизнь мастера сложилась не сразу, Балабанов был дважды женат. От первой жены Ирины у него родился сын Федор. Он получил юридическое образование и начал работу в компании «СТВ». Второй наследник знаменитости, Петр, появился в браке с художником по костюмам Надеждой Васильевой. С ней режиссер познакомился во время работы над фильмом «Замок».
Смерть
18 мая 2013 года в санатории «Дюны» сердце великого мастера перестало биться. Причиной смерти Алексея Октябриновича была названа острая сердечная недостаточность. Отпевание режиссера состоялось в Санкт-Петербурге, в Князь-Владимирском соборе, 21 мая. На похоронах присутствовали около 200 человек — родные, коллеги и поклонники. Могила Балабанова расположена на Смоленском кладбище.
Память
В память о кинодеятеле в екатеринбургской гимназии, где он учился, открыли памятную табличку. Спустя 5 лет, в 2021 году, мемориальная доска появилась и в Нижнем Новгороде, в государственном лингвистическом университете.
Образ знаменитости увековечен в документальных и художественных лентах. Юрий Быков посвятил ему свою работу «Дурак», а в 2018 году был представлен фильм «Балабанов — гениальный русский режиссер» блогера и журналиста Юрия Дудя (решением Минюста РФ внесен в реестр СМИ — иностранных агентов).
Спустя 2 года на Первом канале вышла документальная картина «Найти своих и успокоиться», посвященная автору. В декабре 2022 года Любовь Аркус показала свое видение последних лет жизни кинематографиста в проекте «Балабанов. Колокольня. Реквием». Туда вошли закадровые видео со съемок драмы «Я тоже хочу».
Незадолго до этого, в октябре, в пространстве «Севкабель Порт» открылась выставка «Балабанов», где были представлены архивные записи, фото, черновики знаменитости.
Фильмография
- 1987 — «Раньше было другое время»
- 1989 — «Настя и Егор»
- 1992 — «Счастливые дни»
- 1994 — «Замок»
- 1997 — «Брат»
- 2000 — «Брат 2»
- 2002 — «Война»
- 2005 — «Жмурки»
- 2007 — «Груз 200»
- 2012 — «Я тоже хочу»
Интересные факты
- Алексей Октябринович был из тех мастеров, которые умеют работать собранно и быстро, всегда знают, чего хотят. К примеру, сценарий «Брата-2» он написал меньше чем за 2 недели.
- В числе любимых картин режиссера были «Земля» Александра Довженко, «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино.
- Балабанов был верующим человеком и мечтал попасть в рай, чтобы встретить там своего отца. В последние годы он близко общался с настоятелем храма в Угличе отцом Рафаилом.