Биография
Сергей Бодров — младший известен как сценарист, режиссер, телеведущий и киноактер. Его «Брат» стал классикой российского кинематографа, для многих зрителей персонаж превратился в символ поколения 90-х, а реплики героя поклонники быстро разобрали на цитаты.
Детство и юность
Сергей Сергеевич Бодров — сын известного кинорежиссера Сергея Бодрова — старшего, родился 27 декабря 1971 года в Москве. Мама актера была искусствоведом, поэтому вся семья имеет прямое отношение к творчеству. Родители часто подолгу работали, и, будучи маленьким, Сережа часто оставался наедине с собой.
В детстве Сергей мечтал стать актером, но отец отговаривал его, так как, по мнению родителя, мальчик был слишком спокойным для этой профессии. В юности у Бодрова появились странные мечты стать мусорщиком, чтобы ездить по городу на оранжевой машине, а мысли о кино в те годы не возникали.
Сергей окончил общеобразовательную школу Москвы в классе с изучением французского языка. Его учителя вспоминают, что парень был в меру взбалмошным и порой непоседой, но при этом никогда не творил пакостей. К труду Бодров был подготовлен с ранних лет, так как еженедельно вместе с классом посещал фабрику «Ударница», где ребята упаковывали сладости. На деньги, полученные от труда, школа организовывала экскурсии для детей.
По окончанию школы Бодров-младший изъявил желание поступить во ВГИК, но известный отец объяснил Сергею, что к кино должна быть особая страсть, а не просто желание выучиться. В молодости у юноши не было никаких чувств к кинематографу, а тем более страсти, поэтому он поступил на исторический факультет МГУ.
Сокурсники младшего Бодрова считали парня везучим из-за известности отца. Но наличие звездного папы никогда не влияло на проявление таланта Сергея. Университет он окончил с красным дипломом, поступив после этого в аспирантуру. Тогда молодой человек планировал стать библиотекарем или работником музея.
Фильмы
Дебют Сергея на экранах кинематографа состоялся в 1989 году в картине Бодрова-старшего «Свобода — это рай». Его персонаж был малолетним дебоширом, который сидел в одной камере с главным героем. Для короткого сюжета потребовался бритый наголо юноша. Актеры отказывались бриться ради эпизода, и единственным, кого Бодров-старший уговорил или заставил, оказался его собственный сын.
Будучи студентом, Сергей попробовал себя в съемках ленты «Кавказский пленник», куда попал совершенно случайно: отец взял сына с собой в Дагестан снимать картину. Бодров-младший готов был выполнять любую работу, но его удостоили одной из главных ролей. Кинолента была успешной, ее отметили на Каннском фестивале, фильм был отмечен наградами на различных фестивалях: в Сочи, Карловых Варах и Сиднее.
Своей игрой непрофессиональный актер поразил даже Олега Меньшикова, своего напарника по фильму. Съемочная группа с удивлением констатировала, что молодой парень, никогда не обучавшийся актерскому делу, сыграл лучше и убедительнее мастера своего дела. Тогда Бодров-младший получил свой первый приз за лучший актерский дебют. Кроме того, артист удостоился наград за лучшую роль и стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации 1997 года в области литературы и искусства.
Актерский мир и слава навалились на молодого человека совершенно внезапно. Сам Бодров-младший не считал себя артистом и готов был постоянно повторять прессе, что он не артист. Он не обучался актерскому искусству, а игра в кадре не была для него профессией, он считал ее поступком.
В 1996 году Сергею посчастливилось познакомиться с Алексеем Балабановым на фестивале в Сочи, который привел его на студию СТВ. В тот момент как раз работали над культовой картиной «Брат», где Бодров-младший воплотил Данилу. Никто не рассчитывал, что лента с рекордно низким бюджетом ($ 10 тыс.) и новичком в главной роли станет успешной: режиссер просто хотел заработать денег на другой свой проект — «Про уродов и людей».
Кастинга как такового не было, роли сразу писались под Бодрова, Светлану Письмиченко и Виктора Сухорукова. В 90-е творческие работники сидели без дела, поэтому актеры и питерские музыканты согласились работать за символические гонорары или вовсе бесплатно, в эпизодах и массовке задействовали бездомных. В качестве пленки использовали коробку «Кодака», которая осталась со съемок «Анны Карениной» с Софи Марсо. Драма вышла резонансной и заработала в прокате $ 1,6 млн.
Фильм вызвал недовольство СМИ, так как, по их мнению, кинолента кишит расизмом. Одновременно с этими обвинениями звучали и противоположные: критики считали проект русофобским, ориентированным только на западного зрителя и выставляющим родную страну в неприглядном свете. Тем не менее российские поклонники восприняли эту работу по-другому. На фестивале в Сочи «Брат» получил Гран-при. Данила стал кумиром для миллионов телезрителей. За рубежом проект тоже получил признание и награды на фестивале в Чикаго.
Персонажа Сергея не раз обвиняли в излишней простоте и примитивности. Актер и сам это признавал, но в защиту своего героя ответил прессе, что мир еще достаточно погружен в хаос и иногда просто нужны такие персонажи, которые выскажут, казалось бы, очевидные и основополагающие вещи и будут эти вещи защищать.
В 1998-м число работ Сергея Бодрова — младшего пополнил «Стрингер». И лента, и персонаж вышли неубедительными. Затем вышел «Восток-Запад», получивший номинацию на «Оскар». Обе роли нельзя назвать значительными в фильмографии актера.
В 2000 году состоялась долгожданная премьера «Брата-2». Как и предыдущую часть, работу серьезно раскритиковали, но это не помешало картине вновь стать культовой. Страна буквально сходила с ума по Даниле. Почти моментально вышли компьютерная игра по мотивам фильма, документальный проект о создании «Брата-2» и сборники саундтреков к картине, на крупнейших площадках столицы давались концерты, состоящие из песен к ленте.
Большую часть картины снимали в США: в Чикаго, Нью-Йорке и Питтсбурге. С этим было связано множество забавных случаев. Как признавался актер, самым сложным для него, выпускника МГУ и культуролога, было разговаривать с американцами на кривоватом английском объема средней школы. Кроме того, русская съемочная группа не раз поражала своих американских коллег. По сюжету главным героям нужно было самопальное оружие, которое реквизиторы никак не могли предоставить, и тогда такой нужный самопал за считанные минуты сделал русский оператор. Позже русские уговорили пограничников поставить настоящий штамп в реквизитный паспорт Данилы.
В 2001-м году артист снова снялся в картине Бодрова-старшего под названием «Давай сделаем это по-быстрому», тоже в США, но на этот раз в Калифорнии. Сергей сыграл охранника русского бизнесмена.
Большинство фильмов с Бодровым-младшим создавались его отцом, но у Сергея были режиссерские работы. Он стал соавтором сценария к киноленте «Сестры», в которой сыграл эпизодическую роль.
Прослушивания на главные роли Бодров проводил самостоятельно, в течение месяца беседуя с претендентками. Желающих было очень много, ежедневно выстраивалась очередь из около трехсот девочек. Сергей выбрал Оксану Акиньшину и Катю Горину, чем открыл девушкам дорогу в кинематограф.
Режиссер хотел найти простых и искренних молодых актрис, которые не будут стремиться ему понравиться и тем более не окажутся восторженными поклонницами. Именно поэтому его и зацепила дерзкая и нагловатая Акиньшина, которая мечтала быть моделью, а не актрисой и на пробы пришла только из-за требования агентства. Для Оксаны Бодров стал наставником в актерском деле.
Картина получила признание как лучший дебют. Сергей рассказал прессе, что ему понравилось режиссировать фильмы, создавать и развивать собственный мир, Он обещал поклонникам продолжить снимать собственное кино. Но «Сестры» стали единственной режиссерской работой в творческой биографии Бодрова-младшего.
В 2001 году Сергей сыграл в картине Балабанова «Война», которая снималась в Чечне и на Северном Кавказе. После премьеры фильм получил приз «Золотая роза». Тогда Бодров-младший стал лауреатом премии «Ника». В следующем году актер появился на экране в киноленте «Медвежий поцелуй».
В 2008-м состоялась премьера драматического фильма режиссера Алексея Балабанова «Морфий» о жизни российской глубинки начала XX века, снятый по сценарию Бодрова-младшего. В основу сюжета легли мотивы цикла Михаила Булгакова «Записки юного врача». Роль главного героя, доктора-морфиниста, которого воплотил Леонид Бичевин, должен был сыграть Сергей. Лента получила положительные отзывы критиков, но оглушительно провалилась в прокате: при бюджете в $ 3,6 млн собрала в кинотеатрах только $ 0,77 млн.
Телевидение
В начале 90-х спортивный и худощавый Сергей (рост, по разным источникам, от 175 до 188 см, вес 73 кг) появился на телевидении в качестве ведущего «Марафон-15. Старт» — специальной рубрики программы «Марафон-15». Вместе с соведущими Аркадием Бритовым и Екатериной Аветисян Бодров писал сценарии для выпусков.
В 1996 году Сергей участвовал в телепрограмме «Взгляд», но не в качестве гостя, а как ведущий и соавтор, где задержался на 4 года. После проекта у актера остались теплые воспоминания и ощущение того, что он получил долгосрочный урок.
В роли телеведущего Сергей попробовал себя в «Последнем герое» в 2001-м. На телешоу 16 человек на необитаемом острове соревновались в конкурсах и заданиях. Бодров комментировал происходящее.
Личная жизнь
Личная жизнь артиста была счастливой: Сергей женился на коллеге, с которой оформил отношения в 1997 году. Актер говорил, что с первого взгляда на девушку понял, что им предстоит быть вместе, и моментально влюбился. Жена Светлана Михайлова подарила супругу двоих детей: сначала на свет появилась дочь Ольга, а спустя 4 года у супружеской пары родился сын Саша. Мальчик родился незадолго до событий в Кармадонском ущелье. Есть версия, что в Сети опубликовано письмо Бодрова к жене, где он рассуждает о жизни, неотвратимости смерти и признается в любви супруге. Является ли письмо настоящим, неизвестно.
Большая трагедия забрала отца и мужа из счастливой семьи. Несмотря на то что до знакомства с Сергеем Светлана была в длительных отношениях и даже замужем, после пропажи актера и признания его погибшим женщина больше не вышла замуж.
После смерти супруга Светлана 15 лет воздерживалась от общения с журналистами. Первое интервью она дала только в 2017 году, рассказав о жизни без любимого человека.
В 2018-м Светлана стала жертвой мошенников, которые по телефону представились сотрудниками банка. Женщина назвала секретный код, что позволило злоумышленникам снять с ее счета 585 тыс. рублей.
Ольга Бодрова тоже решила стать актрисой и поступила в ГИТИС, скрывая, чья она дочь, чтобы поступить на учебу честно и по конкурсу. Вопреки правилам института, абитуриентка даже не назвала отчество во время вступительных прослушиваний. И только на последнем этапе ее раскусили. Молодая артистка получила диплом и снялась в полнометражных фильмах, в том числе в «Калашникове», сценарий к которому написал Сергей Бодров — старший. Правда, при финальном монтаже эпизод с ее участием вырезали. В 2020-м девушка вышла замуж за коллегу по актерской профессии Сергея Быстрова. Фото с торжества опубликованы на ее странице в «Фейсбуке» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской).
Александр Бодров увлекается рэпом, у молодого музыканта, который выступает под псевдонимом sanCheezeS, уже вышел сборник «Рэп-мастерская».
Трагедия в Кармадонском ущелье
Артист пропал без вести в 2002 году в возрасте 30 лет. В этом году по плану начались съемки второго фильма Сергея Бодрова — младшего, «Связной». В картине Сергей должен был выступить как главный герой, сценарист и режиссер.
В сентябре съемочная группа отсняла эпизоды на Кавказе и 20-го числа выдвинулась в Кармадонское ущелье. Съемки пришлось отложить, так как люди ждали транспорт, чтобы подняться наверх.
Через некоторое время было решено вернуться в город. Тогда же в горах начался скол ледника Колка, на который предварительно упала глыба льда. Поток камней и льда накрыл съемочную группу во главе с Сергеем. Месяцами спасатели пытались отыскать тела, а родственники погибших продолжали поиски родных до февраля 2004-го.
В 2008-м году рабочие при прокладке трубопровода обнаружили машину с человеческими останками. Эта находка взволновала поклонников актера, но, как показали тесты, тело не принадлежало никому из съемочной группы. Несмотря на то что вероятность смерти Бодрова велика, до сих пор многие не хотят верить в его гибель. На сегодняшний день Сергей и 107 членов его команды признаны погибшими.
Память
Режиссер оставил след в кинематографе и культуре. В память о Бодрове рок-группы писали песни, документальные фильмы и книги, стараясь осветить биографию актера, показать его творческие и жизненные взгляды.
В 2016-м году фанаты артиста начали сбор средств на памятник в полный рост «брату Даниле», самому известному образу Сергея. Как комментируют организаторы сбора, памятник станет данью уважения не только Сергею Бодрову — младшему, но и уникальному герою, похожего на который в русском кинематографе нет.
Фильмография
- 1986 — «Я тебя ненавижу»
- 1992 — «Белый король, красная королева»
- 1996 — «Кавказский пленник»
- 1997 — «Брат»
- 1998 — «Стрингер»
- 1999 — «Восток-Запад»
- 2000 — «Брат 2»
- 2001 — «Давай сделаем это по-быстрому»
- 2001 — «Сёстры»
- 2002 — «Война»
- 2002 — «Медвежий поцелуй»
- 2002 — «Связной»
Интересные факты
- Поклонники находят сходство Сергея с Бенисио Дель Торо.
- Сергея Бодров — младший был не только талантливым актером и режиссером, но и искусствоведом. Его кандидатская диссертация об архитектуре в живописи эпохи Возрождения издана в 2018-м в виде иллюстрированной книги.