Биография
Сергей Сельянов — самый «плодовитый» российский продюсер, он помог увидеть свет более 150 художественным и документальным работам. Под эгидой студии «Мельница», у истоков основания которой стоял кинодел, вышли мультфильмы о приключениях трех богатырей и неугомонном коне Юлии, которые быстро завоевали место в сердцах не только детей, но и родителей.
Детство и юность
Биография Сергея Михайловича Сельянова началась 21 августа 1955 года в Карело-Финской ССР.
Семья летчика-истребителя тогда жила в небольшом городке Олонце, однако надолго там не задержалась. Из-за профессии отца им постоянно приходилось переезжать с места на место, а сам режиссер однажды поделился в интервью, что его старшей сестре пришлось сменить 14 школ.
Сначала Сергей собирался продолжить дело отца и стать пилотом, однако еще в молодости увлекся работами Чарли Чаплина и выбрал путь кинематографиста. Получив аттестат, юноша поступил в Тульский политехнический институт, потому что там была собственная творческая киностудия, а Сельянову хотелось снимать.
Набравшись за три года опыта, молодой режиссер решил попытать счастья и попробовал поступить во Всесоюзный государственный университет кинематографии. Так, успешно пройдя конкурс, Сергей в 1975 году оказался на сценарном факультете в мастерской Николая Фигуровского.
В конце восьмидесятых Сельянов прошел Высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерской Ролана Быкова.
Творчество
Первый фильм, «День ангела», Сергей начал снимать, будучи еще студентом последнего курса ВГИКа. В декабре 1979 года вместе с товарищами по студии «Сад» Николаем Макаровым и Гариком Минаевым режиссер написал сценарий будущего фильма. В качестве оператора привлекли Сергея Астахова, у которого был доступ к университетской камере.
«Повезло с Сережей Астаховым, тогда студентом операторского факультета. Мы познакомились, и с тех пор он один из самых близких мне людей».
Снимать решили в центре Тулы, где нашлись два нежилых дома, а актеров набрали из местного драмтеатра. Съемки заняли меньше года, однако монтаж затянулся на долгие 7 лет, ведь в то время кинематографический самиздат был в принципе невозможен. По словам режиссера, в создании этого фильма принимали участие 17 киностудий страны, которые даже не подозревали об этом.
Столкнувшись с трудностями на съемках дебютной работы, Сельянов решил сосредоточиться на продюсировании, таким образом помогая молодым режиссерам избежать тех преград, с которыми встретился сам. В 1992 году Сергей организовал и возглавил кинокомпанию СТВ.
В 1994 году кинопроизводитель написал сценарий и снял вместе с Алексеем Балабановым драму, основанную на неоконченном романе Франца Кафки «Замок». А через год срежиссировал трагикомедию «Время печали еще не пришло» с Петром Мамоновым в главной роли, которая удостоилась премии Promotional Award.
Благодаря продюсерскому чутью Сергея Михайловича СТВ спонсировала десятки коммерчески успешных проектов, среди которых все фильмы Алексея Балабанова. В особенности статус культового получили обе части фильма «Брат» с Сергеем Бодровым — младшим в главной роли. Картину сняли за рекордные 31 день, а оператором стал университетский друг Сельянова кинооператор Сергей Астахов. Последнему, к слову, пришлось сыграть дальнобойщика, потому никто из съемочной группы не умел управлять грузовиком.
После выхода «Брата» Сельянов продолжил успех, выпустив комедию «Мама, не горюй», а следом в сотрудничестве с талантливым режиссером Александром Рогожкиным спродюсировал такие кинохиты, как «Особенности национальной рыбалки», «Блокпост» и «Кукушка».
Плодотворная работа с Сергеем Бодровым — старшим и его сыном принесла в биографию руководителя СТВ фильмы «Сестры» и «Медвежий поцелуй», роль в котором стала последней в жизни «Данилы Багрова». Во время работы над следующим фильмом, «Связной», почти вся съемочная команда погибла из-за схода ледника Колка в Кармадонском ущелье.
Кроме серьезных авторских работ, успешными в карьере Сельянова оказались мультфильмы, выпущенные анимационной студией «Мельница», которую режиссер учредил вместе с Александром Боярским. Популярными на отечественном экране стали франшиза о трех богатырях, «Карлик Нос», «Лунтик», «Барбоскины» и «Иван Царевич и Серый Волк».
Между анимационными проектами Сергей профинансировал еще две картины Балабанова — «Морфий» и «Груз 200». Последнюю, кстати, отказались показывать на Берлинском и Каннском кинофестивалях. И это неудивительно, ведь сценарий фильма был настолько шокирующим, что Евгений Миронов и Сергей Маковецкий, для которых писались роли, отказались от участия в фильме.
За свою многолетнюю деятельность Сельянов помог дебютировать таким режиссерам, как Петр Буслов, Александр Котт, Алексей Мизгирев и Любовь Аркус. Работа Аркус о ребенке, страдающем аутизмом, «Антон тут рядом» была удостоена трех кинонаград.
В 2016 году продюсер «Брата» выпустил картину «Петербург. Только по любви», над которой работали 7 режиссеров-женщин. В романтических новеллах, которые пропитаны духом вудиалленовского «Париж, я люблю тебя», снялись Рената Литвинова и Любовь Инжиневская.
Не обмануло кинодела чутье и насчет фильма Бориса Хлебникова «Аритмия». Фильм собрал $ 1,5 млн в российском прокате, что оказалось вдвое выше ожидаемого.
В годы пандемии студия Сельянова сосредоточилась на «попкорновых» проектах, среди которых самым дорогим, но не окупившимся стал «Вратарь галактики» стоимостью $ 10 млн.
Личная жизнь
Личная жизнь продюсера сложилась идеально. Жена Сергея Михайловича, поэтесса Алла Сельянова, подарила мужу двоих детей. Дочь Дарья родилась в 1985 году и стала модельером, а сын Григорий решил пойти по стопам отца и дебютировал в качестве режиссера картины «Время перемен».
Руководитель СТВ не ведет страниц в соцсетях, однако по хэштегу #сергейсельянов в «Инстаграме» можно найти множество публикаций, фото и новостей о продюсере, а также официальную страницу кинокомпании.
Сельянов давно дружит с Анной Рождественской. В 2010 году сценарист опубликовала статью в The New Times под названием «Субсидии особого режима», в которой раскритиковала государственную поддержку киноиндустрии в 5 млрд руб., сказав, что «эти нововведения сильно улучшат жизнь отдельных людей, близких к “кормушке”, но никак не помогут индустрии в целом». По итогам отбора средства распределились между 8 лидерами отрасли, в числе которых и компания СТВ. Сам Сельянов, натолкнувшись год спустя на эту статью, попенял Анне, что не записала продюсера в консультанты, а ведь когда она только пришла в кино, именно Сергей помог ей освоиться. Впрочем, оба тогда посмеялись над ситуацией.
Сергей Сельянов сейчас
В 2021 году Сельянов вместе с Антоном Златопольским спродюсировал волшебную сказку «Конек-горбунок», которая по визуальному исполнению свободно конкурировала с западной кинопродукцией. Сказочный конек говорил голосом Павла Деревянко, а Михаил Ефремов сыграл циничного царя.
В этом же году выходец Сергей Михайлович профинансировал еще одну фэнтези-сказку — «Ганзель, Гретель и Агентство Магии», рассказав старую сказку братьев Гримм на новый лад.
А августе стало известно, что продюсер получит специальный приз «Кинотавра» за вклад в развитие национального кинематографа и поддержку отечественных проектов.
Сейчас продюсер готовит к выходу на экраны еще десяток проектов, часть из которых — авторские работы, а часть — продолжения ранее коммерчески успешных картин.
Фильмография
- 1997 — «Брат»
- 1997 — «Мама не горюй»
- 1998 — «Особенности национальной рыбалки»
- 2000 — «Брат 2»
- 2003 — «Карлик Нос»
- 2004 — «Алёша Попович и Тугарин Змей»
- 2005 — «Мама не горюй 2»
- 2006 — «Лунтик и его друзья»
- 2006 — «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»
- 2007 — «Груз 200»
- 2008 — «Морфий»
- 2011 — «Иван Царевич и Серый Волк»
- 2015 — «Пионеры-герои»
- 2017 — «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»
- 2021 — «Конёк-Горбунок»
- 2021 — «Ганзель, Гретель и Агентство Магии»
- 2021 — «Три богатыря и Конь на троне»
- 2022 — «Три богатыря»
- 2022 — «Дышите свободно»
Интересные факты
- В 1988 году Сельянов сыграл роль в фильме Александра Рогожкина «Мисс миллионерша».
- Режиссер входил в правления Союза кинематографистов России, а до 2009 года занимал пост вице-президента Гильдии продюсеров РФ.