Биография
Марина Ладынина — советская актриса кино и театра. Зрители признали ее благодаря героиням — простым работницам из народа. Всенародная любовь никак не испортила характера артистки — душевность, сострадательность и скромность были присущи ей на протяжении всей жизни. Ладынина отказывалась считать себя выдающейся личностью, актрисе больше нравилось определение неповторимая, коей она действительно была.
Детство и юность
Марина Ладынина родилась в крестьянской семье в селе Скотинине Смоленской области. Дата ее рождения выпала на 11(24) июня 1908 года. Вскоре семья переехала в село Назарово, находящееся рядом с городом Ачинском. Отец Марины Алексей Дмитриевич Ладынин имел всего 3 класса образования, а мама Мария Наумовна вовсе была безграмотной. Кроме старшей дочери в семье подрастали еще три ребенка: брат Толя и сестры Клава и Валя. Так как Марина была старшей, на нее возлагались домашние обязанности: стирка, уборка, приготовление пищи. На летних каникулах девочка работала дояркой у местной фермерши.
С детства Ладынина проявляла интерес к творчеству, рано научилась читать и всегда пересказывала прочитанное деревенским друзьям. Благодаря этому в школе девочку взяли суфлером в самодеятельный театр. Вскоре Марине начали давать эпизодические роли в спектаклях.
Первой серьезной работой стала роль Наташи в спектакле «Русалка». Затем Ладынину стали приглашать в Ачинский драматический театр, чтобы подменить актеров, которые заболели. Там девушку окончательно убедили в том, чтобы выбрать искусство в качестве профессии.
В 16 лет, после окончания школы, Марина Ладынина стала учительницей в селе Назарове. По счастливому случаю в село приехал артист московского театра Всеволода Мейерхольда Сергей Фадеев, который, увидев актерские данные девушки, посоветовал ей сдать экзамены в ГИТИС и даже подарил книгу «Моя жизнь в искусстве». Ладынина выполнила рекомендацию: в 1929 году переехала в Москву и поступила в ГИТИС с первой попытки. В 1933-м Марина окончила обучение.
В скором времени артистку приняли в труппу МХАТа, где Ладынина застала весь цвет советской театральной школы. В молодости актрисе посчастливилось играть на одной сцене рядом с Константином Станиславским, Ольгой Книппер-Чеховой, Владимиром Немировичем-Данченко, Ольгой Андровской. Игру Ладыниной в спектакле «Егор Булычев и другие» отметил сам Максим Горький. Затем последовали другие ее успешные роли.
Фильмы
В 1934 году актрису пригласили на съемки фильма «Вражьи тропы», где Марина Алексеевна познакомилась с режиссером Иваном Пырьевым. Встреча оказалась судьбоносной для ее творческой биографии и личной жизни. Ради Пырьева Ладынина оставила мысли о сцене и начала карьеру киноактрисы.
В то время Пырьев начинал снимать фильм «Богатая невеста» и на главную роль пригласил Ладынину. После премьеры в прессе посыпались статьи с критикой, однако, когда Иосиф Сталин увидел фильм и оказался от него в восторге, юную актрису и режиссера наградили орденом Ленина.
Следующей успешной работой Ивана Пырьева и Марины Ладыниной стал фильм «Трактористы», после выхода которого они оба обрели всенародную любовь. За эту работу артисты получили Сталинские премии. Позднее коллекция государственных наград Марины Ладыниной пополнилась еще четырьмя такими же знаками отличия. Вскоре режиссер решил изменить тематику фильмов, послушав просьбы Марины Алексеевны, уставшей играть колхозниц. Новой картиной стала мелодрама «Любимая девушка», где актриса играла рабочую завода Варю Лугину, но проект получился неудачным.
Самой любимой для Ладыниной стала роль Глаши в музыкальной комедии «Свинарка и пастух». Героиня оказалась настолько близка актрисе по духу, что она просто черпала вдохновение из воспоминаний собственной юности. В конце 40-х на экраны вышла музыкальная лента «Сказание о земле Сибирской», где Ладынина предстала в роли певицы Наташи Малининой.
Артистка сыграла председателя колхоза в комедии «Кубанские казаки». Зрителям Галина Ермолаевна запомнилась в том числе и исполнением ушедшей в народ песни «Каким ты был». После этого фильма ее популярность многократно возросла. На столичной улице Горького висел портрет Иосифа Сталина и фото Марины Ладыниной.
И тем не менее считалось, что та эпоха принадлежала другой актрисе — Любови Орловой. Их часто сравнивали, хотя и не считали похожими — у знаменитостей были совершенно разные амплуа. Марина Алексеевна в одном из последних интервью признала Орлову номером один, назвав коллегу красивейшей женщиной.
Роковой в ее жизни оказалась роль в фильме «Испытание верности». После выхода ленты Ладынина и Пырьев расстались. Актриса больше не желала играть в кино. Фильмография кинозвезды так и осталась небольшой, а некоторые картины с ее участием и вовсе не вышли на экраны. Позднее артистке часто предлагали сниматься, но Марина Алексеевна отказывалась, ей не хотелось исполнять возрастные роли.
С 1946 по 1992 год Марина Ладынина служила в Театре киноактера. Актриса давала творческие вечера во многих городах Советского Союза, с программой «Товарищ кино» исколесила всю страну.
В 1998 году легенде экрана была вручена премия «Ника» в номинации «За честь и достоинство». Получать награду Марина Алексеевна вышла на сцену в сопровождении Владимира Зельдина, партнера по фильму «Свинарка и пастух». После работы над картиной артисты сохранили дружбу на всю жизнь. Владимир Михайлович был одним из немногих людей, вхожих в дом Ладыниной до последних дней ее жизни.
Личная жизнь
Первый раз Марина вышла замуж еще в институте — за однокурсника Ивана Любезнова. Брак продлился недолго, вскоре молодые люди развелись, но остались друзьями. К тому же Иван остался родственником Ладыниной — артист женился на ее младшей сестре Валентине.
По слухам, у Марины Ладыниной сразу же после развода случился роман с иностранцем, итальянским дипломатом, которого в НКВД считали шпионом. Актрису стали регулярно приглашать на Лубянку, чтобы склонить к сотрудничеству. Исполнительница не соглашалась. Из-за проблем с властью Марине Алексеевне пришлось уволиться из МХАТа.
Артистка ушла в никуда — пришлось подрабатывать прачкой, так как никакой профессией, кроме актерской, Ладынина не владела. В то время Марина Алексеевна познакомилась с врачом из Сибири и даже решилась на переезд к нему, но в это же время молодой человек выехал в Москву, и пути влюбленных разминулись во всех смыслах.
Иван Пырьев
Жизнь актрисы изменилась 14 апреля 1936 года, после встречи с режиссером Иваном Пырьевым. На тот момент он был женат, любовь к сыну долгое время не позволяла режиссеру подать на развод. Но в итоге Иван Александрович решился на этот шаг. 14 января 1938 года у Пырьева и Ладыниной родился сын Андрей. Мальчика Марина родила тайно, так как до этого у нее состоялся неприятный разговор с первой супругой постановщика Адой Войцик. Марина долгое время не хотела продолжать отношения с Пырьевым, но режиссер настоял на своем.
Постоянные повышения по службе сделали их состоятельными людьми. Ладынина и Пырьев жили в доме на Котельнической набережной. Платья актрисе шила модистка, обслуживающая кремлевских жен. Но в 50-е годы у Ладыниной началась депрессия, связанная с уходящим возрастом, она могла подолгу не общаться с родными, замыкаясь в себе.
Во время съемок последнего совместного фильма режиссер увлекся молодой актрисой Людмилой Марченко, которая была младше на 40 лет. Это стало завершением 20-летних отношений Марины Ладыниной и Ивана Пырьева, актриса не смогла простить мужа.
После развода
Андрей остался с отцом. Юноша пошел по стопам талантливых родителей и выбрал профессию кинорежиссера.
Ладынина так и не захотела заводить новые отношения и предпочла жить в одиночестве. Марина Алексеевна вела уединенный образ жизни, но увлеклась пением и практически до 70 лет занималась с педагогами вокалом. Позднее, когда родился внук, актриса стала навещать семью сына, покупая им деликатесные продукты по льготным карточкам.
После смерти отца Ладынина перевезла к себе мать. Актриса трепетно относилась к родственникам и всем помогла устроиться в Москве. Ивана Александровича кинозвезда не забыла до конца своих дней. Как утверждала подруга актрисы, режиссер за день до своей смерти приснился Марине. На похоронах бывшего мужа, когда один из журналистов спросил, сильно ли она любила его, Марина Алексеевна тихо ответила, что и сейчас любит.
Смерть
В старости актриса перестала с кем-либо общаться. Новое начальство уволило Ладынину из Театра киноактера за прогулы без уважительной причины. Иногда к ней приходила Наина Ельцина, помогала деньгами, продуктами.
10 марта 2003 года артистка скончалась. Роковым стал день, когда Марина Алексеевна поскользнулась и упала в ванной комнате, пролежав несколько часов без сознания. Только вечером вернулась домработница, обнаружила актрису и сразу же вызвала врачей. Оказалось, что у актрисы был перелом шейки бедра. Медики боролись за жизнь Марины Ладыниной, но ее сердце не смогло выдержать нагрузки. Именно сердечную недостаточность назвали причиной смерти.
Марину Алексеевну похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с могилами Юрия Никулина, Бориса Брунова и Галины Улановой.
В 2012 году в Назарове открыли памятник Марине Ладыниной, единственный в стране.
Фильмография
- 1929 — «В город входить нельзя»
- 1935 — «Вражьи тропы»
- 1937 — «Богатая невеста»
- 1939 — «Трактористы»
- 1940 — «Любимая девушка»
- 1941 — «Свинарка и пастух»
- 1942 — «Антоша Рыбкин»
- 1942 — «Секретарь райкома»
- 1944 — «В 6 часов вечера после войны»
- 1947 — «Сказание о земле Сибирской»
- 1949 — «Кубанские казаки»
- 1951 — «Тарас Шевченко»
- 1954 — «Испытание верности»
Интересные факты
- Несмотря на признание актрисы советской властью, в КПСС она никогда не состояла, подмечая, что единственная уважаемая ею партия — партия человечности.
- История вокруг «Богатой невесты» на признании Сталиным не закончилась. Пырьеву тогда удалось избежать наказания за «националистический уклон» фильма, зато перст судьбы указал на другого создателя — сценариста Аркадия Добровольского, которого арестовали и сослали. Узнав о таком повороте событий, Ладынина решила тайно ему помогать — посылать передачи. Откройся это, актрису саму бы не миновало наказание. Спустя 25 лет Добровольский благодарил Ладынину на коленях.
- Марина Алексеевна сочетала в себе женственность, мягкость и удивительный азарт. В повседневной жизни знаменитость носила исключительно светлую одежду, а на съемках без дублеров водила мотоцикл и трактор.