Биография
Людмила Васильевна Целиковская — звезда советского кинематографа и культовая артистка середины XX века. Игра актрисы, искренняя и естественная, стала залогом многолетней любви публики. И сегодня фильмы с ее участием остаются классикой отечественного кино, а биография продолжает волновать умы почитателей — уже современных.
Детство и юность
Будущая актриса родилась 8 сентября 1919 года в городе Астрахани. Семья была обеспеченной и культурной. Отец Василий Васильевич, высококлассный дирижер, впоследствии был удостоен звания народного артиста РСФСР, мать пела в опере. В 1925 году врачи порекомендовали чете переменить климат, так как девочка страдала от лихорадки, и семья уехала в Москву.
Целиковская училась в музыкальной школе имени Гнесиных, но музыканта из нее не вышло: для пианино ее рука оказалась слишком маленькой.
Лицедейство увлекло девочку еще в детстве — как многие дети, она сначала разыгрывала маленькие сценки, а затем подошла к делу более серьезно: маленькая артистка любила гулять по Тверской улице и просить подаяния, изображая из себя нищенку.
Мать заметила одаренность дочки и показала ее Рубену Симонову, служившему в то время в Театре имени Евгения Вахтангова. Девушка, волнуясь и нервничая, прочла монолог, и режиссер подтвердил мнение матери о таланте Люды.
В 1937 году выпускница, окончив школу, подала документы в Щукинское училище. Это был год огромного конкурса — 900 человек на 13 мест, но абитуриентка сумела взять эту высоту. На творческих испытаниях она рассмешила приемную комиссию. Едва стоящая на ногах от страха девушка на вопрос, с кем она занималась перед экзаменами, честно призналась, что с мамой. А когда ее попросили представиться, назвала себя по имени и отчеству.
Фильмы
В театр артистку приняли еще в студенчестве. Свою первую кинороль — вожатой Вали — она также исполнила задолго до окончания «Щуки» — в 1939 году. Тогда юную актрису и заметил Константин Юдин, за год до начала войны позвавший девушку на роль Шурочки Мурашовой в «Сердцах четырех». Людмила Васильевна говорила, что этот фильм для нее — самый важный. Тем не менее из-за войны лента пролежала на полке до 1944 года.
Одновременно с этим исполнительница снималась у Александра Ивановского в картине «Антон Иванович сердится». В период съемок девушкой очень восхищался Павел Кадочников, главный романтический артист кино 40-х. Кстати, это оказался единственный фильм в карьере советской дивы, в котором вместо нее пела профессиональная певица — Дебора Пантофель-Нечецкая. Вокальные партии в остальных работах и спектаклях Людмила исполняла сама.
Когда началась война, уроженка Астрахани находилась в Ленинграде. Сначала она вернулась в Москву, затем театр эвакуировали в Омск, а потом из Алма-Аты прислали телеграмму — лицедейку звали на съемки «Воздушного извозчика». Валентин Катаев писал роль Наташи Куликовой специально под Людмилу.
Затем судьба подарила кинодиве уникальный шанс — ее заметил Сергей Эйзенштейн, уже тогда бывший легендой. По его приглашению в 1944 году исполнительница отыграла в ленте «Иван Грозный» роль царицы Анастасии. Когда кино вышло на экраны, исполнившие главные роли артисты получили Сталинскую премию — все, кроме Целиковской, имя которой из списка вычеркнул лично Иосиф Сталин, заявивший, что не бывает таких цариц.
Далее деятельница искусств появилась в комедии постановщика Константина Юдина «Близнецы». В картине также участвовали Вера Орлова, Михаил Жаров, Андрей Тутышкин и другие. Организатор кинопроизводства Иван Большаков раскритиковал ленту:
«Самые высокие человеческие чувства — любовь и заботливое отношение к детям — в фильме опошлены, а советские люди представлены в извращенном, нарочито оглупленном виде».
Театральная карьера в это время трещала по швам: из-за постоянных отсутствий деятельницу искусств уволили из театра Вахтангова и восстановили только после личного письма Эйзенштейна.
«Беспокойное хозяйство», вышедшее в 1946 году, вернуло творческую особу в привычное музыкально-комедийное амплуа, пусть и на военную тематику. Муж актрисы Михаил Жаров делал все для комфорта супруги — для грима даже использовали импортную косметику. Лента полюбилась зрителям, но не критикам — картину обвинили в дурновкусии.
Драматической киноактрисы в молодости из Людмилы Васильевны не получилось — режиссеры не рассматривали женщину с этой точки зрения. После «Ивана Грозного» долгое время единственной серьезной лентой была трогательная и щемящая «Повесть о настоящем человеке».
В 1954 году режиссерский дуэт Николая Досталя и Андрея Тутышкина представил зрителям киноработу «Мы с вами где-то встречались» с Целиковской. Комедия стала первым проектом, в котором артист Аркадий Райкин исполнил главную роль.
Спустя год на экраны вышел фильм «Попрыгунья» — самая популярная картина с Целиковской тех времен. В СССР диву за эту работу никак не отметили, но на Венецианском кинофестивале лента получила «Серебряного льва» и премию итальянских критиков.
После этого актриса долго не снималась — режиссеры предлагали прежние образы наивных простушек, но это ее не устраивало. До 1970 года она работала исключительно на театральной сцене.
В мелодраме «Семья как семья» деятельница искусств изобразила главную героиню. Александр Граве, Евгений Карельских и Владимир Иванов стали партнерами по проекту. Снимал ленту Борис Ниренбург.
По прошествии времени звезда сцены участвовала в телеспектакле «Он пришел». За режиссуру отвечали Александр Прошкин и Лидия Ишимбаева. Постановка снята по мотивам одноименного произведения Джона Бойнтона Пристли.
В дальнейшем зрители увидели любимицу в двухсерийном телефильме «Дамы и гусары». Лента стала экранизацией пьесы Александра Фредро, опубликованной в 1826 году. Юрию Яковлеву и Алле Казанской достались главные персонажи. Людмила изобразила на экране второстепенный образ.
В драме «Однокашники» звезде сцены также досталась роль второго эшелона. В кинопроекте участвовали Владислав Дворжецкий, Лев Дуров и Ирина Мирошниченко. Картина стала экранизацией повести Иосифа Герасимова «Пуск».
Затем на экранах появилась комедийная драма «Лес», синопсисом которой стала одноименная пьеса Александра Островского. Компанию Целиковской на съемочной площадке составили Вячеслав Кириличев, Станислав Садальский и Елена Борзова. Примечательно, что съемки завершились в 1980 году, однако премьера состоялась лишь 30 ноября 1986 года.
После знаменитость предстала перед зрителями в фильме «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад». Постановщик Владимир Мотыль собрал в своем творении 6 новелл, основанных на рассказах Антона Чехова («Неосторожность», «На мельнице», «Пари» и других).
В документальном проекте «Кино нашего детства» советская дива снялась с Валентином Гафтом и Львом Дуровым. Работа посвящена воспоминаниям о послевоенных фильмах. Последней работой исполнительницы на экране стала картина «Репетитор», вышедшая в 1987 году. Больше любимица публики не снималась.
Личная жизнь
За личной жизнью советской дивы публика следила не отрываясь. Артистка любила так же ярко, как играла. Первое замужество состоялось еще на втором курсе «Щуки». Мужем стал Юрий Алексеев-Месхиев, учившийся там же. Брак оказался скоротечным — пара рассталась, не прожив вместе и года.
Вторым супругом стал литератор Борис Войтехов. Звезда сцены из толп поклонников выбрала именно его — мужчина любил актрису настолько искренне, что это подкупало. Женой писателя Людмила пробыла 2 года и после развода какое-то время остерегалась отношений.
На съемках «Воздушного извозчика» женщина встретила третьего мужа — Михаила Жарова. Супружеская жизнь продлилась 5 лет, и развод стал для режиссера тяжелым ударом. Однако уже на склоне жизни в интервью Целиковская говорила, что из четырех мужей Жаров любил ее сильнее всех.
Четвертый избранник Людмилы Васильевны — Каро Алабян — работал архитектором. И, как Жаров любил Целиковскую больше других мужей, так сама дива среди всех своих супругов сильнее всего любила армянина. От него Людмила, уже отчаявшаяся завести детей, родила сына Сашу. Благодаря воспоминаниям Александра Алабяна писатель Михаил Вострышев смог написать биографию артистки — книгу «Долгий свет звезды».
Хотя в 1950-х архитектора чуть не посадили как японского шпиона, даже по фото тех времен видно, что артистка была счастлива — до 1959-го, когда Каро умер от рака легких.
Следующим — и последним — мужчиной в жизни Людмилы Васильевны стал Юрий Любимов. Официально они не были расписаны, но жили фактическим браком. Отношения с режиссером длились 16 лет, пока у Юрия не закрутился роман с венгерской переводчицей Каталиной Кунц. Рассталась пара без скандалов и выяснения отношений, но на похороны Целиковской в 1992 году режиссер так и не пришел.
Смерть
В старости знаменитость тяжело заболела — у нее нашли онкологию, которая и стала причиной смерти женщины. Сообщать диагноз самой актрисе врачи почему-то не стали.
Скончалась Людмила Целиковская 4 июля 1992 года. Могила артистки находится на Новодевичьем кладбище, рядом с любимым мужем Каро Алабяном.
В 2015 году на канале ТВЦ вышел документальный фильм «Муза трех королей», посвященный жизни и творчеству советской кинозвезды.
Фильмография
- 1939 — «Молодые капитаны»
- 1941 — «Антон Иванович сердится»
- 1941 — «Сердца четырёх»
- 1943 — «Воздушный извозчик»
- 1944 — «Иван Грозный»
- 1946 — «Беспокойное хозяйство»
- 1948 — «Повесть о настоящем человеке»
- 1954 — «Мы с вами где-то встречались»
- 1955 — «Попрыгунья»
- 1956 — «Много шума из ничего»
- 1976 — «Дамы и гусары»
- 1978 — «Однокашники»
- 1987 — «Репетитор»
Интересные факты
- Сын творческой дивы утверждал, что его мама бежала из дома Лаврентия Берии, «ожидая выстрела в спину».
- После Великой Отечественной войны деятельница искусств была награждена медалью «За трудовую доблесть».
- Людмила Васильевна стала заслуженной артисткой РСФСР в 1963 году.