Биография
Николай Досталь — продолжатель творческой династии и дела своего отца, прославленного кинематографиста. Он успел снять немало драматических и трагикомических фильмов, которые собрали призы престижных фестивалей. Режиссер умело раскрывал социальные проблемы, освещал исторические события и показывал жизнь маленького человека во всех ее проявлениях. Этим он навсегда оставил след в кино и в сердцах зрителей, которые будут помнить знаменитость и после смерти.
Детство и юность
Николай Николаевич Досталь родился в мае 1946 года в Москве в семье, где каждый из родителей занимался творчеством. Отец, у которого были чешские корни, прославился своими фильмами, а мама Джахантаб Сарафи, по национальности персиянка, была талантливой виолончелисткой.
Николай был совсем маленьким, когда его матери не стало — всего за несколько месяцев она сгорела от рака. Будущий режиссер и его брат Владимир остались на попечении отца и его сестры Нины Владимировны. Она заменила им маму, поэтому вскоре мальчики даже начали ее так называть.
Позднее, в 1958-м, Николай Владимирович Досталь женился на Наталье Андросовой, наследнице династии Романовых. Но их брак был столь коротким, что они даже не успели объявить о нем публично. Год спустя режиссер погиб на съемках фильма «Все начинается с дороги». Мачеха была доброй женщиной, продолжила заботиться о пасынках, но все же самым близким для них человеком оставалась тетя.
Не бросило подростков и руководство «Мосфильма», где работал отец, на студии над ними взяли шефство. Тогда стало ясно, что иного пути, как связать жизнь с кино, у Досталей нет. Владимир Николаевич подался в продюсеры, а Николай Николаевич пошел по пути отца и стал режиссером.
Тетя кинематографистов Нина Владимировна отмечала, что если бы был жив Николай Владимирович, сыновьям наверняка пришлось бы выбрать другие профессии. Досталь-старший был категорически против, чтобы наследники связывали судьбы со съемочной площадкой, старался держать их от нее подальше.
К моменту выпуска из школы Николай был уже уверен, что будет снимать кино. Но ему хотелось дополнительно получить гуманитарное образование, которое бы служило подспорьем в профессии, поэтому он подал документы на факультет журналистики Московского государственного университета. По специальности юноша не работал, после получения диплома он подался на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где его мастером был прославленный Георгий Данелия. Вскоре в прокате появились его первые работы.
Фильмы
В кино Николай дебютировал еще в юношеском возрасте, но не как режиссер, а в качестве непосредственного участника актерского состава. Сам он актером себя никогда не считал и признавался, что опыт съемок был случайным. Ему было интересно отправиться в Евпаторию, на Черное море, и поработать с Евгением Стебловым и Михаилом Кононовым.
Режиссер Михаил Калик доверил дебютанту роль Саши в своем фильме «До свидания, мальчики». Примечательно, что поначалу он не хотел утверждать юношу, не видел в нем представителя еврейской национальности. Но автор повести Борис Балтер настоял, считая, что лицо у Досталя как раз подходящее для камеры.
Позднее в фильмографии студента журфака появились такие проекты, как «Морские рассказы» и «Расплата». Но уже в 1972 году вышла первая работа, где Николаю посчастливилось оказаться по другую сторону камеры. Он выступил вторым режиссером при создании ленты «Опасный поворот». В таком же качестве дебютант работал над картиной «Не может быть!».
Первой самостоятельной работой Досталя стала короткометражка «Ожидаются похолодание и снег». А в 1985 году режиссер представил публике полнометражный фильм «Человек с аккордеоном», где снимались такие мастера, как Валерий Золотухин, Ирина Алферова и Евгений Евстигнеев.
Знаковым для себя проектом Николай Николаевич назвал ленту «Шура и Просвирняк» по повести Михаила Рощина, в съемках которой были задействованы Александр Феклистов и Галина Стаханова. При работе над ней он не только выступил в качестве режиссера, но и приложил руку к написанию сценария.
Но популярность, причем далеко за границами России, принесла работа «Облако-рай». Этот фильм был впервые показан в 1991 году и удостоился множества как национальных, так и международных наград. Главную роль исполнил Андрей Жигалов, который напомнил создателю Юрия Никулина в молодости, а именно такого актера он искал.
В 90-е Досталь продолжал активно работать, представил зрителям такие проекты, как «Мелкий бес» и «Полицейские и воры». Даже в столь тяжелое для народа время режиссер старался избегать в своих лентах полной безысходности, в них всегда была надежда, «лучик света в конце тоннеля», что сделало их близкими зрителям.
В новом веке Николай Николаевич выпустил детективный телесериал «Гражданин начальник». Сюжет основан на серии книг Виктора Пронина «Банда» и рассказывает о следователе, который практически в одиночку борется с организованной преступностью.
Популярным проектом знаменитости, который посмотрели миллионы телезрителей на постсоветском пространстве, стал сериал «Штрафбат». В основу сюжета лег роман Эдуарда Володарского, который выступил и в качестве сценариста. В интервью Досталь признавался, что сценарий ему принес брат, и поначалу он не хотел браться за работу, но когда вчитался, то возник интерес.
Премьера ленты вызвала бурные обсуждения, многие упрекали режиссера в том, что он преувеличивает вклад «штрафников» в победу на войне, умаляя заслуги других фронтовиков. Но все же нашлись зрители и критики, которые положительно приняли идею показать действия штрафбатов, увидели в этом патриотизм и объединение всех слоев населения перед общим врагом и называли картину шедевром и событием года. Сериал был отмечен премией ТЭФИ и главным призом Международного женевского фестиваля.
В 2005 году Николай Николаевич представил публике художественную картину «Коля — перекати поле», которая стала продолжением фильма «Облако-рай». Работа сочетает элементы драмы и комедии. Артисты первой части вернулись к своим ролям.
Среди лучших проектов Досталя, принесших ему славу и любовь зрителей, — драма «Завещание Ленина» 2007 года, удостоившаяся премии «Золотой орел», а также столь престижных наград, как «Ника» и ТЭФИ.
Сюжет телесериала раскрывает биографию Варлама Шаламова и основан на «Колымских рассказах», в которых писатель описывал жизнь в трудовых лагерях. В интервью Николай Николаевич с гордостью рассказывал о том, что после премьеры интерес к творчеству автора возрос. Его наконец удалось вывести из тени Александра Солженицына, где он несправедливо пребывал.
Рейтинговой стала и следующая драма «Петя по дороге в Царствие Небесное». В основу фильма легла повесть Михаила Кураева, сценарий также был создан писателем. За него Досталь получил Гран-при Московского международного кинофестиваля.
В 2011 году на телеэкраны вышел новый сериал Николая Николаевича «Раскол», при работе над которым он также стал соавтором сценария. Сюжет был создан в сотрудничестве с Михаилом Кураевым. Авторы собирали материалы и работали над драмой на протяжении двух лет, опираясь на труды знаменитых ученых и писателей. Первоначально проект должен был уложиться в 16 серий, но в итоге увеличился на четыре эпизода.
Над своим следующим проектом режиссер работал еще дольше — 4 года. Задумка фильма «Монах и бес» появилась еще в период съемок «Раскола». Досталь побывал в Нило-Сорской пустыни, где узнал о чудном монахе, жившем там в прошлом. Позже, посетив Великий Новгород, он прочел житие Ивана Новгородского, который в начале своего монашеского пути имел дело с настоящим бесом. Эта история и стала отправной точкой при создании сюжета.
К написанию сценария Николай Николаевич подключил Юрия Арабова, а затем занялся производством. Но знаменитость преследовали неудачи: не удавалось найти продюсеров, получить деньги на съемки. В итоге проект все же был снят, главную роль сыграл Тимофей Трибунцев. После просмотра трагикомедию оценили не только критики, присудившие знаменитости «Золотого орла» и «Нику», но и священнослужители.
Личная жизнь
Личную жизнь режиссер предпочитал не афишировать. Известно, что он был в браке, жена Евгения тоже была занята на площадке, заведовала костюмами. Супруги вырастили троих детей, все они связали судьбы с кинематографом.
Смерть
18 января 2023 года Досталь умер, ему было 76 лет. Новость об этом была опубликована на сайте Союза кинематографистов. Причиной смерти, по сообщениям СМИ, стала онкология. Соболезнования по поводу утраты выразили многие знаменитости, опубликовав фото Николая Николаевича.
Фильмография
- 1981 — «Ожидаются похолодание и снег»
- 1985 — «Человек с аккордеоном»
- 1987 — «Шура и Просвирняк»
- 1990 — «Облако-рай»
- 1997 — «Полицейские и воры»
- 2001 — «Гражданин начальник»
- 2003 — «Стилет»
- 2004 — «Штрафбат»
- 2005 — «Коля – перекати поле»
- 2007 — «Завещание Ленина»
- 2009 — «Петя по дороге в Царствие Небесное»
- 2011 — «Раскол»
- 2016 — «Монах и бес»
Интересные факты
- В последние годы жизни режиссер был занят съемками сериала «Тайна» об Александре I, но при его жизни он так и не вышел на экраны.
- В 2008 году Досталь был удостоен звания народного артиста РФ.
- Считается, что благодаря Николаю Николаевичу зрители в полной мере оценили талант Елены Лядовой и Тимофея Трибунцева. Также он подарил второй расцвет карьере Романа Мадянова.