Биография
Лицо Веры Орловой со старых фотографий так и лучится добротой. Советская актриса действительно была чуткой, щедрой и сердобольной, однако ни добрый нрав, ни всесоюзная известность, ни восхищение поклонников не принесли ей личного счастья. Биография милой девушки с ангельским голосом сложилась драматически.
Детство и юность
Вера родилась 25 мая 1918 года. Ее малая родина — город Днепр, который в ту пору носил название Екатеринослав. Орлова с детства была артистичной и одаренной: пела, играла на гитаре, танцевала, разыгрывала сценки. Милую и сладкоголосую девочку даже выбрали солисткой школьного ансамбля, и с тех пор она мечтала стать певицей.
Школу Вера оканчивала уже в Москве. В те времена обучение в консерватории было платным, и родители постарались собрать для дочери денег, но та решила не тратиться, а пойти бесплатно учиться на актрису в театральное училище при Московском театре Революции (ныне Театр имени Владимира Маяковского). Занятия по вокалу там тоже были, но драматическое искусство уже настолько увлекло Орлову, что планы насчет будущего призвания переменились. В 1941 году она закончила учебу и готовилась вступить в новую, яркую пору жизни, но тут началась война.
Театр
Строить карьеру Орлова начала в военные годы. Сначала она устроилась в столичный театр им. Ленсовета, однако уже в 1942 году была вынуждена уехать в эвакуацию на Дальний Восток. Времена стояли трудные, но народ по-прежнему нуждался в артистах, которые поддерживали моральный дух в ту страшную пору.
Отслужив год в театрах Читы и Хабаровска, Вера вернулась в столицу, где на три десятилетия стала ведущей актрисой Театра имени Владимира Маяковского. На спектакли с участием Орловой билетов было не достать, ведь ее театральная слава шла руку об руку с кинематографической.
Несмотря на частые съемки в кино, Вера Марковна сохраняла преданность сцене, где играла в классических и современных пьесах, с каждым выходом привнося в образы своих героинь новые грани. В ее репертуаре были «Гроза» Александра Островского и «Дальняя дорога» Алексея Арбузова, «Молодая гвардия» Александра Фадеева и «Дядюшкин сон» Федора Достоевского.
В 1974 году, когда настал черед возрастных ролей, Орлова перешла в «Ленком», где прослужила до конца своих дней. Там в 1993 году торжественно праздновали 75-летие народной артистки РСФСР, посвятившей жизнь служению искусству.
Кино
Орлова проснулась знаменитой после съемок в фильме «Близнецы», который вышел на экраны в 1945 году. Музыкальная комедия о Лизе Карасевой, решившей усыновить двух найденных на вокзале малышей, принесла исполнительнице главной роли всесоюзную известность и профессиональную востребованность.
После звездной роли она не только продолжила сниматься в кино, но и стала ведущей радиопрограммы «С добрым утром!», с которой начинали день миллионы слушателей. Голос Орловой оказался настолько нежным и выразительным, что зажил своей отдельной актерской жизнью: Вера Марковна озвучила ряд зарубежных фильмов и мультфильмов, включая «Кошкин дом» и «Чиполлино».
В 1950-х Орлова блистала на экране в роли буфетчицы Полины в фильмах о солдате Иване Бровкине. А позднее она регулярно появлялась в сатирическом журнале «Фитиль», играя характерных персонажей в зарисовках на социально-злободневные темы.
Жемчужиной фильмографии актрисы стала картина «Дети Дон Кихота», где она предстала в главной роли в блистательном дуэте с Анатолием Папановым. Они сыграли добрых и сострадательных супругов-врачей, которые усыновляют детей, от которых отказываются кровные родители. Образ этой героини во многом созвучен с самой Верой Марковной, которая всегда отличалась отзывчивостью и сердечностью.
Личная жизнь
Личная жизнь Орловой сложилась драматично. Она без памяти влюбилась в актера Александра Холодкова, и ее нетрудно было понять. Статный красавец, фронтовик, чтец армейского ансамбля, выступавший в годы войны на передовой, он служил с ней в одном театре и казался особенным. Однако существовало одно «но»: мужчина жил вместе с Люсьеной Овчинниковой, той самой счастливой Катькой из «Девчат».
Официально семьей они не были, но Люсьена считала Холодкова мужем, а потому его роман с коллегой восприняла в штыки. Однако со временем Овчинникова и Орлова даже подружились. Когда в 1965-м актера не стало, обе его оплакивали и провожали в последний путь.
Спустя год Овчинникова вышла замуж, на сей раз официально. А Орлова продолжала грустить и переживать потерю, ни в ком не находя родной души. Правда, она привечала и старалась помочь всем, к кому судьба оказывалась не благосклонна. Многие актеры вспоминают, как в своей голодной молодости спасались обедами, которыми их угощала щедрая и добрая Вера Марковна.
Орлова все же вышла замуж, но брак без любви оказался скоротечным. Старость бездетной актрисе пришлось встречать в одиночестве.
Смерть
Последнюю роль в кино Орлова получила в 1983 году. Немногим дольше продержалась она и в театре. Возраст и недуги стали брать свое. У актрисы стали отказывать ноги, и она почти перестала выходить из дома.
16 сентября 1993 года, спустя несколько месяцев после торжественного празднования 75-летнего юбилея, актриса скончалась. О причинах смерти не писали, поскольку ушла Вера Марковна после продолжительной болезни. Могила народной артистки РСФСР находится на Донском кладбище Москвы.
Фильмография
- 1945 — «Близнецы»
- 1949 — «Счастливый рейс»
- 1955 — «Солдат Иван Бровкин»
- 1956 — «Разные судьбы»
- 1958 — «Иван Бровкин на целине»
- 1962 — «Семь нянек»
- 1965 — «Дети Дон Кихота»
- 1973 — «Эффект Ромашкина»
- 1977 — «12 стульев»
- 1976 — «Эти непослушные сыновья»
- 1982 — «Солнечный ветер»
- 1983 — «Воробей на льду»