Фильм «Суета сует»: интересные факты о любимой картине
Вышедший в 1979 году на экраны фильм «Суета сует», снятый тогда еще начинающим режиссером Аллой Суриковой, был тепло встречен советскими зрителями. Наивная и добрая картина с живыми и близкими простым людям персонажами, которую снимали в Москве и Великом Новгороде, остается в числе любимых и спустя четыре десятка лет. Об интересных фактах, связанных с фильмом и актерами, участвовавшими в съемках, расскажет материал 24СМИ.
Благодаря Данелии
Эмиль Брагинский, по сценарию которого снималась кинолента «Суета сует», до этого работал исключительно с Эльдаром Рязановым. Сотрудничество с автором стало возможным для Аллы Суриковой, в то время только начинавшей карьеру режиссера и едва не уволенной с киностудии имени Довженко, благодаря поддержке Георгия Данелии. Для Суриковой это было не только жестом доверия, но и впечатляющей ответственностью. Впрочем, Алла Ильинична справилась — «Суета сует» стала картиной, «открывшей» для советского кино нового режиссера.
Как по-гоголевски
Сюжет фильма «Суета сует» родился из житейской истории. Распорядительница московского загса во время свадебной церемонии, на секунду прервавшись, гаркнула на случайно наступивших не туда жениха с невестой: «Сойдите с ковра!» — после чего продолжила торжественную часть обычным голосом. Эмилю Брагинскому, присутствовавшему при инциденте, захотелось рассказать о жизни такой работницы: его заинтересовала возможность показать, что скрывается за внешним «фасадом» маленького работника советского бюрократического аппарата, — из этой идеи и родился сценарий.
Почти «Вокзал для двоих», или пробы для режиссера
Первоначально на главные роли в фильме планировалось пригласить Олега Басилашвили и Людмилу Гурченко. Однако не срослось. Басилашвили тогда пробовался в «Осенний марафон» и потому, приехав на 2 часа позднее, заинтересованным в роли не выглядел. А Гурченко была слишком взвинчена — стало ясно, что пара в кадре не сработается. Впрочем, у Аллы Суриковой возникло впечатление, что маститые актеры устроили для неизвестного режиссера собственные пробы, чтобы понять, чего та стоит.
В результате главные роли в картине исполнили Галина Польских и Фрунзик Мкртчян, что только порадовало создателей — для этой ленты нужны были не знаменитости. А догадки Суриковой относительно «проб для режиссера» подтвердились спустя пару лет — Гурченко и Басилашвили успешно снялись вместе у Эльдара Рязанова в «Вокзале для двоих».
Пусть остается!
Эмиль Брагинский сначала противился участию Мкртчяна в съемках — сценарист утверждал, что фамилию актера произнести невозможно. Однако впоследствии оказался очарован лиричной комедийностью и грустным взглядом Фрунзика Мушеговича. И даже специально под артиста с его мягким армянским акцентом переписал сценарий, добавив запоминающиеся и колоритные эпизоды. «Русский язык такой богатый, а я человек бедный», — эта фраза появилась в тексте сценария как раз после переделки.
Ну, еще разок!
Фрунзик Мкртчан терпеть не мог дубли — уговорить переснимать материал, что требовалось в том числе из-за возможных огрехов пленки не самого лучшего качества, было непросто. Однако на переделке одного эпизода актер настаивал сам — раз за разом Мкртчян требовал переснять сцену поцелуя с Анной Варпаховской. Только к восьмому дублю съемочная группа догадалась, что темпераментному армянину просто понравилось целоваться с молодой артисткой.
Любовь на площадке
Галина Польских, вспоминая о съемках в картине Аллы Суриковой, говорит, что работать с Фрунзиком Мкртчяном на площадке было очень комфортно. А еще пылкий армянин влюбился в свою партнершу и продолжительное время добивался ее расположения — даже жениться был готов. Однако Галина ответила любвеобильному актеру отказом.
Из таксистов в артисты
Во время съемок в Великом Новгороде актера Сергея Иванова, исполнявшего роль Васи, иногда в кадре заменял шофер из местного таксопарка. Хотя, разумеется, имя последнего в титры не добавили.