Биография
Святой исповедник Иоанн Русский, по преданию живший в конце XVII – начале XVIII веков, известен как мученик, который под пытками не предал христианскую веру и благодаря этому получил способность творить чудеса. Сейчас восславляющие его храмы расположены в Прокопионе, Кунцево и Новограде Волынском, а также в других европейских и российских городах.
Детство и юность
По преданию Иоанн Русский, чье настоящее имя осталось неизвестным, родился в 90-х годах XVII века на территории Гетманщины, которая после восстаний Богдана Хмельницкого, Пушкаря и Барабаша отошла во владение Русского царства и контролировалась органом Малороссийский приказ.
Моменты ранней биографии, пришедшиеся на 1690–1710 годы, были стерты со страниц всемирной истории. Информация о молодости праведника выяснена со времен начала войны с турками и его поступления на службу в армию первого императора Всероссийского Петра.
Во время провального похода на Молдавию Иоанн попал в плен к татарам, бывшим союзниками османских ханов, и, проданный в рабство кавалеристу-мусульманину из Прокопиона, провел долгие годы в муках, отказываясь променять христианство на ислам.
Осознав невозможность сломить дух искренне верующего заключенного, хозяин смилостивился над молодым славянином и дал ему работу на конюшне, обязав мыть животных и обеспечивать их водой и сеном. Раб был рад такой участи и, довольствуясь аскетическим образом жизни, благодарил Бога за то, что сохранил веру.
Житие
С утра до ночи религиозный слуга разбогатевшего после войны мусульманина терпел унижения, исполнял приказания и, отказываясь от обуви и одежды, зимой и летом ходил полураздетый и босой. Другие невольники часто издевались над товарищем, но принимали помощь смиренного Иоанна, который продолжал упорно трудиться и почти никогда не обижался на них.
Такое поведение слуги и конюха пришлось по вкусу подобревшему хозяину, и пленник заслужил милость и возможность свободно жить. Однако праведный христианин предпочел остаться в темном углу подсобного помещения, отлучаясь в пещерный храм Святого Великомученика Георгия и выходя с молитвой на церковную паперть.
Днями, неся службу в имении господина, Иоанн находил время и возможность помогать нуждающимся больным и обездоленным и почитался за праведника, по воле Бога оказавшегося на чужой земле. Согласно легенде, однажды во время отсутствия хозяина он чудесным образом переместил в Константинополь миску с горячим и вкусным пловом и остаток дней провел, восславляя Господа. Благодаря этому деянию был обласкан и уважаем вдвойне.
Смерть
В конце нелегкой и благочестивой жизни Иоанн заболел и, предчувствуя приближение смерти по ныне неизвестной причине, позвал греческого православного священника, чтобы со спокойной душой отправиться в последний путь. Служитель монастыря, находившегося в каппадокийской пещере, остерегаясь идти в дом мусульманского военачальника со Святыми Дарами, поместил их в яблоко и ни кем не замеченный помог совершить обряд причастия, восславить Господа и мирно уснуть.
27 мая 1730 года, когда другие слуги сообщили хозяину, что Иоанн скончался, тело было передано настоятелю греческого храма и похоронено согласно христианской традиции на местном кладбище в присутствии всех прокопийских прихожан.
Через 3 года и 6 месяцев совершавшему последний обряд священнику приснился сон, что останки усопшего раба Божия не подверглись разложению. Он раскопал помеченную пламенным столпом могилу и решился взломать заколоченный гроб.
Согласно житию, мощи Иоанна действительно остались нетленными и, к удивлению собравшихся, источали удивительный аромат. Поэтому их перенесли в церковь Святого Мученика Георгия и положили в специальный саркофаг.
Память
Иоанн Русский был причислен к святым исповедникам, и верующие христиане всего мира приезжали в Прокопий для молитвы и поклонения святым мощам. А в 1950 году после ряда войн, конфликтов и перемещений бывший турецкий раб нашел пристанище на острове Эвбея в Греции, где в честь него построили храм.
До сих пор эта и другие святыни, возведенные в честь великомученика, помогают нуждающимся в избавлении от житейских печалей и бытовых нужд. Подробности его деяний, сегодня называемые чудесами, собраны в книге Иоанна Вернезоса, которую некоторые расценивают как серьезный научный труд.