Биография
Итальянец Джованни Беллини был художником эпохи Возрождения, придавшим венецианской живописи неповторимый чувственный стиль. Героями его полотен были политические и общественные деятели, а также почитаемые святые Мадонна и Иоанн Креститель.
Детство и юность
Согласно сохранившимся документам, Джованни Беллини мог родиться в Венеции с 1430 по 1433 год. Его матерью была Анна Ринверси, а отцом — художник Якопо, который расписывал церкви и был автором выдающихся работ.
По имеющимся отрывочным сведениям о детстве и ранней биографии живописца известно, что он воспитывался с тремя братьями и Николозией — младшей сестрой, но по каким-то причинам родители не упоминали его в завещании, и исследователи предполагали, что он был бастардом или сиротой.
Эта гипотеза не получила распространение, поскольку отец учил мальчика и позволял помогать с крупными заказами и проводить время в его мастерской. Там совместно с братом Джентиле и падуанцем Андреа Мантеньей Джованни овладел теорией и изобразительной техникой.
Личная жизнь
О личной жизни Джованни Беллини известно совсем немного, согласно нотариальным данным, он дважды был женат. Его наиболее достоверной супругой являлась состоятельная итальянка Джиневра, родившая одного сына художнику, который в то время был небогат.
О другом браке с женщиной Марией никаких сведений не сохранилось, и в архивах нет документов и записей о наличии у них совместных детей. Судя по тому, что после смерти живописца она упомянута как вдова, пара оставалась вместе до самых последних дней.
Творчество
К раннему творческому периоду знаменитого итальянского художника относят ряд Мадонн с младенцем, написанных в 1450-х годах. На них видно, что на Беллини повлияла венецианская школа иконописи, но он имел представление о Робере Кампене и других современных голландцах.
В начале 1470-х годов Беллини вместе с другими мастерами работал в скуоле Сан-Марко и должен был создать фреску, изображавшую всемирный потоп, а потом он нарисовал картину под названием «Преображание», которая украшает коллекцию неаполитанского музея di Capodimonte.
В середине 1460-х годов Джованни стал признанным мастером и начал получать заказы на исполнение соборных алтарей. На протяжении ряда лет он работал в церкви Святой Марии и создал 4 триптиха, вызвавших споры исследователей.
Другим выдающимся произведением стал жертвенник Святого Винченцо Феррера, который располагался в церкви Санти Джованни э Паоло. Оно представляло собой картины в разделенном на части прямоугольнике, среди которых были «Благовещение», «Св. Себастьян» и «Св. Христофор».
В районе 1480 года Беллини создал полотно «Мадонна с младенцем и шестью святыми», предназначенное для алтаря церкви Святого Иова (Сан-Джоббе). Он в одночасье стала одним из самых известных его творений, утверждавшим францисканские взгляды на концепцию непорочного зачатия. На картине вокруг девы Марии были изображены пророки Иоанн Креститель, Иова, Себастьяна, Доминик и Франциск, и эта сцена коленопреклонения вписалась в архитектуру таким образом, что создавала иллюзию присутствия и подчеркивала храмовый колорит.
Наряду с церковной живописью Джованни занимался портретами, в которых наблюдалось влияние художников предыдущих эпох. В такой манере созданы изображения Йорга Фуггера, кондотьера и юноши в красном, а также дожа Леонардо Лоредано. Судя по постерам и фотографиям из каталога Национальной галереи Лондона, последнее из этих произведений имело революционный для живописи подход. В нем были тщательно прорисованы морщины и складки одежды, а голова правителя Венеции имела несвойственный наклон и поворот.
В поздний период творчества, пришедшийся на 1500-е годы, Беллини похоронил старшего брата и завершил одну из его работ. Среди них было полотно «Проповедь св. Марка в Александрии», находившееся в здании Grande di San Marco, являвшемся самым большим из венецианских скуол.
Оригинальными произведениями Джованни была «Пьета», написанная с натуры, а также «Обнаженная перед зеркалом», «Опьянение Ноя» и «Пиршество богов». Последней из завершенных картин знаменитого и талантливого итальянского художника стал портрет престарелого прелата Фра Теодоро из города Урбино.
Смерть
Причина смерти Джованни Беллини для его потомков осталась загадкой, а о дне, когда это случилось, стало известно из дневника Марина Санудо. 29 ноября 1516 года он оставил запись о том, что не стало великого итальянского живописца, который считался наставником и учителем для художников Джорджоне и Тициана Вечеллио.
Произведения
- 1460 – «Пьета»
- 1460-1464 – «Триптих Св.Себастьяна»
- 1464 – «Полиптих Св.Винченцо»
- 1470 – 1480 – «Коронование Марии»
- 1470 – 1480 – «Св.Теренций»
- 1475 – 1480 – «Мадонна с младенцем»
- 1475 – 1480 – «Портрет кондотьера»
- 1485 – 1490 – «Портрет юноши в красном»
- 1488 – «Триптих Фрари»
- 1490 – «Святое собеседование»
- 1490 – 1500 – «Священная аллегория»
- 1501 – «Портрет дожа Леонардо Лоредано»
- 1505 – «Мадонна на троне со святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом»
- 1514 – 1516 – «Обнажённая молодая женщина с зеркалом»