Биография
Голландский художник Пит Мондриан стоял у истоков абстрактной живописи, которая основывалась на цветовых сочетаниях, создававших чувство единства и полноты. Его картины состояли из геометрически правильных матриц и были выполнены в новаторском стиле, названном неопластицизмом.
Детство и юность
Биография Питера Корнелиса Мондриана началась 7 марта 1872 года с рождения в голландском городе Амерсфорт в интеллигентной семье. Отец работал преподавателем изящных искусств и рисования, а вскоре после появления сына стал директором в местной школе.
Первые уроки по графике и живописи мальчик получил у родителя и дяди, последний был студентом Виллема Мариса, творившего в стиле импрессионизм. Поэтому детские картины отличались богатыми и насыщенными цветами и, по мнению наставников, передавали радость и оптимизм.
Такому подходу не мешали строгие протестантские традиции, согласно которым воспитывали художника и других младших детей. Но это отразилось на учебе в Академии изящных искусств в Амстердаме, где примерным поведением Мондриан восхищал учителей.
Студенческие работы Питера Корнелиса содержали пасторальные образы Нидерландов и были наполнены изображениями ветряных мельниц, полей и рек. Они создавались в импрессионистской манере с элементами, характерными для гаагской школы, и представляли собой сочетание различных художественных техник.
Впоследствии молодой живописец увлекся приемами пуантилизма, который привел к упрощенным формам и отказу от перспектив. На выставке, проведенной в муниципальном музее, он представил «Красную мельницу», «Деревья на Гейне в лунном свете» и ряд других ранних картин.
Личная жизнь
В расцвете сил Пит Мондриан был всецело поглощен искусством, поэтому на личную жизнь не было времени, и он не имел ни жены, ни детей. Судя по архивным фотографиям, мастер общался с женщинами в Нидерландах и Франции, но основную часть досуга проводил в компании коллег и друзей.
Живопись
Творчество Мондриана было основано на духовных философских исследованиях, проведенных под влиянием Елены Блаватской, автора книги «Голос тишины». Он стал убежденным теософом и решил создать искусство будущего, которое содержало элементы абстракционизма и получило название неопластицизм.
С конца 1900-х Пит рисовал геометрические фигуры, которые выступали как объекты во взаимосвязанных плоскостях. Таковыми были картины «Солнце», «Дюны в Зеландии» и «Эволюция», которые сейчас хранятся в музеях и частных коллекциях.
Экспериментируя с оттенками, Мондриан бросил репрезентативную живопись и полностью отошел от течений, входивших в понятие постимпрессионизма. Он познакомился с голландскими новаторами Бартом ван дер Леком и Тео ван Дусбургом и основал общество независимых авторов, известное как «Де Стейл», или «Стиль».
В одноименном художественном журнале живописец изложил принципы неопластицизма, в основе которых были цвета и плоскости, создававшие осознанную красоту. Через горизонтальные и вертикальные четкие линии проявлялся ритм произведения искусства, которое создавалось посредством интуиции и демонстрировало гармонию и простоту.
В 1920-х годах Пит подкрепил теорию практикой и создал серию сетчатых полотен с использованием основных чистых цветов. Так появились знаменитые «Композиция с красным, желтым и синим», «Площадь согласия», «Заглавие» и «Композиция с желтым пятном».
Постепенно художник перешел на толстые черные линии и почти отказался от красочных ячеек в пользу белых прямоугольников. Это придавало динамизм изображениям и делало их логически завершенными, что принесло автору популярность и уважение современников.
В 1965 году, спустя 20 лет после смерти Мондриана, его идеи использовал в одежде модельер Ив Сен-Лоран. Он сделал платья на основе неопластических абстракций, которые благодаря элегантности и изяществу завоевали сердца дам.
Теория голландца отразилась в творчестве русского художника Казимира Малевича, который тоже работал с правильными формами и создал течение супрематизм. В 1930-х годах геометрия вошла в жизнь Василия Кандинского и проявилась в картинах «Гравитация», «Компенсация розового» и «Композиция Х».
Смерть
Причиной смерти голландского художника 1 февраля 1944 года стала острая форма пневмонии, возникшая после переезда в США. После похорон на нью-йоркском кладбище в одной из часовен, расположенных на Манхэттене, состоялись поминальная служба и открытие мемориала.
Картины
- 1899 – «Пришвартованные лодки. Солнце»
- 1904 – «Маленькая ферма в Нистельроде»
- 1906 – 1907 – «Мельница у Гейна»
- 1908 – «Ветряные мельницы в солнечном свете»
- 1909 – «Вид на дюны с пляжем и пирсом»
- 1910 – 1911 – «Красная мельница»
- 1911 – «Серое дерево»
- 1917 – «Композиция в цвете А»
- 1918 – «Композиция с серым и светло-коричневым»
- 1922 – «Композиция с красным, желтым и синим»
- 1925 – «Ромбическая композиция с красным, черным, синим и желтым»
- 1930 – «Композиция с желтым пятном»
- 1939 – 1943 – «Трафальгарская площадь»
- 1942 – 1943 – «Буги-Вуги на Бродвее»