Биография
Василия Комарова прозвали в народе Шаболовским душегубом, и было за что: на счету маньяка порядка 30 жертв. Он убивал людей из корысти и не без удовольствия и вошел в историю как первый советский серийный убийца.
Детство и юность
Настоящая фамилия Шаболовского душегуба была вовсе не Комаров. Василий родился в 1877 году в семье Терентия Петрова, служившего рабочим на железной дороге. У Терентия с супругой было семеро по лавкам, и все беспробудно пили горькую.
Василий вслед за родителями и братьями также пристрастился к алкоголю, лет с 15 привыкнув не только к водке, но и к денатурату с политурой. Уже потом, во время медицинского освидетельствования при задержании, ему поставят диагноз «алкогольная дегенерация».
В молодости Петров в течение 4 лет отбыл воинскую повинность в армии. Вернувшись домой, Василий стал искать способы добычи пропитания. В 1904 году он отправился за длинным рублем в дальневосточные земли, где в ту пору шла Русско-японская война. Там мужчине удалось неплохо заработать, но деньги он быстро спустил.
Следующим способом разжиться стало воровство. Петров обчистил воинский склад, но и гульнуть толком не успел, как его посадили на год.
В 1917 году началась Гражданская война, но она 30-летнему Петрову оказалась только на руку. Его, бывшего уголовника, приравняли к пострадавшим от царского режима и без вопросов приняли в Красную армию. Он даже успел дослужиться до звания командира, однако попал в плен к Деникинской армии. Освободившись из неволи, Василий не стал искушать судьбу и на всякий случай взял себе фамилию Комаров, под которой и началась биография убийцы.
Преступления
С 1920 года Комаров поселился в Москве, где стал зарабатывать на хлеб частным извозом. Он признавался, что на поесть хватало, а вот на выпить — уже нет. Однажды на конной площади ему попался крестьянин, желающий купить лошадь. Василий уверил простака, что продаст ему свою кобылу, и пригласил к себе домой, чтобы обмыть сделку.
Там он пробил гостю голову большим молотком, забрав все имевшиеся у того деньги. От трупа избавился уже ночью, закопав под пол полуразрушенного соседнего дома. Все получилось быстро и без помех. И получаса Комаров не потратил на неприятные хлопоты и решил: дело прибыльное.
За 1921 год по этой же схеме Шаболовский душегуб расправился с 17 жертвами, тела которых закапывал поблизости. Когда места под могилы поблизости закончились, стал сбрасывать трупы в Москву-реку. Большинство попадавших в руки убийцы людей были приезжими, а потому хватиться о них в столице было некому, и кровавые дела маньяка до поры до времени оставались сокрыты.
Тревогу забили, когда в реке все чаще стали попадаться трупы в мешках. Милиция взялась за дело всерьез, подключив к расследованию криминалистов из бывшей царской полиции. Быстро стало ясно: все убийства — дело одних рук. Причиной смерти всех жертв был проломленный череп. По обнаруженным в мешках зернам овса предположили, что душегуб — извозчик.
Поймать Комарова удалось только в 1923 году. К тому моменту он успел расправиться с 33 жертвами. Убийцу нашли в собственном доме, но тот предпринял попытку бежать и был пойман на следующий день в подмосковном селе Никольском.
Личная жизнь
Впервые Василий женился в 28-летнем возрасте, однако почти сразу стал вдовцом. Его супруга скончалась от отравления, пока он отсиживал срок за кражу военного имущества. Почти сразу будущий убийца принялся за устройство личной жизни.
Вторую жену Комаров нашел в Риге, куда переехал жить после освобождения из тюрьмы. Полька Софья тоже успела похоронить мужа и досталась Василию с «приданым» из двоих детей. И супругу, и ее отпрысков Комаров щедро избивал по пьяни, но та все равно оставалась ему верной подругой.
Вместе со сменившим фамилию супругом Софья в 1920 году переехала в Москву и поселилась в доме на Шаболовке. Женщина занималась хозяйством. От ее глаз не укрылось, что Комаров промышлял воровством и сбывал краденое на рынке.
Не удивилась женщина и когда узнала, что Василий принялся за убийства. Более того, с 1922 года Софья стала пособницей мужа в зверствах, за что и получила в 1923 году высшую меру наказания. К тому моменту она успела родить Комарову ребенка.
Именно новорожденный стал ниточкой, которая привела сыщиков к убийце. Василий замотал голову одной из жертв пеленкой, а потому милиция сузила круг подозреваемых замоскворецких извозчиков до семейных, у кого недавно родился ребенок.
Смерть
На допросе Комаров не отрицал вины и не выказывал признаков раскаяния. Наоборот, говорил, что убивал с удовольствием, и даже уверял следствие, что количество жертв ему занизили: 29 вместо 33. Василий объяснял, что на расправу со спекулянтами его толкало желание обогатиться, но нажитого на убийствах оказалось не так уж много – хватило бы разве что на сотню папирос и пару бутылок портвейна.
Медэкспертиза признала в убийце психопата и дегенерата, при этом вменяемость его не ставилась под сомнение. Комарова приговорили к высшей мере наказания и расстреляли летом 1923 года.
В массовой культуре
- Очерк «Комаровское дело», автор Михаил Булгаков
- Упоминание в романе «Одноэтажная Америка», авторы Илья Ильф и Евгений Петров
Интересные факты
- Дело Шаболовского душегуба освещал в столичной прессе Михаил Булгаков. Писатель уверял, что по лицу и фото Василий ничем не напоминал зверя, а вот речь сразу выдавала в нем «нелюдя».
- Родной брат Комарова тоже стал убийцей.
- Маньяк запомнился характерной лексикой, которой сопровождал свои злодеяния. Например, расправившись с очередной жертвой, он любил повторять: «Раз — и квас!».
- Василий уверял, что ночь после убийства посвящал молитве за упокой, в чем ему впоследствии помогала жена.
- В документальных фильмах из цикла «Следствие вели» Комаров упоминается как «пионер» среди советских маньяков.