Биография
Произведения Тамары Крюковой предназначены для самых маленьких и юных читателей. Эта талантливая писательница уводит их в мир, полный увлекательных приключений и забавных персонажей. Сказки и рассказы Тамары Крюковой любит вот уже не первое поколение современных школьников, недаром ее зовут «российской Астрид Линдгрен». А популярности способствует и экранизация ее творчества. Фильмы «Костяника. Время лета», «Потапов, к доске!» стали лауреатами престижных кинофестивалей.
Детство и юность
Тамара Шамильевна Крюкова родилась 14 октября 1953 года во Владикавказе, Северная Осетия. Отец – учитель музыки, мама – домохозяйка и большая рукодельница. По национальности писательница – наполовину татарка, наполовину – терская казачка. Тамара выросла в большой семье – с родителями, бабушкой и дедушкой.
Они и стали первыми учителями девочки: дедушка научил читать в 3 года, отец – игре в шахматы, мама – рукоделию. В детстве Тамара посещала музыкальную школу, балетный класс, кружок лепки. Но больше всего девочка любила читать: ей безумно нравились сказки Киплинга, потом она открыла для себя произведения Волкова о приключениях отважной Элли и ее друзей.
Уже в школе (Тамара пошла в математический класс) началось увлечение другими авторами: Дюма, Майн Рид, Жорж Санд. Но настольной книгой будущего литератора стал «Мартин Иден» Джека Лондона. В это же время просыпается поэтический талант юной Тамары – она пишет первые стихи.
По окончании школы девушка уже готова была поступать в технический вуз, но все изменила предательская четверка по алгебре на экзамене. Расстроенная абитуриентка выбрала модный тогда факультет иностранных языков Северо-Осетинского государственного университета и поступила. После выпуска молодого специалиста направили переводчиком в Египет.
Книги
На заре семейной жизни Тамара уехала вместе с мужем и сыном в Южный Йемен. Но вскоре из-за грянувшей гражданской войны эвакуировали всех детей. Отправив 5-летнего сына в Москву к бабушке, Тамара с супругом еще задержались. Сильно скучая по сыну, женщина стала писать для него повесть-сказку и, отправляя письма, каждый раз вкладывала в конверт новую главу. Впоследствии они вошли в ее первую книгу – «Тайна людей с двойными лицами», выпущенную в 1989 году в Осетии.
Впрочем, успех не свалился на голову автору в одночасье. Еще почти 10 лет Крюкова будет пестовать стиль, слог, манеру изложения, предлагать написанное издателям, получать отказы, отчаиваться и вновь надеяться, продолжая писать и идти к своей славной биографии.
Только с 1996 года писательница начала регулярно публиковаться, а с 1997-го стала членом Союза писателей России. Маленькие читатели зачитываются ее увлекательными историями, которые хочется прочесть уже из-за одного названия: «Агата не Кристи», «Алле-оп! или Тайна черного ящика», «Блестящая Калоша с правой ноги», «Сказки дремучего леса», «Кот на счастье» и другие.
В 2001 году Тамара Шамильевна пишет, пожалуй, самое знаменитое свое произведение «Костя+Ника» о чистой и трогательной любви двух подростков – деревенского юноши Кости и Ники – девочки, прикованной к инвалидной коляске.
В 2006 году режиссер Дмитрий Федоров снял по мотивам книги фильм – «Костяника. Время лета», который завоевал многочисленные награды, в том числе Гран-при XIV Международного кинофестиваля «Артек», X Всероссийского фестиваля «Орленок», VI Международного детского фестиваля искусств «Кинотаврик».
Немало наград завоевала и сама писательница. В 2005 году ей присуждена первая премия Международного общественного фонда «Русская культура» за возрождение литературы для подростков России.
В 2006 году Издательский совет Русской православной церкви вручает Крюковой первую премию конкурса за лучшую книгу о подростках. В 2007-м автор - лауреат первой премии IY Всероссийского конкурса произведений для детей и юношества «Алые паруса».
В середине 2000-х годов выходит еще одно яркое произведение литератора – повесть-сказка «Хрустальный ключ» - череда невероятных приключений Пети и Маши в мир сказочных дебрей. Тамаре Шамильевне хотелось закрутить сюжет так, чтобы дети, читая, не могли оторваться.
«Мне особенно важно, чтобы книгу запоем прочитал ребенок, не привыкший проводить досуг за чтением», - признается писательница.
В ее творческой копилке есть произведения для дошколят («Дом вверх дном», «Смелый кораблик», «Паровозик Пых»), школьников («Повторение пройденного», «Потапов, к доске», «Чародейка с задней парты», «Кот на счастье»), молодежи («Триптих в черно-белых тонах») и даже взрослых («На златом крыльце сидели»).
Однако, конечно, приоритетная часть ее творчества отдана детям.
«Наверное, я сама еще немножко ребенок, и мне хочется передать детям доброту и любовь, которые я получила в своем детстве. Хочется, чтобы детям не обрывали крылья, ведь они очень светлые личности», - делится Тамара Шамильевна.
Книги писательницы переведены на 6 языков мира и опубликованы в Польше, Чехии, Венгрии, Кыргызстане, Азербайджане и других странах.
Личная жизнь
Тамара Крюкова вышла замуж вскоре после того, как вернулась из Египта, где работала по окончании института. Сведений о том, кем является супруг писательницы, в Сети нет, в интервью женщина обходит тему личной жизни, отмечая лишь, что муж всегда поддерживал ее в трудные моменты отчаяния, когда признание еще не настигло его талантливую супругу.
У Тамары Шамильевны большая дружная семья, о которой она говорит так:
«Мои домашние - самые строгие критики, которые, с одной стороны, поддерживают меня, а с другой - не дают заболеть звездной болезнью. Рядом с ними я постоянно в пути. Я иду к вершине и надеюсь, что никогда ее не достигну. Потому что за вершиной начинается спуск».
Тамара Крюкова сейчас
Сейчас, когда в жизнь современного человека прочно вошли новые технологии, гаджеты и социальные сети, писательница наладила виртуальное общение с поклонниками на своем персональном сайте.
Также в соцсети «ВКонтакте» есть группа «Тамара Крюкова. Фантазия и реальность», где автор делится свежими творческими новостями, проводит конкурсы, дает литературные советы, выкладывает фото обложек, анонсирует новинки 2018-2019 годов и многое другое.
Библиография
- «Костя + Ника»
- «На златом крыльце сидели»
- «Хрустальный ключ»
- «Призрак Сети»
- «Двери»
- «Потапов, к доске»
- «Дневник Кото-Сапиенса»
- «Триптих в черно-белых тонах»
- «Дом вверх дном»
- «Повторение пройденного»