Биография
Александр Зиновьев — советский диссидент, сам себя таковым не считавший, социолог и логик. Философ не умел идти на сделки с совестью, никогда не скрывал своих мыслей и даже в самые трудные времена открыто говорил и писал то, что думал, не считаясь с возможными последствиями. Но, отправившись в эмиграцию, писатель «эволюционировал от западничества к славянофильству» и перешел к критике Запада.
Детство и юность
Александр Зиновьев родился в Костромской области (в то время губернии), в деревне Пахтино, 29 октября 1922 года. Семья была довольно обеспеченной и уважаемой односельчанами. Отец был мастеровым и уезжал на заработки в Москву, что приносило неплохую прибыль. До революции мужчина занимался росписью храмов, а после — отделочными работами. Он имел столичную прописку, во многом благодаря этому зажиточную семью не раскулачивали.
Зиновьевы не были религиозными. Мать верила, но пренебрегала внешней частью религии, Саша же по примеру отца разочаровался в вере и стал атеистом. На радость Зиновьеву-старшему, любителю искусства, дети росли просвещенными: отец привозил им из города литературу, современные журналы, принадлежности для рисования.
После окончания начальной школы учитель математики посоветовал родителям отправить ребенка учиться в Москву. В столице Саша жил с родственниками. К этому времени доходы семьи упали до уровня бедности. Как сам Зиновьев вспоминал, он «был нищим среди нищих». Талантов к рисованию, как у отца, слуха или голоса у школьника не обнаружилось, но он был завсегдатаем библиотеки, интересовался социологией и философскими сочинениями, от классиков до авторов нового времени. Особенно Александром ценились идеологи коммунизма — Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
В школе Саша вступил в комсомол, был членом школьного комитета и занимался выпуском сатирической газеты. В молодости он был идеалистом: верил в светлое будущее, впитав тщательно пропагандируемые коммунистические идеалы, мечтал построить новый, светлый и справедливый ко всем мир. В погоне за справедливостью он не признавал авторитетов и мог высмеять сталинизм и самого Иосифа Сталина, уже державшего страну в железном кулаке репрессий.
После окончания школы юноша поступил в МИФЛИ, и для него началось непростое время: помощи от родителей больше не было, он жил на маленькую стипендию и находился на грани физического истощения. Идеальный коммунизм расходился с происходящим вокруг, набирали обороты репрессии. Александр был возмущен делами Сталина настолько, что даже подумывал его убить в школьные годы, но юношу и его друзей, поддерживавших идею, ждало разочарование — найти оружие не удалось.
В 1939 году на комсомольском собрании в вузе Зиновьев эмоционально высказал все, что думал о культе личности. За это он был исключен из комсомола и института, направлен к психиатру и получил вызов на Лубянку. В процессе допросов юношу переводили на одну из квартир ведомства, и ему удалось бежать. Год он прятался, бродяжничал, затем в 1940-м, сославшись на утерянный паспорт и назвавшись Зеновьевым, записался в РККА, что помогло избежать обнаружения и ареста.
В военное время Александр Александрович был направлен в кавалерийскую дивизию, затем в танковый полк, после чего попал в авиационную школу в Ульяновске, где прошел учебу, а после находился в запасе. Повоевать в небе Зиновьев почти не успел — участвовал в боевых вылетах в период с марта по май 1945 года, получил орден Красной Звезды.
Уволившись из Вооруженных сил в 1946-м, Зиновьев перевез в Москву мать и младших братьев и вернулся к учебе на философском факультете МГУ.
Научная деятельность
В 1951 году Зиновьев с отличием окончил МГУ, он работал учителем в школе и параллельно поступил в аспирантуру, избрав темой будущей диссертации «Капитал» Маркса в разрезе логических приемов. В 1952-м Александр Александрович организовал Московский логический кружок, но со временем воззрения участников на вопросы логики разделились.
Попытки защитить кандидатскую дважды претерпевали неудачу. В третий раз помогла поддержка министра культуры академика Георгия Александрова, получить которую удалось благодаря давнему другу Карлу Кантору, которого Зиновьев поддерживал во время антисемитской кампании.
В 1955 году Александр Александрович стал младшим научным сотрудником в Институте философии АН СССР в секторе диалектического материализма. Это время в стране было периодом становления логики как науки, и Зиновьев с энтузиазмом приступил к работе, однако его статьи поначалу отклонялись, и первых публикаций удалось добиться только в 1957-м. В 1960–1972 годах выходили в свет как статьи, так и монографии философа, он получил степень доктора наук.
Преподавательская карьера также не стояла на месте: сначала Зиновьев читал спецкурс по философии в МФТИ, затем в МГУ. В 1966 году он получил профессорское звание, после чего стал заведующим кафедрой логики на философском факультете МГУ.
Официальная идеология СССР ученого беспокоила мало, и он с ней не считался. Это привело к тому, что положение Александра Александровича в научной среде стало шатким. Впрочем, с либеральной интеллигенцией отношения тоже не складывались. В результате Зиновьев, состоявший в редколлегии журнала «Вопросы философии», вышел из нее: коллегам мешала его непримиримость в отношении публикуемых работ, кроме того, он жестко не одобрял обязательное заискивание перед генсеком Леонидом Брежневым.
Тем временем послабления, пришедшие с хрущевской оттепелью, закончились, и в биографии ученого начался трудный период. В 1968 году Зиновьева уволили с должности заведующего кафедрой логики МГУ, в 1973-м не переизбрали в Ученый совет института.
Эмиграция
В 1976 году за «антипатриотичность» Зиновьева исключили из КПСС, лишили научных званий и уволили из Института философии, а в 1977-м отобрали государственные и боевые награды, лишили ученых степеней. Пострадали и родственники: без работы оказались взрослые дети от первых двух браков и старший брат, отказавшийся публично осудить Зиновьева, за что военного юриста в звании подполковника уволили из армии. Сам ученый выживал за счет продажи книг из домашней библиотеки и помощи друзей и доброжелателей и писал литературные труды, которые еще больше усугубляли его ситуацию.
В 1978-м Политбюро выслало Зиновьева из страны, как и многих диссидентов того периода. На самом деле это было мягким решением — «психически неуравновешенного бывшего алкоголика», страдающий «манией величия», могли поместить в психиатрическое учреждение. Принятию такого решения способствовала проводившаяся в то время на Западе кампания против советской психиатрии.
Александр Александрович обосновался в Мюнхене по приглашению Мюнхенского университета, где недолгое время преподавал логику, после зарабатывал публичными лекциями и литературным трудом. Зиновьев продолжал утверждать, что он не диссидент и не «жертва режима», считая режим своей жертвой. Советские власти в 1978 году лишили ученого гражданства.
Разочаровавшись в идеологии советского социализма, Зиновьев тем не менее воспринял перестройку негативно, сочтя ее бюрократической формальностью. Считая СССР вершиной российской истории, распад его ученый резко порицал и считал трагедией.
Возвращение в Россию
В 1996 году Александр Александрович все-таки вернулся на родину, хотя и продолжил оставаться сторонником европейских ценностей — бомбардировки Югославии убедили его в том, что США насаждают в Европе новую форму тоталитаризма.
О Владимире Путине ученый сначала отзывался положительно, но вскоре разочаровался, сочтя результаты его работы сужением экономического прогресса страны до «трубы». Свой взгляд у Зиновьев был и на Владимира Ленина, которого Александр Александрович считал хорошим политиком, но плохим философом, а Александра Солженицына и вовсе назвал человеком, который «нес с собой мракобесие».
Книги
Первой публикацией Зиновьева могла бы стать его диссертация, однако издали ее только в 2002 году, а до этого распространяли за рубежом в самиздате. Первое художественное произведение, «Повесть о предательстве», философ написал еще в 1950-е годы. Однако после негативных отзывов рецензентов и совета Константина Симонова рукопись ученый уничтожил.
С 1974 по 1975 год Александр Александрович писал книгу «Зияющие высоты» — острую сатиру на реалии СССР. Идея пришла к нему во время событий в Праге в 1968 году. Писалась книга тайно, после чего была переправлена во Францию, где ее и издали в 1976-м. Роман принес Зиновьеву мировую известность, но при этом стал причиной краха его научной карьеры на родине.
Второй роман, «Светлое будущее», с персональными оскорблениями в адрес генсека Леонида Брежнева получил во Франции премию Медичи за лучшую иностранную книгу года и при этом стал причиной депортации его автора из СССР.
После переезда Зиновьева на Запад в его книгах появилась сатира уже на диссидентов, из-за чего эмигрантская критика, восторженно встретившая первые два романа, в дальнейшем игнорировала произведения философа.
Писатель плодотворно работал, его романы и повести выходили ежеквартально, вызывая во Франции, Германии и Италии десятки рецензий. За книгу «Коммунизм как реальность» в 1982 году он получил премию Алексиса де Токвиля за гуманизм.
Литературная деятельность Зиновьева, помимо литературных премий, приносила и общественное признание в виде членства в Римской академии наук, Баварской академии изящных искусств. Его творчество становилось темой выставок и конференций, автор участвовал в конгрессах, презентациях, симпозиумах, давал интервью. В 1980-х СМИ с удовольствием публиковали многочисленные комментарии Александра Александровича ко всем событиям в России.
Несмотря на востребованность Зиновьева в прессе и у читателей, его заработки были скромными по западным меркам. Он приобрел для семьи трехкомнатную квартиру на окраине Мюнхена. Круг его близких друзей был ограничен: отчасти из-за его дистанцирования от эмигрантских кругов, отчасти из-за языкового барьера. Александр Александрович хорошо владел английским, а знание немецкого языка ограничивалось профессиональной лексикой.
В середине 1990-х количество публикаций книг Александра Александровича упало. Однако футурологическая антиутопия «Глобальный человейник», критикующая западное общество, изначально опубликованная в 1996 году во Франции, через два года стала бестселлером в Италии.
В 1999 году Зиновьев как писатель мог бы стать лауреатом Нобелевской премии, но помешала критика бомбардировок Югославии. Вернувшись в Россию, Александр Александрович продолжил писательскую деятельность. В 2002 году был издан пятитомник его собрания сочинений, а сам Зиновьев написал последнюю книгу — «Русская трагедия».
Личная жизнь
Зиновьев был женат трижды, имел четверых детей. С первой супругой он познакомился в годы войны, во время учебы в Ульяновской военной авиационной школе пилотов. В 1944 году в Ульяновске родился старший сын писателя, Валерий.
Вторая жена, Тамара Филатьева, была дочерью работника НКВД, и брак этот для Александра Александровича был в какой-то степени по расчету. В 1954 году Тамара родила дочь, которую назвали в честь нее. Личная жизнь пары не сложилась, и ребенок не смог сохранить этот брак. Сказались и разные интересы супругов, и то, что в этот период Зиновьев много пил.
В 1965 году судьба свела писателя со стенографисткой Ольгой Мироновной Сорокиной. Девушка была младше ученого на 23 года, но это не стало препятствием для романтических отношений, и спустя четыре года они поженились. Этот брак, в котором родились дочери Полина и Ксения, продлился до смерти писателя. Ольга отправилась с мужем в эмиграцию, стала верной соратницей Зиновьева, первым читателем и редактором его книг.
Смерть
Зиновьев умер 10 мая 2006 года, причиной смерти стала опухоль мозга. По завещанию Александра Александровича его тело кремировали, а прах развеяли над Чухломским районом, местом рождения философа. На Новодевичьем кладбище находится символическая могила-кенотаф, где установлен памятник с фото и годами жизни ученого.
Память
После смерти философа его вдова Ольга Зиновьева и дочери организовали некоммерческое партнерство в поддержку идей и творчества Александра Александровича, которое в 2013-м переросло в Биографический институт Александра Зиновьева. С 2007-го единомышленники и последователи русского мыслителя выпускают социально-политический «ЗИНОВЬЕВ. Категорический журнал» и проводят международную конференцию «Зиновьевские чтения». В 2017-м стартовал еще один проект Ольги Мироновны — литературный киноальманах «Зиновьев, я люблю тебя!».
В 2014-м МИА «Россия сегодня» совместно с Биографическим институтом Александра Зиновьева учредило Зиновьевский клуб.
В честь празднования 100 лет со дня рождения философа в 2022-м по указу президента Институт философии РАН организовал ряд мероприятий, включающий конгрессы, конференции и конкурс философских сочинений.
Библиография
- 1960 — «Философские проблемы многозначной логики»
- 1972 — «Логическая физика»
- 1976 — «Зияющие высоты»
- 1978 — «Светлое будущее»
- 1979 — «В преддверии рая»
- 1979 — «Записки ночного сторожа»
- 1982 — «Гомо советикус»
- 1983 — «Нашей юности полет»
- 1984 — «Евангелие для Ивана. Стихотворения»
- 1989 — «Живи»
- 1990 — «Катастройка»
- 1997 — «Глобальный человейник»
- 2002 — «Восхождение от абстрактного к конкретному (на материале "Капитала К. Маркса)»
- 2002 — «Русская трагедия»
- 2005 — «Логический интеллект»
Интересные факты
- Хобби Зиновьева было изобразительное искусство. Начав рисовать под влиянием отца, он регулярно возвращался к этому опыту, а на пике научной деятельности, в 1970-е, даже писал картины. В эмиграции философ устраивал выставки своих работ.