Биография
Уильям Тёрнер — известный британский художник-романтик, творчество которого отличалось новаторским подходом к изображению пейзажей. Он использовал преимущественно акварель и масло, предпочитая яркую палитру цветов. Несмотря на то, что поздние картины мастера не были приняты современниками, сейчас трудно переоценить вклад Тёрнера в мировую живопись.
Детство и юность
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер появился на свет приблизительно 23 апреля 1775 года в одном из районов Лондона под названием Ковент-Гарден. Отец будущего художника Уильям профессионально занимался изготовлением париков, а в конце 1770-х основал парикмахерскую. Когда мальчику было 10 лет, он переехал к своему дяде в столичный пригород Брентфорд. Причиной этому послужила душевная болезнь матери Уильяма и сложившаяся из-за этого тяжелая обстановка в семье.
Живя у родственника, мальчик начал интересоваться изобразительным искусством. Завершив учебу в школе в конце 1780-х годов, Тёрнер снова перебрался в Лондон, где нашел работу у топографов и архитекторов. Одним из них стал известный английский художник Томас Малтон.
Зимой 1789-го Уильяма, которому на тот момент было 14 лет, зачислили в Королевскую академию художеств. Принимал вступительный экзамен у юноши сэр Джошуа Рейнолдс, являющийся портретным живописцем. В дальнейшем, будучи студентом влиятельного учебного заведения, Тёрнер с удовольствием слушал лекции художника, повлиявшего на творчество акварелиста.
Живопись
За время учебы в академии начинающий художник досконально исследовал полный курс лекций об идеалистическом направлении в искусстве, рассказанных первым президентом художественного заведения. Спустя год после начала учебы работа Уильяма, написанная акварелью, выступила экспонатом на местной ежегодной выставке.
Дебютную картину маслом, удостоившуюся экспозиции, Тёрнер создал в 1790-м. Впоследствии произведения художника на регулярной основе выставлялись в академии. В 1791 году он получил должность художника-сценографа в опере "Пантеон", располагавшейся на Оксфорд-стрит, а также подрабатывал учителем живописи.
Уильям с должным вниманием относился к изучению творчества как мастеров прошлого, так и современных живописцев. Перенимая особенности чужих работ, он пересматривал их образы и выражал собственные ощущения.
Интересным фактом является то, что мужчина с особенным восхищением относился к живописи Клода Лоррена: по словам Тёрнера, он не смог сдержать слез, увидев его картину, получившую название "Отплытие царицы Савской". Акварелист утверждал, что такая бурная реакция связана с тем, что ему никогда не доводилось увидеть прежде что-то подобное.
Спустя много лет, когда Уильям заработал известность, он доверил хранение картины "Дидона, основательница Карфагена", к которой относился как к непревзойденному шедевру, Национальной галерее. Он попросил лишь об одном — чтобы произведение соседствовало с "Отплытием царицы Савской". Тёрнер подробно изучил профессиональную биографию Лоррена, в том числе альбомы с его гравюрами Liber Veritatis, которые были вдохновлены рисунками зрелого творческого периода французского художника.
Позже Уильям организовал выпуск собственного альбома, озаглавленного Liber Studiorum и воспроизведенного в аналогичной технике, что и рисунки Лоррена. Издание предназначалось для того, чтобы начинающие художники использовали его в качестве учебника. Гравюры в нем распределялись по тематическим разделам — живопись историческая, архитектурная, бытовая и мифологическая, пейзажи горные и морские.
Первая этюдная поездка Тёрнера случилась в 1791 году. Впоследствии художник постоянно отправлялся в европейские путешествия — в Швейцарию, Францию, Италию, делая зарисовки с помощью походной палитры. Уильям оставил после себя поистине великое наследие — более 10 тыс. набросков и рисунков.
Работы, запечатленные в походных альбомах, неоднократно становились основой для акварелей живописца, которые он создавал в Лондоне. За свою творческую жизнь мужчина часто возвращался к очень старым своим эскизам.
Уильям Тёрнер, будучи известным художником, получил должность члена-корреспондента Королевской академии 4 ноября 1799-го. Спустя 2 года его произведение "Рыбаки в море" было выставлено в академии, после чего обрело огромный успех и огласку. Художник Бенджамин Уэст сравнил творчество представителя романтизма с голландским живописцем Рембрандтом. 10 февраля того же года Уильям получил статус самого молодого художника, достигшего статуса королевского академика.
Живописец постоянно работал над улучшением своей техники, посвящал много времени изучению связей между геологией и архитектурой, а также особенностям движения воздуха и воды. К началу 19-го века он достиг абсолютной выразительности и силы в своих акварелях, которые обычно присущи живописи маслом.
В своем творчестве Уильям не использовал прием детализации, создавая инновационный вид пейзажа, с помощью которого передавал свои переживания и воспоминания. На картинах Тёрнер воспроизводил образ людей во время пикников, прогулок и полевых работ. С чуткостью и любовью рисуя человека, мастер передавал на полотнах то, насколько несовершенна его природа и насколько герой слаб перед окружающей средой — одновременно спокойной и грозной, но постоянно равнодушной.
В 1807-м Уильям устроился на работу в Королевскую академию на должность преподавателя перспективы. Он составил программу обучения таким образом, чтобы она охватывала не только вопросы, непосредственно касающиеся заявленного предмета, но и гораздо более широкий круг тем. Лекции Тёрнера представляли собой переосмысление курса Рейнолдса и обращались к любимой теме художника — вопросу "живописи поэтической".
Уильям Тёрнер обрел особую популярность после написания картин, которые посвящены войнам с Наполеоном — "Поле при Ватерлоо" и "Трафальгарское сражение".
Живописец в первый раз побывал в Италии в 1819 году. Он посетил Турин, Милан, Рим, Венецию и Неаполь, где занимался изучением творчества современных местных художников, таких как Тициан, Тинторетто, Рафаэль.
Вместе с путешествием в Италию картины Уильяма стали более яркими, а их палитра — интенсивнее с доминированием базовых цветовых сочетаний. Также в его творчестве появилась новая венецианская тема, которая стала особенной для художника. Он 3 раза побывал в Венеции — в 1819-м, 1833-м, 1840-м, поэтому воспоминания об этом городе отражались и на полотнах.
Однако не всех удовлетворяли успехи Тёрнера — коллекционер и художник сэр Джордж Бомон откровенно критиковал «вольность» и «аляповатость» его произведений. А чуть позже новаторство и инновационность в творчестве Уильяма, которые предвосхищали этапы живописи конца 19-го — начала 20-го веков, вызвали неоднозначную реакцию современников.
Публика Викторианской эпохи, которая предпочитала реализм, практически не отличающийся от фотоискусства, а также приторный сентиментализм и более скромную цветовую гамму, с трудом воспринимала многие работы художника.
В 1830–1840-х годах Тёрнер все чаще слышал в свой адрес нелестные выпады от аудитории и критиков. У художника даже была репутация сумасшедшего из-за некоторых его работ, граничивших с абстракционизмом. В связи со всем этим королева Виктория отказалась возводить Уильяма в рыцари. Однако были и ярые защитники творчества британского живописца — писатель Джон Рёскин дал ему звание величайшего художника всех времен.
Личная жизнь
О личной жизни выдающегося художника известно крайне мало, он тщательно скрывал подробности своих отношений. С молодых лет и до самой смерти родителя, которая пришла в 1829-м, Уильям проживал вместе с ним. Отец являлся и помощником, и другом.
Тёрнер так и не нашел женщину, которую готов был бы сделать своей официальной женой. Но долгие годы жил совместно с немолодой вдовой по имени Сара Дэнби. У пары родились двое детей, обе девочки. Далее Уильям 18 лет был в отношениях с Кэролайн Бут, живущей в Челси.
Смерть
Именно в Челси 19 декабря 1851 года жизнь художника оборвалась. Причиной смерти стало заболевание холерой. Последние слова Уильяма Тёрнера — "Солнце — это Бог". Художника похоронили в соборе святого Павла рядом с могилой сэра Джошуа Рейнолдса.
В 2014-м вышел художественный фильм режиссера Майка Ли, повествующий о финальном этапе жизни английского художника-мариниста. Уильяма Тёрнера сыграл талантливый актер театра и кино Тимоти Сполл.
Картины
- 1799 - "Автопортрет"
- 1812 - "Снежная буря"
- 1812 - "Переход Ганнибала через Альпы"
- 1818 - "Дордехт"
- 1835 - "Гранд-канал"
- 1839 - "Последний рейс корабля «Отважный»"
- 1840 - "Невольничий корабль"
- 1844 - "Дождь, пар и скорость"
- 1845 - "Восход с морскими чудовищами"
- 1845 - "Замок Норем, восход"