Биография
Иван Москвитин – атаман пешего казачества, землепроходец, первым вышедший к берегу Охотского моря. Это человек, о личности которого до сих пор практически ничего не известно.
Какой была биография исследователя земли русской – неизвестно. Иван Москвитин возникает в документальных свидетельствах только в 1626 году, уже взрослым человеком. Историки предполагают, что Москвитин родился около 1600 года.
Кем были его родители и где рос маленький Иван – можно только догадываться. Одна из таких догадок гласит, что мужчина – выходец из Москвы или близких к городу поселений. Основывается эта версия на том, что в те времена люди часто получали фамилии согласно топонимам места проживания.
Путешествия и открытия
Зрелые годы Москвитина пришлись на эпоху исследований русским народом территорий Сибири и Дальнего Востока. Одним из стимулов путешествий в суровые края в то время стали слухи о мифическом Теплом море.
Будучи томским казаком и, вероятно, состоя в чине десятника, Иван в 1635 году под началом атамана Дмитрия Епифановича Копылова выступил в Якутск. Через 3 года Копыловым был основан Бутальский острожек. Его точное местонахождение неизвестно: согласно разным источникам, острожек располагался либо на реке Алдан, либо в устье ее притока, Маи.
В 1939 году землепроходческий отряд из 39 человек выдвинулся в направлении Ламского моря. Начальником Копылов назначил Ивана Москвитина, в качестве сопровождения группы выступали эвенкийские проводники. Сведения об экспедиции существуют в основном благодаря еще одному члену отряда – якутскому казаку Нехорошоко Ивановичу Колобову. Его «сказка» о походе с Москвитиным – важное свидетельство истории исследований Охотского моря.
По Мае казаки долгое время спускались вплавь, причем Иван досконально перечислял в записях все значимые притоки реки. Через 6 недель путешественники добрались до речки Нюдыми и сменили средство передвижения. Если до этого казаки путешествовали на дощаниках, то здесь было решено сделать струги.
На них землепроходцы поднялись к истокам Нюдыми, где открыли хребет Джугджур и, бросив струги, двинулись через него пешком. Быстро преодолев хребет, казаки построили новый струг и следующие 8 суток спускались на нем к водопадам. И вновь судно пришлось бросить – чтобы избежать ненужных потерь, путешественники преодолели опасную часть пути пешком.
Дальнейший путь опять лежал по воде: отряд Москвитина выстроил байдару – это судно могло вместить в себя больше человек, нежели струг. Питание казаков в это время преимущественно состояло из подножного корма, но у речных берегов с едой стало проще – появилась возможность ловить рыбу.
К августу 1639 года казачий отряд достиг Ламского (ныне – Охотского) моря. Скорость передвижения была поразительной – путь по неизвестным территориям составил 2 месяца, с учетом привалов и времени, необходимого для постройки лодок.
Зимовать решили на реке Улье. Местное население рассказало Москвитину о наличии на севере еще одной реки, вдоль которой живет много, по здешним меркам, людей. Иван Юрьевич решил не медлить с исследованием до конца зимы и в октябре выслал на поиски реки группу из 20 человек. После 3 дней путешествия вплавь казаки обнаружили реку, получившую от них название Охота. К охоте на зверей это слово отношения не имеет – просто так люди Москвитина переделали эвенкийское «акат» - река.
Дойдя по Охоте до моря, мужчины двинулись к востоку и исследовали более 500 км северного берега Охотского моря. Однако стало ясно, что на речном судне в морских водах делать нечего – пришлось вернуться на зимовье и заняться постройкой кочей – однопалубных морских судов, могущих идти как под парусом, так и на веслах.
За время зимовки один из местных жителей рассказал Ивану Юрьевичу о некой реке Мамур (позже ставшей Амуром), устье и острова которой населены другим народом. Дождавшись весны, отряд Москвитина вместе с эвенком-проводником вышел в море, держа курс на юг. Маршрут мореходов пролег вдоль западного побережья Охотского моря, затем казаки достигли Удской губы и устья реки Уды, а потом вышли в Сахалинский залив.
Местные жители удского устья расширили знания Ивана Юрьевича о «реке Мамур» и ее притоках, а также о народах, проживающих в этой местности. Жители берегов Амура держали дворы, разводили скот и птицу и в целом вели привычное для путешественников хозяйство.
Когда землепроходцы достигли западного берега Сахалинского залива, проводник бросил отряд, но это не остановило казаков, и они пошли дальше вдоль берега. Очевидно, в путешествии мужчины увидели острова Амурского лимана и часть острова Сахалин. А вот дойти до устья Амура не удалось – еды стало не хватать, и людей начал мучить голод.
Осень принесла с собой штормовую погоду, и к ноябрю отряд Москвитина встал на зимовье в устье Алдомы. Дождавшись весны, казаки повторно перешли Джугджур, выбрались к Мае и к середине лета вернулись в Якутск.
По времени экспедиция продлилась около 2 лет. Согласно сведениям, предоставленным казаком Колобовым, в исследованной местности водится много рыбы, а также соболей, шкурки которых высоко ценились. Якутские власти, обрадовавшись результатам путешествия, произвели Москвитина в пятидесятники, а членам отряда пожаловали деньги и отрезы сукна.
В 1645 году Москвитин и атаман Копылов доложили князю Осипу Щербатову о подготовке казачьего похода на Амур, однако эти планы не претворились в жизнь из-за похода Василия Пояркова. Ивана Юрьевича чуть позже отправили в Москву, где он вновь рассказал об экспедиции к Охотскому морю и ее результатах. В 1647-м мужчина вернулся в Томск уже в чине атамана пеших казаков.
В рекомендациях по дальнейшему освоению края Иван Юрьевич советовал отправить на новые земли не менее 1 тыс. хорошо вооруженных людей.
Сведения о местной географии, предоставленные Москвитиным, в дальнейшем, в 1640-е годы, помогли Курбату Иванову составить карту Дальнего Востока. Таким образом, трудно переоценить вклад похода Москвитина к Охотскому морю: благодаря ему были совершены открытия Шантарских островов и Удской губы, а также собраны сведения о местном населении Амура.
Личная жизнь и смерть
После назначения Москвитина атаманом следы исследователя теряются. Историкам неизвестны подробности его личной жизни – были ли у мужчины жена и дети, как и где казак закончил жизнь. Предположительно, Иван Юрьевич Москвитин умер в 1671 году, но ни обстоятельства, ни причина смерти не известны.