Биография
Для культуры Башкирии образ Салавата Юлаева – примерно то же, что для русских – фигура Ильи Муромца. Сподвижник Емельяна Пугачева, юноша, произведенный в бригадиры его войска в 20 лет, стал не только исторической фигурой, но и легендой. Хотя батыр и поэт воевал меньше 2 лет и встретил смерть на каторге, без него башкирская культура выглядела бы совсем иначе.
Детство и юность
Точных документальных данных о ранней биографии Салавата Юлаева нет. Дата рождения 16 июня 1754 года установлена с его собственных слов при допросе: в 1775-м сподвижник Пугачева сообщил Тайной экспедиции сената, что ему 21-й год от роду. В качестве месяца и дня позднее стали использовать середину года. Будущий народный герой появился на свет в деревне Текеево Шайтан-Кудеевской области Оренбургской губернии. Сейчас этого населенного пункта не существует – деревню уничтожили государственные войска при подавлении пугачевского восстания.
Салават происходил из уважаемой семьи: его отец служил сотником в Российской армии, позже был назначен волостным старшиной. Юлай Азналин был хорошим солдатом и во время Польского похода против сторонников Барской конфедерации получил в качестве награды малое воинское знамя. Позже, в 1773 году, мужчина передал знамя Салавату, который в отсутствие отца подменял его на посту старшины.
Юлай Азналин был безграмотным, но сыну обеспечил возможность учебы. Точно не известно, где и как Салават учился: возможно, в исламских религиозных школах, возможно, у частных учителей. Однако юноша был обучен чтению и письму, знал язык тюрки, да и с русским затруднений не испытывал. От отца юноша впитал тягу к справедливости и любовь к родине и своему народу. Впоследствии именно это привело молодого человека на сторону повстанцев и решило его судьбу.
Крестьянская война и восстание
Когда Емельян Пугачев поднял восстание и начал Крестьянскую войну, его сторонники вели агитацию в башкирских войсках. В результате 10 ноября 1773 года Салават Юлаев вместе с отрядом в 1200 человек не стал выступать против войска самозваного «Петра III», а перешел на его сторону. Так же поступил и отец будущего героя.
Юноша искренне поверил в истинность царского происхождения Пугачева и законность его «указов», согласно которым башкирам жаловались земли и дозволение жить согласно исламской вере. Во время допросов Салават говорил, что до него доходили слухи о самозванстве «государя», однако бунтовщик этому не поверил.
С середины ноября по середину декабря вместе с другими повстанцами юноша участвовал в сражениях, в ходе которых получил ранение и проявил себя храбрым бойцом: Пугачев произвел его в чин полковника. Месяц в Бердском центре стал для Салавата военной и идеологической школой: он получил боевой опыт и окончательное понимание, зачем и почему народу нужно это восстание.
С декабря 1773-го по январь 1774-го Салават находился на северо-востоке Башкирии, где действовал уже автономно, в качестве эмиссара пугачевской армии. Он собрал отряд из 800 конников, причем отряд интернациональный – помимо башкир, в повстанческих рядах сражались мишари, чуваши, татары. С течением времени к людям Салавата присоединялось все больше бунтовщиков с башкирских территорий. К марту юноша, еще не разменявший 3-й десяток, стал серьезным военачальником.
В январе войска Пугачева под командованием Салавата Юлаева штурмовали Кунгур – попытки мирных переговоров с властями потерпели неудачу, и было принято решение брать административный центр Западного Урала силой. Однако успеха повстанцы не добились: командирам не хватало боевого опыта, да и с точки зрения артиллерии войска Пугачева были слабы. Салават в бою получил тяжелое ранение, однако уже в феврале вернулся в строй и неоднократно сражался с войсками Алексея Обернибесова и Алексея Папава.
Вернувшись в Башкирию, молодой военачальник серьезно взялся за пополнение воинских рядов армии Емельяна Пугачева, двигавшейся к Магнитной крепости. Конница самого Салавата к этому времени составляла уже порядка 4 тыс. человек, и во главе этого войска юноша упорно противостоял подполковнику Ивану Михельсону. В мае противники трижды встречались в боях, и опытный военный Михельсон признавался, что вражеские войска отлично подготовлены, а их командир оказался искусным военачальником.
В июне 1774 года конница Салавата присоединилась к войскам Пугачева, и повстанцы сразились с людьми Михельсона. Подполковник отчитался позже, что враг разбит, однако Емельян Иванович при допросах вспоминал, что одолеть они с Михельсоном друг друга не смогли, ввиду чего «разошлись». 5 июня Пугачев назначил Салавата Юлаева бригадиром войска, а его отец стал главным атаманом и занялся ведением гражданских дел на Сибирской дороге.
После боя под Осой Пугачев двинулся на Казань, а бригадира, оправляющегося после тяжелого ранения, отправил в Уфимскую провинцию. Там Салават вновь занялся формированием войск, а также взял на себя контроль над дорогой между Екатеринбургом и Уфой – это был стратегически важный участок. В августе войска бригадира пугачевской армии двинулись на Уфу, однако, хотя атака была четко спланирована, взять город не удалось – государственная армия оказалась профессиональней, чем бунтовщики.
К середине сентября дела повстанцев стали совсем плохи – войска Пугачева разбили, сам Емельян попал в плен, а на усмирение башкир из Уфы послали отряд Ивана Карповича Рылеева. Подполковник Рылеев дважды громил войско Салавата, однако даже после уничтожения основных сил тот отказывался сдаться.
Справиться с башкирским бригадиром и остатками его войск удалось только к концу осени: 25 ноября 1774 года повстанцев окончательно разбили в горах Каратау. Салават Юлаев был взят в плен, а его отец самостоятельно принес повинную и добровольно сдался под стражу.
Творчество
Современники знали Салавата Юлаева не только как бойца, но и как поэта-импровизатора. Его произведения посвящались родной земле, народу, религии и вере – всему, что составляло суть жизни. До наших дней аутентичное творчество Салавата не дошло. Невозможно с точностью утверждать, что строки, которые сегодня называют его стихами, в действительности были написаны непосредственно Салаватом Юлаевым, а не являются частью башкирской народной поэзии. Однако поэзией сделался он сам – образ батыра Салауата стал ключевой фигурой множества устных и письменных образцов башкирского творчества.
Личная жизнь
Согласно документам, у Салавата было 3 жены, причем один брак был левиратным – супругу и ее детей поэт унаследовал от старшего брата. Собственных детей у сподвижника Пугачева было 2 двое. Точные имена жен Салавата неизвестны, однако есть предположения, что их звали Амина, Зулейха и Буранбикэ.
В легендах о личной жизни поэта иногда упоминают русскую возлюбленную Екатерину Михайловну, которая родила Салавату сына. Никаких документальных доказательств этому нет. Возможно, сюжет придумали, чтобы подчеркнуть равное отношение героя ко всем национальностям.
Что случилось с семьей Салавата после ареста и осуждения бунтовщика, неизвестно. Еще до того, как его схватили, жены и дети были взяты в заложники и привезены в Уфу, однако дальнейшая судьба их нигде не упоминается.
Еще одна загадка Салавата Юлаева – его внешность. Бунтовщика неоднократно изображали на портретах, однако они – плод фантазии художников. Все сведения о том, как выглядел башкирский сподвижник Пугачева, содержатся в составленной перед отправкой на каторгу описи Уфимской провинциальной канцелярии. Согласно ей Салават Юлаев 21 года был среднего для тех лет роста – около 162 см, имел черные глаза и волосы, рваные ноздри и рубец на левой щеке.
Каторга и смерть
После многодневного следствия, 15 июля 1775 года, Салават Юлаев и Юлай Азналин были приговорены к физическому наказанию и вечной каторге. Отец и сын получили по 175 ударов кнутом. Эту часть наказания разделили: мужчины получали по 25 ударов в каждом населенном пункте, где вели боевые действия. После этого Салавату и Юлаю вырвали ноздри и клеймили, поставив знаки в виде букв «З», «Б» и «И», что означало «Злодей», «Бунтовщик» и «Изменник».
Перед отправкой на каторгу оказалось, что палач Мартын Суслов работал недобросовестно: у обоих преступников заросли ноздри, а у Юлая оказались незаметны позорные клейма. Суслова наказали, а осужденным повторно вырвали ноздри, поправили клейма и лишь после этого отправили на каторгу, в балтийскую крепость Рогервик.
Данных о том, как Салават Юлаев отбывал наказание, практически нет. По списку каторжников от 19 мая 1797 года известно, что Юлай Азналин к этому времени был в тяжелом состоянии из-за возраста и цинги, а сын его 45 лет значился здоровым. Тем не менее 26 сентября 1800 года Салават Юлаев умер. Причина смерти осталась неизвестной.
Память
- Опера «Салават Юлаев»
- Балет «Горный орел»
- Фильм «Салават Юлаев»
- Памятник-бюст из кованой меди в г. Палдиски, Эстония
- Памятник Салавату Юлаеву в г. Уфа, Россия
- Музей Салавата Юлаева в г. Малояз Салаватского района Башкортостана