Салават Юлаев — воин, бунтарь, поэт: мифы, легенды и факты о национальном герое Башкортостана
Салават Юлаев — это народный башкирский герой, человек, о котором слагали и слагают легенды. Вместе с тем он относится к наиболее спорным историческим личностям. Исследователи расходятся во мнениях по поводу фактов из его биографии. Что-то признано лишь мифом, а что-то, очевидно, соответствует действительности. Подробнее о персоне — в материале 24СМИ.
Происхождение и детство
Салават Юлаев родом из нынешней Оренбургской области. Он родился в деревне под названием Текеево. Его дома, как и этого населенного пункта, давно не существует, поскольку после подавления пугачевского восстания государственные войска его полностью уничтожили.
Семью мальчика уважали. Отцом был Юлай Азналин, который служил сотником в императорской армии, а позже стал волостным старшиной в одной из волостей Сибирской дороги. А матерью являлась дочь муллы.
Отец был неграмотным, но постарался дать образование сыну. Кроме того, известно, что мама была образованной — женщина самостоятельно с ранних лет обучала ребенка грамоте. О том, где в дальнейшем обучался Салават, информации нет. Предполагают, что он ходил в некую религиозную школу либо занимался у частных учителей. Во всяком случае, читать и писать он умел и владел русским языком.
Путаница с датой рождения
Официально везде пишут, что дата рождения героя Башкортостана — 16 июня. Но это условное число, выбранное в качестве середины года. Предполагают, что это был 1754-й, что тоже с точностью не установлено.
Исследователи черпали информацию по поводу года рождения из записей допроса Юлаева, который провели в 1775-м. Там он сам заявлял, что ему 21 год. Однако встречается версия, что в действительности на свет национальный герой Башкортостана появился в 1752-м, и если это так, то в 2022 году исполнилось ровно 270 лет со дня рождения Юлаева.
Сила и ловкость
Принято считать, что с юности Салават Юлаев обладал недюжинной силой и ловкостью. Согласно одной из легенд, выносливый бойкий мальчик однажды повздорил со старшим братом — Салавату удалось повалить соперника одним ударом. А также он справился и с отцом, взявшимся разнимать сыновей. После потасовки Салават оседлал коня и помчался в сторону леса.
Забравшись в глубь рощи, он решил остаться на отдых — привязал коня к дереву, а сам уснул на его ветках. Тем временем к скакуну подобрался медведь. Услышав рев дикого зверя, юноша бросился на него и вступил в долгую тяжелую схватку. Батыру удалось-таки одолеть медведя, хотя и сам он оказался весь изранен. Из последних сил парень побрел к деревне, но упал без чувств.
Салавату повезло — его спас случайный встречный. Юноша добрался до селения, где увидел, как местные батыры соревнуются в ловкости — стреляют в парящего орла. Никто не попадал. Тогда Юлаев взял лук и с первого выстрела подбил птицу.
Легенда звучит красиво, но историки склоняются к мнению, что это обыкновенное преувеличение ради создания приукрашенного образа батыра.
Внешность
До сегодняшних времен не дошло ни единого прижизненного портрета царственных особ допетровской эпохи. Тем более нечего и говорить об изображениях таких личностей, как Салават Юлаев. Однако описания современников сохранились и позволяют судить о внешности народного героя.
Судя по их словам, Юлаев был среднего, даже невысокого, роста. Худощавый мужчина со смуглым лицом. У него были большие глаза, черные брови и узенькая борода.
Нрав у Салавата был суровым — во всяком случае, это вытекает из описаний Пушкина в монографии под названием «История Пугачева».
Семья и дети
Башкирский и русский фольклор, а также предания иных уральских народов по-разному рассказывают о личной жизни батыра. Согласно одним источникам, у него за всю жизнь были только две жены. Даже называют имена — Зулейха и Амина. Другие мифы утверждают, что возлюбленных и жен у него было куда больше.
Например, сохранились некие документы, в которых говорится о трех женах. И всех схватили вместе с детьми от Юлаева еще до его ареста.
В других преданиях сказано, что в числе его возлюбленных была русская девушка — якобы он нашел ее в ходе восстания Пугачева. От этой красавицы у него родился сын. Вместе с тем распространена гипотеза о том, что у него были жены иных национальностей — чувашки, калмычки, татарки. Исследователи полагают, что все эти рассказы зародились из-за того, что другие народы так выражали симпатию повстанцу.
Воин
Вспоминая о Салавате Юлаеве, о нем чаще говорят как о воине, бившемся на стороне мятежников против царских порядков. Администрация Оренбурга в 1773 году собрала карательный корпус, чтобы отправить его на подавление пугачевской армии. В рядах корпуса оказался и Юлаев. Вскоре отряды выдвинулись из Стерлитамака. На подходе к Оренбургу Салават и большинство башкир перешли на сторону повстанческих соединений.
Батыр, как считается, стал в армии Пугачева полковником, причем самым молодым — ему было 19 лет. Летописи, посвященные Крестьянской войне, отмечают видное место башкира. Он сражался в пугачевском войске только 1 год, но этого хватило ему, чтобы навсегда вписать собственное имя в российскую историю.
Салавату — крестьянскому полковнику — среди прочего приписывают подвиг: он сумел добиться единения национальностей приволжских и уральских земель. В его отряде, к примеру, на конях воевало до 800 человек: татары, чуваши, удмурты, марийцы и пр.
Озеро Тургояк
Легенда, связанная с Юлаевым, посвящена образованию названия озера Тургояк. Рассказывают, что регулярные войска в прямых столкновениях чаще подавляли силы повстанцев. Из-за этого Юлаеву приходилось вести партизанскую войну на территориях Урала, даже когда уже и Пугачев ушел за Волгу и Каму.
Отряды Салавата уходили от преследователей. Наконец, настал момент, когда и люди, и кони оказались измотанными. Предводитель спешился и, осмотревшись вокруг, воскликнул: «Тур-гояк». Эта фраза переводится как «стоп-нога». Затем воины отряда заметили, что поблизости лежит озеро. Так оно с тех пор и называется.
Но, видимо, это тоже красивая легенда. Исследователи думают, что все куда прозаичнее: наименование образовано от башкирского «түрге як күл», что переводится как «высокое озеро» или «озеро, расположенное на почетном месте».
Поэзия
Салават Юлаев не только народный освободитель и предводитель повстанцев, но еще и поэт. Точнее — сказитель, импровизатор. Он пел песни о родных землях, повествовал о старинных легендах и обычаях предков.
Согласно преданиям, его лирические песни обладали силой — вели людей в бой, воодушевляли и помогали превозмочь боль ранений. Увы, оригинальных задокументированных записей его стихов и песен не сохранилось. До нынешних времен дошли только отдельные переводы и бумаги из походной канцелярии Юлаева. Те немногие документальные свидетельства, что сохранились, позволяют утверждать: автор писал на тюркском языке.
Переходившие годами из уст в уста вирши до сих пор окружены сомнениями в авторстве. Среди прочего всплывает гипотеза, что они попросту приписаны Юлаеву. Тем не менее они сегодня признаются достоянием культуры Башкортостана.
Пленение, последние годы и смерть
Салават Юлаев попал в руки правительственных войск под конец 1774 года. Его подвергли жестким дознаниям, на которых он так и не выдал ни одного соратника. Не сработало даже обещание облегчить кару, Юлаев со следствием сотрудничать не стал. Это привело к тому, что в качестве наказания выбрали 175 ударов кнутом и пожизненную каторгу.
Юлаева заключили в крепости Рогервик в Прибалтике. Это территория нынешней Эстонии. В этом месте он провел последние 25 лет своей жизни, а не стало его в 1800 году. Доподлинно о причинах смерти ничего не известно, также остается тайной, что с ним происходило в годы заключения. Только в каторжных списках, датируемых 1797 годом, указано, что сидевший с ним отец страдал цингой.
Мусульманин или нет?
Наверняка известно, что Юлаев исповедовал ислам. Но и с этой страницей его биографии связаны домыслы. Встречается предание, что однажды он пожертвовал средства на постройку в Рогервике православной церкви. Соответственно, как размышляют, он бы на это не пошел, если бы оставался мусульманином. Значит — принял православие.
Но это событие, если и происходило в действительности, не должно зависеть от вероисповедания героя. Ведь деньги жертвовали и мусульмане — такие случаи в истории известны. Например, после войны с Наполеоном башкиры отдавали деньги на восстановление монастыря в сожженной Москве. Наконец, в записи о смерти отмечено: Салават Юлаев. В случае перехода в православие ему бы дали другое крестильное имя.
Клады
Давно известно предание, согласно которому Юлаев оставил на Урале десятки кладов. Например, по одной версии, он зарыл сокровища под деревней Идельбаево. Эта легенда вытекает из ряда исторических событий, связанных с захватом повстанцами заводов. Однако ни единого исторического документа о закопанных кладах нет.
Но предания продолжают жить по сей день. И не прекращаются попытки отыскать спрятанные драгоценности, несмотря на то, что уже прошло свыше двух столетий безуспешных поисков.
Пещера
В Салаватском районе расположена пещера, которую признали достоянием башкирского народа и памятником федерального значения. Она называется Идрисовой или пещерой Салавата Юлаева. Место находится под горным склоном у реки Юрюзани. Оно постоянно притягивает туристов и местных жителей.
Любопытно, что национальный герой никогда здесь не был. Тем не менее пещера названа в его честь. Дело в том, что рядом с ней в 1940-х годах проходили съемки кинокартины «Салават Юлаев». Выйдя на экраны, художественный фильм стал популярным. Людям тут же захотелось посетить запечатленные на пленке живописные места. Так пещера стала известной и обрела название.
В массовой культуре
Образ Салавата Юлаева в башкирской культуре, по сути, то же, что в русской — Илья Муромец. Эта фигура давно уже стала легендой. Несмотря на короткий срок участия в военных действиях и каторгу до конца жизни, он повлиял на нынешнюю башкирскую культуру.
В народных представлениях его часто ассоциируют с другим легендарным персонажем эпоса — Урал-батыром. В разное время Юлаева сравнивали с имамом Шамилем — речь о творчестве таких авторов, как Расул Гамзатов, Мустай Карим и иные народные поэты. Но еще задолго до них идею о схожести образов выдвинул Руф Игнатьев — в XIX веке он проанализировал ряд былин и песен о Юлаеве и решил, что он был неким божьим посланником наподобие Шамиля.
Этому башкирскому герою посвящена опера авторства поэта Баязита Бикбая и композитора Загира Исмагилова. А также о нем рассказывает упомянутая выше кинокартина режиссера Якова Протазанова.
Любители спорта также прекрасно знают имя Юлаева — оно присвоено уфимскому хоккейному клубу. В Башкирии есть орден Салавата Юлаева — третий по важности в регионе.
Память и памятники
Ряд географических объектов связаны с именем Салавата Юлаева. Родной район народного героя назван в его честь, а также имя батыра присвоено ряду промышленных предприятий, спортивных и культурных объектов, проспектов и улиц, по воде курсирует теплоход и т. д. Его личность отражена в экспозициях музеев. В Башкирии есть город, названный его именем. И как раз в честь этого города (а не самого Юлаева) названа малая планета.
Впервые памятник герою поставили в 1952 году на малой родине знаменитого башкира. Также таковой установлен в Эстонии — там, где он отбывал каторгу. Сегодня это город Палдиски. Но главный монумент — это величественная композиция в столице Башкирии. Признано, что статуя является крупнейшей конной в Европе, но с оговоркой — среди стоящих на трех опорах.
Даже на фото видно, что рост всадника выдающийся. Еще сильнее это бросается в глаза при непосредственном осмотре памятника. В реальности он не был столь высоким мужчиной. И изначально пропорции монумента соответствовали действительности, но их изменили, чтобы придать фигуре более величественный вид.
Любопытная история связана с официальным гербом Республики Башкортостан. Дело в том, что на нем изображен памятник Юлаеву, который красуется в Уфе. Это редчайший случай современности, потому что по действующим законам геральдики на гербах нельзя изображать монументы либо статуи конкретных людей. Такое возможно только с разрешения специальной комиссии, историков и чиновников.
Однако с 1999 года герб Башкирии украшает именно памятник. Объясняют такое допущение тем, что сам он является не строгим монументом Юлаеву, а служит собирательным образом джигита, освободителя, воина, борца за правду и справедливость.
Советская пропаганда
Распространено мнение, что образ героя прикрепился к Юлаеву только за счет пропаганды советских деятелей. Но если вникнуть в вопрос, становится очевидно: советская пропаганда не раздувала значимость его фигуры на пустом месте, напротив, помогла массам лучше узнать или даже впервые услышать о таком человеке.
Теперь историю его жизни преподают в школах, причем не только в башкирских и вообще российских, но и в той же Эстонии и пр. А сами башкиры всегда знали и помнили об этом герое, передавая память о нем из поколения в поколение.
Сложно ответить, кем на самом деле был Салават Юлаев. В царской России после повеления Екатерины II о нем, как и о Пугачеве, вообще старались не упоминать, а если и говорили, то как о злодее и воре. В советский период его стали воспринимать в положительном ключе — как героического революционера. С наступлением либеральных 1990-х пытались преподнести его в качестве обыкновенного разбойника. В любом случае этот человек давно стал частью истории, поэтому о нем стоит помнить.