Биография
Иван Шишкин «живет» почти в каждом российском доме или квартире. Особенно в советское время хозяева любили украшать стены репродукциями картин художника, вырезанными из журналов. Мало того, с творчеством живописца россияне знакомятся с раннего детства — мишки в сосновом лесу украсили обертку шоколадных конфет. Еще при жизни талантливого мастера величали «лесным богатырем» и «царем леса» в знак уважения за умение воспевать красоты природы.
Детство и юность
Будущий живописец родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Отца любили и уважали в небольшом провинциальном городке, Иван Васильевич даже несколько лет занимал кресло местного главы. По инициативе купца и на его же деньги Елабуга обрела деревянный водопровод, который до сих пор частично работает. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края.
Иван Васильевич желал для сына успешной карьеры и отправил 12-летнего Ваню в Первую казанскую гимназию в надежде, что там он получит блестящее образование. Однако подростка больше привлекало искусство. В учебном заведении ему быстро наскучило, и он бросил его, заявив, что превращаться в чиновника не желает.
Возвращение сына домой расстраивало родителей. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, ее раздражало и то, что подросток совершенно неприспособлен к домашним делам и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Отец радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному, но поддерживал супругу. Чтобы не гневить родителей, художник упражнялся в рисовании по ночам — так обозначились первые его шаги в живописи.
Живопись
До поры до времени Иван «баловался» кистью. Но однажды в Елабугу нагрянули художники, которых выписали из Москвы для росписи церковного иконостаса, и Шишкин впервые серьезно задумался о творческой профессии. Узнав у москвичей о существовании училища живописи и ваяния, юноша загорелся мечтой непременно стать студентом этого учебного заведения.
Отец с трудом, но все же согласился отпустить сына в дальние края — при условии, что отпрыск не бросит и там учебу, а желательно превратится во второго Карла Брюллова. Биография великого Шишкина показала — слово перед родителем он сдержал безупречно.
В 1852 году Московское училище живописи и ваяния приняло в свои ряды Ивана Шишкина, который попал под опеку художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. А начинающего живописца влекли пейзажи, в рисовании которых он самоотверженно и упражнялся. Вскоре о ярком таланте в изобразительном искусстве узнала вся школа: учителя и сокурсники отмечали уникальный дар изображать обычное поле или реку очень реалистично.
Диплома училища Шишкину оказалось мало, и молодой человек в 1856 году поступил в Санкт-Петербургскую императорскую академию художеств, в которой тоже покорил сердца преподавателей.
В первый же год художник отправился на летнюю практику на остров Валаам, за виды которого в дальнейшем получил от академии большую золотую медаль. За время учебы копилка живописца пополнилась малой золотой и двумя малыми серебряными медалями за картины с питерскими пейзажами.
После окончания академии Иван Иванович получил возможность усовершенствовать мастерство за границей. Талантливому выпускнику академия назначила специальную пенсию, и Шишкин, не обремененный заботами зарабатывать на кусок хлеба, отправился в Мюнхен, затем в Цюрих, Женеву и Дюссельдорф.
Здесь художник пробовал силы как гравер-аквафортист (гравировка царской водкой), а также написал судьбоносную картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», за которую получил звание академика.
Шесть лет Шишкин знакомился с природой чужой страны, но тоска по родине взяла верх, и он вернулся на родину. В первые годы художник неустанно колесил по просторам России в поисках интересных мест, необычной натуры. Когда появлялся в Санкт-Петербурге, устраивал выставки, участвовал в делах артели художников. Живописец водил дружбу с Константином Савицким, Архипом Куинджи и Иваном Крамским.
В 1870-х занятий прибавилось. Иван Иванович основал вместе с коллегами Товарищество передвижных художественных выставок, параллельно примкнув к объединению аквафортистов. Творчество живописца заметно отличалось от произведений его коллег-передвижников, которые изображали в своих картинах горькие сюжеты из жизни народа, пытаясь привлечь к ним внимание. Шишкин показывал народную душу через природу.
Выбор средней полосы России в качестве натуры для его современников выглядел странно — тогда модно было писать виды в Швейцарии и Италии. Но талант рисовальщика и тщательность в изучении растений (прежде чем приступить к работе, художник ощупывал мох, мелкие листья, траву) обеспечили Ивану Ивановичу успех — за картину «Лесная глушь» академия возвела его в ряд профессоров.
Во второй половине 1870-х годов из-под кисти мастера вышли такие шедевры жанра, как «Рожь», «Песчаный берег», «На севере диком». Постепенно формировался его особенный стиль, в котором проглядывались эксперименты с сочетаниями различных кистей, мазков, попытки передать неуловимые цвета и оттенки. Современники называли Шишкина поэтом природы, умеющим увидеть характер каждого уголка.
География творчества живописца широка: Иван Иванович вдохновлялся пейзажами Троице-Сергиевой лавры, лесом на Лосином острове, просторами Сокольников и Сестрорецка. Художник рисовал в Беловежской пуще и, конечно, в родной Елабуге, куда приезжал в гости.
Любопытно, что Шишкин не всегда работал в одиночку. Например, писать картину «Утро в сосновом лесу» помогал анималист и товарищ Константин Савицкий — именно этот художник по просьбе коллеги нарисовал на готовом полотне с видом леса семейство медведей. Иван Иванович разделил с соавтором гонорар, но не славу — купивший предмет искусства меценат Павел Третьяков стер с него подпись Савицкого. Именно в таком виде картина была выставлена в Третьяковской галерее.
Личная жизнь
Личная жизнь гениального живописца сложилась трагически. Иван Шишкин впервые женился поздно — в 36 лет. В 1868 году он обвенчался по большой любви с 21-летней сестрой художника Федора Васильева Евгенией. В этом браке Иван Иванович был очень счастлив, не переносил долгих разлук и всегда спешил раньше вернуться из поездок по России.
Евгения Александровна родила дочь и двух сыновей, и Шишкин упивался отцовством. Также в это время он слыл радушным хозяином, с удовольствием принимал в доме гостей.
С 1972-го начались подкосившие живописца утраты: художник потерял отца, в следующем году умерли старший сын Шишкина Владимир и деверь Федор Васильев. В 1874-м от чахотки скончалась жена Евгения, а вскоре вслед за ней ушел и маленький сын Константин.
Художник запил, растерял друзей и близких и чуть не лишился места, которое удалось занять в художественных кругах. В уходе за оставшимся от большой семьи первенцем Лидией помогала теща, но ее присутствие только усугубляло пристрастие художника к алкоголю — женщина также была не прочь выпить.
Ситуация переломилась в 1877-м — Шишкин отправился с дочерью к своей матери, в том же году в его мастерскую в Императорскую академию художеств пришли первые 30 учениц, среди которых была талантливая художница Ольга Лагода.
Разница в 18 лет не стала препятствием для любви, и в 1880-м они обвенчались. Через год после свадьбы женщина умерла от воспаления брюшины, оставив Ивана Ивановича с новорожденной Ксенией на руках. Заботу о доме художника и его дочерях взяла на себя сестра жены Виктория Лагода.
Биографы отмечают одну особенность характера Ивана Шишкина. В годы учебы в училище он носил кличку Монах — так его прозвали за угрюмость и замкнутость. Однако те, кто сумел стать для него другом, потом удивлялись, насколько мужчина говорлив и шутлив в кругу близких.
Смерть
Иван Иванович покинул этот мир за работой над очередным шедевром. В солнечный весенний день 1898 года художник с утра засел за мольберт. В мастерской, помимо него, работал помощник, который и рассказал подробности смерти учителя.
Шишкин изобразил нечто вроде зевка, затем его голова просто опустилась на грудь. Причиной смерти стал разрыв сердца. Незаконченной осталась картина «Лесное царство», а последней завершенной работой живописца является «Корабельная роща», сегодня радующая посетителей Русского музея.
Ивана Шишкина сначала похоронили на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге, а в середине XX века прах художника перевезли в Александро-Невскую лавру.
Память
Имя Шишкина носят художественные школы и улицы в городах России и Беларуси, а также мыс на Северном острове Новой Земли и астероид № 3558. На малой родине Ивана Ивановича действует дом-музей художника, там же установлен памятник живописцу.
Жизнь и творчество Шишкина не раз освещались в документальных проектах, а в 2023-м вышел мини-сериал «Арт и Факт», посвященный известным картинам русских живописцев XIX века. История создания полотна «Утро в сосновом лесу» легла в основу одной из серий альманаха, роль художника в ленте Олега Гусева сыграл актер Артур Ваха.
Картины
- 1870 — «Сторожка в лесу»
- 1871 — «Берёзовый лес»
- 1878 — «Берёзовая роща»
- 1878 — «Рожь»
- 1882 — «На опушке соснового леса»
- 1882 — «Опушка леса»
- 1882 — «Вечер»
- 1883 — «Ручей в берёзовом лесу»
- 1884 — «Лесные дали»
- 1884 — «Сосна на песке»
- 1884 — «Полесье»
- 1885 — «Туманное утро»
- 1887 — «Дубовая роща»
- 1889 — «Утро в сосновом лесу»
- 1891 — «Дождь в дубовом лесу»
- 1891 — «На севере диком…»
- 1891 — «После шторма в Мери-Хови»
- 1895 — «Лес»
- 1898 — «Корабельная роща»
Интересные факты
- Шишкин увлекался фотографией, а в пейзажной мастерской академика рисование по фото было обязательной частью программы.
- Будучи на стажировке в Германии, Иван Иванович попал под арест. Услышав оскорбительное высказывание о русских от местного жителя, он ввязался в драку. Позже его оправдали и отпустили.
- Творческое наследие Шишкина насчитывает более 800 произведений.