Биография
Японский писатель Кобо Абэ прославился метафорическими романами “Женщина в песках”, “Человек-ящик” и “Чужое лицо”. Произведения автора, творившего во второй половине ХХ века, открыли западному читателю специфический мир литературы Страны восходящего солнца. Тексты японца нельзя назвать развлекательными: они обращены к ценителям интеллектуальной прозы и поднимают философские вопросы бытия человека в мире, поиска смысла существования и понимания самого себя.
Детство и юность
Классик японской литературы родился в 1924 году на севере Токио, в районе Кита. На родном языке имя писателя звучит как Кимифуса, а Кобо – это произношение на китайский лад. Детство Абэ прошло в Поднебесной: в Мукдене провинции Манчжурия мальчик до 1940 года учился в школе. Отец ребенка занимался медициной в университете этого города. К японской культуре юноша по-настоящему стал приобщаться, когда вернулся в Токио, чтобы окончить среднюю школу Сэйдзё. Затем выпускник решает пойти по стопам отца и получить профессию врача в университете.
Можно сказать, что парень рос в мультикультурном пространстве: непосредственное влияние Китая, где он проживал, дополнялось воздействием мировой литературы, интерес к которой Кобо сохранил на всю жизнь. Наибольшее впечатление производила русская классика с ее “проклятыми вопросами” бытия и поисками смысла жизни. Критики неоднократно отмечали влияние, которое оказали на творчество японского автора Федор Достоевский и Николай Гоголь.
Проучившись в университете 3 года, молодой человек возвращается в Манчжурию и здесь в 1946-м застает смерть отца. Наступает тяжелый период, когда семья остается без кормильца, тем не менее будущий писатель восстанавливается в вузе и получает диплом врача в 1948-м. Однако по специальности Кобо Абэ не работает ни дня. Еще будучи студентом, юноша начинает творческую биографию, дебютировав сборником “Анонимные стихи”.
Книги
Взявшись писать философские стихи-воспоминания еще в юности, писатель чуть позже обращается к прозе. Причем берется не за рассказы, как большинство начинающих авторов, а сразу за роман. В 1947 году Кобо заканчивает книгу “Глиняные стены” – историю героя, который решается порвать все связи с обществом, однако в процессе странствия оказывается в плену. Уже здесь начинающий литератор поднимает сложные вопросы о том, что есть подлинная свобода и возможна ли она вообще.
Рукопись Абэ передал учителю из школы Сэйдзё, и тот, будучи глубоко впечатлен, способствовал публикации текста в литературных журналах. Позднее произведение опубликуют отдельным изданием под названием “Указатель в конце дороги”. Получив первую порцию известности, молодой автор вступает в творческое объединение “Ночь”, а в 1950-м создает собственное – “Век”.
Следующей книгой прозаика становится “Стена”, включающая несколько рассказов и повесть «Стена. Преступление S. Кармы», удостоенную престижной литературной премии Акутагавы. В этом раннем тексте уже ясно проявляются черты стиля писателя: он далек от реализма, его миры – это большие метафоры, помогающие осмыслить отчужденность человека от общества и глобальное одиночество личности в мире. Герой “Стены” волею случая лишается имени и после этого становится чужим окружающим, а затем и самому себе. В этой трансформации есть что-то напоминающее “Превращение” Франца Кафки.
В 1950-е годы Кобо Абэ пишет повести и пьесы, некоторые из них становятся театральными постановками и фильмами. По произведениям японца поставлен десяток кинолент, и самыми яркими считаются экранизации режиссера Хироси Тэсигахары. Постановщик берется за романы “Сожженная карта”, “Чужое лицо”, “Женщина в песках”, последняя работа приносит 2 номинации на “Оскар”.
Вторым романом писателя стал “Четвертый ледниковый период”, а с появлением в 1962 году “Женщины в песках” о Кобо Абэ стали говорить как о большом писателе с мировым именем. Герой книги, против воли посаженный в яму, чтоб спасать деревню от засыпающего песка, пытается бунтовать против системы. Здесь, с одной стороны, протест против государственной машины, для которого личность – лишь винтик в общем механизме, с другой – нежелание хоронить свою волю в рутине повседневности.
Покорность судьбе олицетворяет кроткая женщина, которая становится соседкой персонажа. Она показывает другой путь и другую философию жизни, которая влияет на эволюцию героя и на решение, которое тот принимает в финале. А в завязке романа типичная для автора история исчезновения, которая используется им и в последующих произведениях. Исчезновение как пограничное состояние, когда ты пропадаешь для привычного мира и появляешься в ином - одна из основных философских тем творчества. Другой становится противоборство жизни и смерти.
Служение людям противопоставлено эгоизму и желанию самоутвердиться в тексте “Чужое лицо”, где герой, скрывая изуродованную кожу, теряет идентичность, затем самого себя и превращается в монстра. Роман открывает психологическую трилогию, куда вошли также “Сожженная карта” и “Человек-ящик”. Персонажи Кобо Абэ живут в полуфантастическом мире, который не конфликтует с реальным, а сосуществует с ним параллельно. Пространство аллегорий позволяет раскрыть конфликт, в котором личность пытается преодолеть одиночество, не жертвуя при этом индивидуальностью.
Предпоследнее творение писателя – “Тайное свидание” – вышло в 1977 году. Завершает библиографию мастера роман “Вошедшие в ковчег”. Японский классик написал всего с десяток произведений, но большинство из них вошло в сокровищницу мировой литературы.
Личная жизнь
О личной жизни прозаика известно немного. Сам писатель признавался, что чувствует себя одиночкой и не страдает от этого, отмечая, что все люди – сами по себе, только боятся в этом признаться. Возможно, поэтому у него не было близких друзей, жены и детей. Тема одиночества и изоляции личности в мире стала центральной в творчестве японца. Таким образом, говоря цитатой самого Кобо Абэ, “литература раскрывает лицо автора”.
Мужчина занимал четкую гражданскую позицию, став в 1950-е годы членом коммунистической партии Японии, однако со временем разочаровался. Писатель выступил с критикой на предмет ввода советских войск в Венгрию в 1958 году и в 1962-м покинул ряды коммунистов.
Кобо Абэ организовал экспериментальный театр, носящий его имя. Коллектив просуществовал около 10 лет и ставил пьесы, которые писал основатель. Гастроли труппы пользовались успехом по всему миру, а вот в Японии их творчество признавалось слишком авангардным.
Кругозор японца не ограничивался литературой и театром: он увлекался фотографией, классической музыкой и даже компьютерами, став одним из первых писателей, набиравших произведения на аппаратном текстовом процессоре. Интересный факт – мужчина умел играть на синтезаторе и даже писал на инструменте музыку для собственного театра.
Смерть
Кобо Абэ нельзя было назвать публичным человеком. Несмотря на писательскую славу и всемирное признание, в последние годы автор продолжал вести уединенную жизнь на горном курорте Хаконэ. Мужчина избегал журналистов, да и всяких посторонних людей, сосредоточившись на литературных трудах.
В 1992 году мастера номинировали на Нобелевскую премию в области литературы, однако получил награду поэт Дерек Уолкотт с карибского острова Сент-Лусия. В декабре того же года, работая над сочинением, Кобо Абэ потерял сознание. С прозаиком случился инсульт, и он был доставлен в больницу с обширным кровоизлиянием. После возвращения из госпиталя состояние больного стало ухудшаться, и 22 января 1993 года у 68-летнего мужчины останавливается сердце, что становится причиной смерти.
Кобо Абэ считается самым “европейским” среди японских писателей-современников. Его творчество, с одной стороны, основано на иероглифической модели мира Японии с ее замысловатостью и символичностью, с другой – подпитано наследием западной философии и культуры.
Цитаты
«Действительно, труд помогает человеку примириться с бегущим временем, даже когда оно бежит бесцельно».
«Не железные ворота, не глухие стены, а маленький глазок в двери камеры — вот что больше всего напоминает человеку о неволе».
«Желание стать писателем - самый обыкновенный эгоизм: стремление стать кукловодом и тем самым отделить себя от остальных марионеток».
«Нельзя до бесконечности укрываться от дождя под чужим навесом».
Библиография
- 1947 — “Указатель в конце пути”
- 1951 — “Стена”
- 1959 — “Четвертый ледниковый период”
- 1962 — “Женщина в песках”
- 1964 — “Чужое лицо”
- 1967 — “Совсем как человек”
- 1967 — “Сожженная карта”
- 1973 — “Человек-ящик”
- 1977 — “Тайное свидание”
- 1984 — “Вошедшие в ковчег”