Биография
Итальянский мореплаватель Джованни Кабото, известный миру как Джон Кэбот — первый человек, достигший берегов Канады. Экспедиции Кэбота считаются самыми ранними европейскими исследованиями прибрежной части Северной Америки.
Детство и юность
Джованни Кабото, рожденный в 1450 году, предположительно, 23 мая, воспитывался в семье Джулио Кабото и его жены вместе с братом Пьеро.
Итальянские города Гаета и Кастильоне-Кьяварезе рассматриваются как наиболее вероятные места его появления на свет. Историки склоняются к первому варианту, поскольку в архивах Гаеты есть записи (обрывающиеся 1443 годом) о знатном роде Кабото. Однако Педро де Айала, современник путешественника, в письмах к испанской короне описывал Джона Кэбота как «еще одного генуэзца, подобного Колумбу». Кастильоне-Кьяварезе – город в провинции Генуи, а Гаета – в провинции Латина.
Доподлинно известно, что будущий покоритель Северной Америки по национальности итальянец.
О биографии Джона Кэбота известно немногое. В 1476 году он стал гражданином Венецианской Республики, что требовало как минимум 15 лет проживания в городе. Соответственно, семья исследователя переехала не позже 1461 года.
Судьба
Венецианское гражданство давало Кэботу право участвовать в морской торговле, в том числе на территории Средиземного моря. Ремесло сделало итальянца подкованным в знаниях восточных товаров – специй и шелка. Приобретая их у арабов, Кэбот интересовался, откуда везут пряности. Из туманных ответов мужчина заключил, что родиной специй является Индия. Желание посетить эту страну и вдохновило Кэбота на приключения.
Факты личной жизни Джона Кэбота известны благодаря архивам. Так, к 1484 году исследователь женился на Маттее и имел по крайней мере двух детей. Всего в семье воспитывались трое сыновей – Людовико, Санкто и Себастьян Кэбот. Вместе с отцом они путешествовали по миру.
5 ноября 1488 года Джон Кэбот покинул Венецию как неплатежеспособный должник и переехал в Валенсию. Исследователя даже пытались арестовать, обратившись за содействием к местным властям, но в Испании свирепствовала инквизиция, никому не было дела до мелкого преступника.
Находясь в Валенсии, Джон Кэбот Монтекалунья (так путешественник упоминается в местных документах) предложил план по улучшению гавани, который отклонили. В начале 1494 года мужчина переехал в Севилью, где работал над строительством каменного моста через реку Гвадалквивир. Проект забросили по решению властей в декабре того же года.
После ряда неудач на поприще инженера-строителя Кэбот вспомнил о любви к морю. Он попросил власти Севильи и Лиссабона поспособствовать организации экспедиции по Атлантическому океану. Не получив ответа, мужчина в середине 1495 года обратился к правительству Англии. Заручившись поддержкой, Джованни Кабото вступил в английское подданство, став Джоном Кэботом.
Экспедиции и исследования
В 1480 году Джон Кэбот, будучи торговцем, обратился к властям Бристоля с просьбой организовать экспедицию для поиска Хай-Бразила — острова блаженных, который, согласно кельтской мифологии, находился в недрах Атлантического океана. Остров притягивал зарослями бразильского дерева, из которого можно было получить ценный красный краситель. Успех этого путешествия принес бы Кэботу несметные богатства, однако просьба осталась без внимания.
В конце XX века британский историк Элвин Раддок опубликовала документацию, согласно которой Джон Кэбот в июне 1495 года прибыл в Лондон за разрешением совершать под английским флагом экспедиции. Одним из его покровителей стал отец Джованни Антонио де Карбонари, который, имея хорошие отношения с королевским двором, представил путешественника Генриху VII.
В марте 1496 года Кэбот получил ссуду из банка Флоренции, которая хоть и составляла большую часть средств, необходимых для плавания, но не закрывала вопрос о финансировании. Тогда же Генрих VII дал путешественнику разрешение «плыть во все части, регионы и побережья восточного, западного и северного морей под английскими знаменами и флагами». В документе указывалось, что экспедиции Кэбота должны стартовать из Бристоля, а открытия, совершенные в путешествии, становились собственностью Англии.
Предположительно, летом 1496 года Джон Кэбот совершил первое плавание. Район исследования, маршрут и цель путешествия неизвестны. Возможно, итальянец все же решил достичь берегов Хай-Бразила. Единственное, что указывает на факт экспедиции — письмо бристольского купца Джона Дэя к мореплавателю Христофору Колумбу, датированное зимой 1497 года. В основном купец описывал второе путешествие Кэбота, но есть и такие сведения:
«Он пошел одним кораблем с непроверенной командой, в середине пути остался без запасов и столкнулся с плохой погодой, поэтому решил повернуть назад».
Следующий поход Кэбот предпринял в 1497 году. О путешествии известно преимущественно из бристольской летописи. Согласно ей, 24 июня «земля Америки была найдена купцами Бристоля». Судно «Метью», которое, вероятно, названо в честь супруги исследователя Маттеи, отправилось из порта 2 мая с 18-20 людьми на борту и вернулось 6 августа.
Интересные факты из экспедиции открываются в письмах Джона Дэя, который, по предположениям историков, находился на «Мэтью». Купец указывает, что корабль провел в открытом море 35 дней. Далее около месяца Кэбот посвятил исследованию суши, продвигаясь в сторону Хай-Бразила. Обратный путь занял 15 дней.
При первой высадке Кэбот объявил земли принадлежащими английскому королю. Точное место высадки долгое время являлось предметом споров историков и географов. В качестве возможных вариантов рассматривались острова Лабрадор, Мэн, Кейп-Бретон, мыс Бонависта. В 500-ю годовщину экспедиции власти Канады и Великобритании признали официальным местом высадки Кэбота остров Ньюфаундленд.
В доказательство этому выводу выступает письмо миланского посла Раймондо де Раймонди де Сончино, датированное декабрем 1497 года, где указано, что в экспедиции Кэбот обнаружил место у острова Ньюфаундленд, «роящееся рыбой». Позже богатая сельдью и треской точка в Атлантическом океане получила название Большая Ньюфаундлендская банка.
Купец Лоренцо Паскуалиго из Венеции в письме, получатель которого неизвестен, указывает, что путешествие Кэбота — не более чем слухи. Якобы «венецианец, который отправился из Бристоля на маленьком корабле, вернулся и говорит, что нашел земли в 700 лигах от Бристоля». Пройдя вдоль берега 300 лиг, Кэбот не встретил людей, но находки — кострище, фекалии животных, рыболовные снасти — позволили заключить, что на этой земле есть жители.
Элвин Раддок, ссылаясь на письмо Джованни Антонио де Карбонари, говорит, что моряки Бристоля обнаружили землю за океаном и до путешествия Кэбота, поэтому его вклад в науку сильно переоценен. Согласно данным историка, экспедиция к берегам Северной Америки совершалась за 20 лет до итальянского мореплавателя. Впрочем, письмо, о котором идет речь, до сих пор не найдено, поскольку неизвестно, к каким архивам обращалась Раддок.
Вернувшись в Бристоль, Джон Кэбот направился на аудиенцию короля. За ценные географические открытия 10 августа 1497 года путешественник получил вознаграждение в размере £10, что по тем временам было эквивалентно зарплате обычного работника или ремесленника за 2 года. В декабре того же года Генрих VII назначил Кэботу пенсию в размере £20 в год.
3 февраля 1498 года исследователь получил патент на новые путешествия, а уже в мае того же года вывел из порта Бристоля 5 кораблей, один из которых снарядил король. На некоторых судах складировались ткани и кружева, которыми Кэбот планировал торговать в экспедиции.
В июле один из кораблей попал в шторм и был вынужден причалить к берегам Ирландии, остальная процессия продолжила путь. В 1498 году экипаж Кэбота достиг Северной Америки и пошел вдоль побережья. Говорят, путешествие окончилось на границе испанских территорий в Карибском море, однако достоверных сведений о событиях той экспедиции нет.
Смерть
Дата, обстоятельства и причина смерти Джона Кэбота до сих пор являются камнем преткновения. Считается, что корабли затерялись в море на обратном пути, однако по крайней мере один из членов экипажа, Ланселот Тиркилл, умер в Лондоне уже в 1501 году.
Согласно альтернативной версии, Кэбот умер в пути. Командование на себя взял его старший сын Себастьян. Кстати, молодой человек пошел по стопам отца, в 1508 году совершив плавание к Северной Америке, а в 1526-1530 годах — к Южной.
Элвин Раддок предполагает, что Кэбот благополучно вернулся в Англию весной 1500 года. Такой вывод историк сделала на основании карты Хуана де ла Коса, который был в составе команды итальянца. Он нанес финальные географические точки именно в 1500 году.
Память
После кончины Кэбота в мире, а особенно в Великобритании, созданы бесчисленное количество портретов и архитектурных сооружений, посвященных памяти исследователя.
Так, на земле Ньюфаундленда и в Бристоле к 400-летию великого плавания появились башни Кэбота, одна из которых достигает высоты 30 метров. К 500-й годовщине к мысу Бонависта и к берегам Бристоля «пришвартовали» бронзовые копии «Метью».
Именем Кэбота названы улицы Ньюфаундленда и Лабрадора, площади в Лондоне и Монреале, университет в Риме, католическая школа в Канаде. Но по-настоящему важное историческое событие состоит в том, что путешествия Джона Кэбота вдохновили Генри Гудзона на плавание.