Биография
Крупнейший город США – Нью-Йорк – с населением в 20 млн жителей, а также мегаполисы Трой, Хадсон, Олбани и Кингстон связаны одной рекой, которая носит имя мореплавателя Гудзона. Он известен как исследователь территорий северо-востока Америки и современной Канады. Кроме реки, в честь великого британца назвали пролив и залив, масштабы последнего дважды превышают Балтийское море. За преданность любимому делу сэр Генри Хадсон поплатился жизнью своей и сына.
Детство и юность
Историки и почитатели мореплавателя шутят, что реку следовало бы называть не Гудзон, а Хадсон, ведь британец-первооткрыватель — земляк и однофамилец легендарной миссис Хадсон, добрейшей хозяйки той самой квартиры на Бейкер-стрит. Но привычная уху российская транслитерация превратила Хенри Хадсона в Генри Гудзона.
Биография исследователя наполовину соткана из белых пятен, что и не удивительно, ведь жил сэр Генри в XVI веке. Принято считать, что родился он в Лондоне в сентябре 1570 года, а путь в мореплавании начинал юнгой.
Кем были родители Гудзона, история умалчивает, как и не говорит, был ли он единственным ребенком в семье или рос в шумной компании братьев и сестер. Сходятся в одном: с ранней юности и до последних дней жизнь Генри была связана с морем. Юнга дорос до капитана, запечатлев свое имя в истории мореплавания золотыми буквами.
Экспедиции и исследования
Юные годы Гудзона совпали с активным поиском европейцами путей обхода Америки с севера через холодные арктические моря, чтобы пробиться к Азии. Непреодолимым препятствием на пути смельчаков были жестокие морозы и глыбы льда. Но оптимисты считали, что солнце, не покидавшее небо северных широт 3 месяца, растопит лед, а цепочка озер и впадающих в них рек на севере американского континента — это возможный путь в Тихий океан.
В 1607 году в дверях британской торговой компании, которой принадлежала монополия на торговлю с Россией, появился самоуверенный 37-летний капитан Генри Хадсон. Предприятие, носившее название «Московская компания», – одно из немногих, которое могло похвастаться королевской грамотой и солидным бюджетом. Хадсон заявил, что знает, как добраться до Японии, сократив путь через Северный полюс.
В Лондоне имя капитана никому ни о чем не говорило, но сэр Генри умел убеждать. Предприятие предложило смельчаку договор, под которым сразу появилась его подпись. Но на этом «щедрость» компании закончилась: Гудзону предложили старый 80-тонный барк «Hopewell» («Добрая надежда»), изрядно потрепанный в экспедициях к берегам Северной Америки, и команду численностью в 12 человек.
Судно, руководимое Гудзоном, в мае 1607-го отчалило от берега, а в середине июня добралось до Гренландии. Неделю Генри плыл вдоль берега на север, а достигнув 80-го градуса северной широты, свернул на восток и к концу июня увидел архипелаг Шпицберген. Спустя 2 недели корабль остановился: перед кормой возвышались глыбы сверкающего льда. В середине сентября «Hopewell» вернулся в родную гавань.
Генри Гудзон не отказался от рискованной затеи: весной 1608 года руководимая им «Добрая надежда» снова отправилась в путь. В этот раз капитан искал проход на северо-востоке, планируя пройти вдоль севера Евразии. Уйдя в плавание во второй половине апреля и преодолев 2,5 тыс. миль, в июле судно добралось до архипелага Новая Земля. Но и в разгар лета арктические льды не отступили. В конце августа «Добрая надежда» во второй раз вернулась в порт ни с чем.
Компания отказалась от третьей экспедиции, на которой настаивал исследователь. Поэтому в 1609-м сэр Генри сменил место работы, устроившись в Ост-Индскую компанию, принадлежавшую голландцам. Они тоже горели желанием пробраться в Азию кратчайшим путем, через Арктику. Гудзон нарушил законы своей страны, запрещавшие капитанам Британии работать на иностранные компании. Генри решился на отчаянный шаг, потому что на родине в него не верили.
Англичанину доверили небольшое судно «Halve Maen» («Полумесяц»), неприспособленное к походам в суровом арктическом климате. Корабль покинул гавань Амстердама в апреле и попытался с севера обогнуть Новую Землю. Экипаж, обитавший в трюме, роптал: пронизывающий ветер со снегом насквозь продувал помещение, в котором жили моряки. Капитан предложил сменить курс, повернув к побережью Америки: там Гудзон рассчитывал найти проход к Тихому океану.
В середине лета «Полумесяц» добрался до Ньюфаундленда, затем продвинулся южнее, где исследователь наткнулся на просторный залив, от которого на север устремилась широкая и полноводная река. Пройдя по ней 150 миль, Генри Гудзон так и не нашел выход к Тихому океану.
Наступившая осень заставила капитана и экипаж вернуться в родной порт. По дороге в Амстердам сэр Генри заглянул в Англию. Но, зайдя в Дартмут, попал в ловушку: британцу, нарушившему закон, запретили покидать страну, пригрозив судом за работу на голландскую компанию. Узнав, что судно принадлежит крупной компании, англичане отказались от судебных тяжб.
В 1610 году голландцы предъявили права на открытые Гудзоном в устье реки земли, обустроив здесь поселение. Вскоре тут бурлила торговля с представителями индейских племен, у которых на зеркала и ножи выменивались шкуры бобров. Но, начав со шкур, пришлые торговцы выменяли на разные товары весь остров. Если перевести стоимость товаров на нынешние цены, то приобретенная земля обошлась в $700. Об удачности сделки говорит стоимость земли острова Манхэттен сегодня: $49 млрд.
Поначалу голландцы и реку, и остров называли Маннахата. Лишь со временем и залив, и пролив, и река получили имя мореплавателя, а остров стал Манхэттеном. Через 200 лет Жюль Верн описал в одном из романов путешествие капитана Гаттераса к Северному полюсу, но даже тогда произведение считалось фантастическим вымыслом, ведь штурм полюса оставался мечтой, будущим географическим открытием.
Обезумевшего героя романа Гаттераса север манил с непреодолимой силой, то же происходило с мореплавателем Гудзоном. В 1610-м лондонские купцы снарядили в поход судно «Discovery» («Открытие»). Задание перед капитаном стояло то же: отыскать проход в Тихий океан с северо-запада. Маршрут судна, отчалившего с порта Лондона в апреле, пролег у гренландских берегов. В июле Генри Гудзон совершил вклад в науку, обнаружив пролив, следуя которым, его корабль пробился на запад.
«Discovery», преодолев пролив, очутился в просторном заливе. Но отыскать проход в воды Тихого океана исследователю не удалось. Сегодня, глядя на карту, современники убедятся, что найти выход в океан невозможно, потому что его нет. Но сэр Генри узнал об этом, лишь обследовав залив. Эта работа заняла слишком много времени, судно задержалось и оказалось в ледяном капкане. Экипаж сошел на берег, разбив зимовку неподалеку от острова Лабрадор.
Команда пережила суровую зиму, рассчитывая весной вернуться домой. Но капитан настаивал на продолжении экспедиции. На «Дискавери» вспыхнул бунт.
Личная жизнь
О личной жизни английского мореплавателя нет информации. Существование сына, которого он взял в экспедицию, предполагает и наличие жены. Но сведения о ее имени и семье Генри Гудзона не сохранились. Неизвестно, имелись ли у него дети, кроме сына-подростка, выкинутого командой «Дискавери» за борт и обреченного на смерть.
Смерть
Летом 1611-го Генри Гудзон объявил команде, трудно пережившей зимовье и мечтавшей о возвращении в порт, что намерен и дальше исследовать залив. Экипаж требовал вернуться в Англию и отказался подчиняться капитану. Вспыхнувший бунт закончился тем, что сэра Генри с 15-летним сыном и 7 моряками высадили в шлюпку и оставили в море. Это была верная гибель, ведь провизии оставшимся не дали. «Дискавери» вернулся в порт.
Свидетелей кончины Генри Гудзона нет, и о причинах смерти мореплавателя можно только гадать. Предположительно, исследователь с сыном и верными членами команды погиб от голода и холода в пустынных северных водах. Оружия им тоже не оставили. Трагедия Гудзона вдохновила художника Джона Кольера на картину, названную «Последнее путешествие Генри Гудзона».
Как выглядел британский мореплаватель, можно увидеть на предполагаемом портрете Гудзона из «Энциклопедии универсальной истории» 1885 года. Но биограф Хадсона — Томас Жанвье — написал:
«В том, что изображаемый мужчина в воротничке не Гудзон, можно быть уверенным».
Интересные факты о жизни и деятельности мореплавателя позже сообщили биографы. В исследованиях и очерках рассказывается, что зачинщиком бунта на «Дискавери» стал некто Генри Грин. Примечательно, что ранее Гудзон приютил этого человека в своем лондонском доме, а затем принял в команду, скрыв это от компании.
Грин затаил на капитана злобу из-за сюртука скончавшегося пушкаря, на который имел виды. Сэр Генри сюртук не отдал, что стало последней каплей для моряка, давно «мутившего воду» на судне. Когда шлюпку с Гудзоном, его сыном, помощником штурмана и матросами бросили на произвол судьбы, команда корабля кинулась искать продовольствие, полагая, что капитан утаивал его. Но в его каюте нашлись только две сотни сухарей, немного муки и бочонок с пивом.
Вернувшихся в порт 13 моряков судили: в Британии за бунт на корабле пожизненно бросали в тюрьму. Но из-за путаных показаний подозреваемых выпустили на свободу. Чиновники лоцманского управления в решении указали:
«Все-таки имеются некоторые основания предполагать, что они (оставленные в шлюпке) благополучно высадились на берег в заливе Джеймс и прожили еще много месяцев или даже лет, пока смерть не пришла за ними».
Скептики называют эти строки попыткой самооправдания: никто и никогда следов шлюпки или останки Гудзона и моряков не обнаружил.
Кроме британца, Северную Америку исследовали итальянец Джон Кэбот, шотландец Александр Маккензи и француз Жак Картье. Их достижения оказались наиболее значимыми.
Память
- Имя Гудзона носит морской залив, открытый мореплавателем.
- Гудзонов пролив стал входом в Арктику для всех судов, занятых поиском Северо-Западного пути из Атлантического океана.
- В честь Генри Гудзона названы некоторые географические объекты в США: река, округ Хадсон в штате Нью-Джерси, мост в Нью-Йорке, город в штате Нью-Йорк.
- Генри Гудзон, наряду с другими членами экипажа, изгнанными с корабля, появился как персонаж в произведении Вашингтона Ирвинга «Рип ван Винкль».