Кирилл и Мефодий: жизнь и деятельность православных святых – создателей славянской письменности
Русский язык, минуя череду столетий, пережил ряд преобразований перед тем, как принял современный вид. Ключевой вехой в его развитии считается азбука, которую создали братья-миссионеры Кирилл и Мефодий. 24 мая Русская православная церковь отмечает день памяти святых, чьи имена известны многим со школы. На федеральном уровне в России празднуют День славянской письменности и культуры. Подробнее о Кирилле и Мефодии, их деятельности и славянской азбуке – в материале 24СМИ.
Братья-миссионеры из Фессалоник
Ученики просветителей написали жития Кирилла и Мефодия после их смерти. Труды последователей святых считаются основными источниками, повествующими о судьбе создателей славянской письменности.
Родились в Византии, в городе Солуни (ныне – Фессалоники). Отца просветителей звали Львом. Глава семейства состоял на военной службе и пользовался авторитетом у властей и местных жителей.
У Льва было семь сыновей. Годом рождения старшего из братьев, Мефодия, считается 815-й. Кирилл, который до начала церковной службы носил имя Константин, родился в 827 году и был младшим из братьев.
Византия считалась многонациональным государством, на территории которого проживали греки, италийцы, сирийцы, евреи, армяне, фракийцы, южные славяне. Этнос братьев-просветителей вызывает споры у исследователей. Распространенная теория гласит, что Кирилл и Мефодий имели греческое происхождение. Некоторые ученые, изучавшие житие Кирилла, указывают на болгарские корни.
Исследователи, которые объясняют гипотезу славянского происхождения братьев, ссылаются на отличное знание просветителями славянского языка. В Фессалониках в основном говорили на греческом, но встречался солунский диалект. Им владели племена, жившие в окрестностях города. Солунский диалект, по данным ученых, лег не только в основу переводов Кирилла и Мефодия, но и стал базой для церковнославянского языка.
Две судьбы
Биография Мефодия рассказывает, что в молодости он пошел по стопам отца, сделав военную карьеру. Византийские власти назначили представителя знатного рода управляющим княжества со славянским населением на территории современной Македонии. Но в 852 году Мефодий резко изменил жизнь: принял постриг и стал игуменом.
Кирилл сразу сделал выбор в пользу интеллектуального труда и духовной службы. С ранних лет юноша поражал окружающих умом и памятью. Среди учителей Кирилла были ученый Лев Математик и будущий патриарх Фома I. После учебы образованный представитель уважаемого семейства мог заключить выгодный брак и впоследствии получить в управление княжество, но молодой человек стал священником.
Кирилл преподавал философию в Магнаврском университете (Константинополь), в котором до этого учился сам, и работал патриаршим библиотекарем. Но однажды священнослужитель решил найти уединение в монастыре, где скрылся от светского мира. Посланцы патриарха отыскали Кирилла и убедили вернуться на службу в Константинополь.
В 851-м, когда Кириллу было примерно 24 года, его включили в состав византийской миссии ко двору аббасидского халифа Мутаваккиля. Вероятно, молодой священник добился бы высокого поста в церкви и стал бы патриархом, но служба в Константинополе для Кирилла закончилась, когда убили его покровителя.
Инцидент произошел в 856 году. Философ вместе с учениками бежал из столицы в монастырь Полихрон, который расположен на северо-западе Малой Азии. За год до этого настоятелем обители назначили Мефодия. Кирилл помогал брату управлять монастырем. Вокруг просветителей сформировалась группа единомышленников. В стенах Полихрона появилась идея создать славянскую азбуку, которая должна была заменить латинский алфавит.
Просветительская деятельность Кирилла и Мефодия
Исследователи делят просветительскую деятельность братьев на хазарский, болгарский и моравский периоды. Первую миссию организовали в 860 году. Хазарский правитель пребывал в поиске истинной веры, поэтому пригласил ко двору представителей христианской, исламской и иудейской религий. Каган заявил, что примет ту веру, представитель которой победит в диспуте.
Рассматривают две теории произошедшего. Кирилл привел убедительные доводы и был признан победителем, но хазарский лидер не сдержал слово. Вторая версия гласит, что раввин оказался хитрее: якобы дождался, пока представители христианства и ислама дискредитируют друг друга, а затем привел доводы, по которым каган должен принять иудейскую веру.
Во время поездки в Хазарию братья посетили Херсонес, где обрели мощи папы Климента. Миф рассказывает, что церковного лидера сослали в Крым, где утопили. Исследователи допускают, что речь идет о местном святом, который ассоциировался с Климентом. Поездка миссионеров в Хазарию завершилась в 862 году.
Моравы в IX столетии оказались под влиянием германизма и в поисках независимости искали союз с Византией и Болгарией.
Правитель отправил в Константинополь послов с целью договориться о политическом и религиозном сотрудничестве. Глава Моравии прибыл к византийскому лидеру с просьбой. Он приглашал в страну проповедников, которые отлично владели славянским языком. Император посовещался с помощниками и решил отправить в Моравию братьев из Фессалоник.
Задача перед братьями стояла непростая. Славяне придерживались язычества и только знакомились с христианской верой. Но миссия Кирилла и Мефодия оказалась плодотворной. В процессе работы просветители с помощью учеников создали славянскую азбуку.
Священники западной церкви считали, что богослужения допустимо проводить на трех языках. В список разрешенных входили латинский, еврейский и греческий. Кирилла и Мефодия в Риме назвали еретиками из-за работы в Моравии и вызвали в Вечный город для разбирательств. Братья отправились, понадеявшись найти поддержку у папы римского в борьбе с немецкими священниками, которые не собиралось сдавать позиции в Центральной Европе.
Миссионеры привезли в Рим мощи Климента и передали их папе Адриану II. Братья ставили цель не только найти понимание у лидеров западной церкви, но и сделать первый шаг в примирении Рима и Константинополя. Папа одобрил богослужение на славянском языке.
В Вечном городе Кирилл тяжело заболел. Здесь в 869 году просветитель принял схиму и сменил имя, которое получил при рождении. 14 февраля Кирилл скончался в 42 года, но перед смертью обратился к брату. Он попросил Мефодия продолжать миссионерскую работу. Похоронили просветителя в Риме. Адриан повысил Мефодия, присвоив сан архиепископа Моравии и Паннонии.
Старший брат сдержал слово и продолжил работу. Из Рима Мефодий приехал в Паннонию, а затем в Моравию. Ситуация в Центральной Европе тогда изменилась. Лояльный Византии правитель моравов проиграл в битве немцам, попал в плен и умер в тюрьме. На престол взошел князь, который придерживался прозападных взглядов, ориентируясь в первую очередь на немцев.
Работа Мефодия и учеников, которые получили саны священников, протекала в непростой . Немецкие священники открыто противостояли Мефодию, мешали распространению славянского языка. Просветитель угодил в тюрьму. На сторону архиепископа встал папа Иоанн VIII, который запретил немецкому духовенству совершать литургию, пока Мефодий содержится за решеткой.
Но позиция главы западной церкви была неоднозначной. Иоанн велел запретить богослужение на славянском, но позволил и дальше читать проповеди на этом языке. Но Мефодий не подчинился и продолжил вести службы на славянском. Немцы пытались использовать своеволие просветителя, чтобы очернить перед Римом, но Мефодий не просто защитил убеждения, но и вернул право вести службы в церквях на славянском.
Архиепископ возвращался в Константинополь, где трудился по просьбе императора. В Царьграде просветитель пробыл три года, а затем вернулся к моравам. Скончался Мефодий в 70 лет в 885 году – за 95 лет до крещения Руси. В день смерти просветитель прочитал проповедь в храме, назначил преемника и скончался.
Создание азбуки
Предпосылки создания славянской азбуки сформировались в результате столкновения интересов Восточно-Франкского государства и Византии. Моравия лежала в сердце Европы и занимала территории современных Чехии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии, Словении, Германии. Влияние на Моравию стремились распространять немцы, проповедовавшие на латинском языке.
Кирилл и Мефодий решили, что укрепить влияние восточной церкви можно при помощи собственного языка богослужения. До братьев из Фессалоник другие миссионеры пытались перевести богослужение на славянский при помощи греческого и латыни. Но проблема заключалась в том, что славянский содержит много звуков, для которых в греческом и латыни нет букв.
В 863 году во время моравской миссии просветители создали, как считают исследователи, глаголицу. Следует отметить, что ученые ведут споры о том, какой алфавит древнее – глаголица или кириллица. Есть теория, что глаголица – первый вариант славянской азбуки, а кириллица – ее доработанная версия. Автором первого алфавита называют Кирилла. Авторство второй азбуки приписывают Кириллу либо его ученику Клименту Охридскому.
Глаголица для современных людей, которые не связаны с русской филологией, представляет собой систему непонятных символов. Алфавит состоит из 46 букв. Округлые символы схожи с грузинским церковным письмом хуцури, которое создали на основе армянского алфавита. Кирилл знал алфавиты восточных государств, поэтому мог опираться на них при создании глаголицы.
В ходе просветительско-новаторской деятельности Кирилл и Мефодий переводили священные книги: Евангелие, Апостол, Псалтырь, Октоих, Номоканон. Братья составили первый юридический сборник на славянском языке – «Закон судный людям».
Кириллица привычна, потому что ею пользуются русский, белорусский, украинский, сербский и болгарский языки. Алфавит состоит из 43 букв, начертание 24 которых заимствовано из греческого. 19 букв обозначают исключительно славянские звуки.
Наследие святых и его значение
Глаголица оказалась сложной для современников. Она распространилась среди западных и южных славян, но в XXI веке используется только некоторыми церквями в Хорватии. Славянская письменность закрепилась в Моравии, откуда разошлась по Восточной Европе. Азбука дошла до Руси, где стала основой алфавита древнерусского языка.
Кирилл и Мефодий не только подарили славянам письменность и литературный язык, но и сыграли ключевую роль в распространении христианства. Значение деятельности равноапостольных братьев связано с крещением Болгарии, Польши, Руси, Померании.
Литературный язык дал толчок развитию книжного дела среди славян. До этого люди из поколения в поколения устно передавали легенды и мифы. Пока жители Западной Европы копили опыт и научные наблюдения на страницах трактатов, славяне не имели собственной письменности. Кирилл и Мефодий уравняли Западную и Восточную Европу.
День славянской письменности
История знает немало примеров, когда ученые, писатели, философы, художники и политики не получали признания при жизни, но обретали славу через сотни, а то и тысячи лет после смерти. Пример Кирилла и Мефодия показывает, что братья добились уважения, но не дожили до того дня, когда их азбука распространилась среди славян. При жизни святые завоевали авторитет в Риме, заслужили почет в Византии, поэтому просветителей чтят и западная, и восточная христианские традиции.
В Российской империи в 1863-м, в год тысячелетия со дня создания глаголицы, учредили праздник в честь братьев из города Фессалоники. Праздник дошел до XXI века. Память о просветителях чтят не только в России, но и в Беларуси, Украине, Болгарии, Сербии.
В РФ святым установлены памятники в Нижнем Новгороде, Мурманске, Москве, Липецке, Астрахани, Черкесске, Самаре, Дмитрове, Ханты-Мансийске, Владивостоке, Коломне, Севастополе, Саратове, Сургуте, Сыктывкаре, Твери. Ряд памятников деятелям открыли в Чехии, Болгарии, Словакии, Украине, Греции, Македонии, Сербии.
В день, когда вспоминают святых, научное сообщество проводит форумы. Культурные деятели организуют фестивали, выставки, книжные ярмарки, поэтические чтения, концерты.
Кирилл и Мефодий оставили глубокий след, история их помнит спустя 1159 лет. Братья могли сделать карьеру в политике, получить высокие чины в Византии и затеряться среди имен других стратегов (главнокомандующих войсками). Но просветители выбрали непроторенный путь. Работа греков произвела революцию в культуре славян.