Почему российская полиция снова нуждается в реформе
Общество
11 ноября 2013 г. 15:53
Время чтения: 4 минуты

Почему российская полиция снова нуждается в реформе

10 ноября Россия отметила День сотрудника правоохранительных органов. В разные времена этот праздник носил разные названия: День советской милиции, День российской милиции и сейчас День российской полиции. Суть его, впрочем, никогда не менялась. Менялись лишь сами сотрудники правоохранительных органов, и если в Советском Союзе к милиционерам относились с уважением, то сейчас, будем откровенны, к сотрудникам полиции относятся неоднозначно. Кто-то их откровенно побаивается, а кто-то считает их частью огромной криминальной структуры.  И сегодня словосочетание «честный полицейский» –  это, скорее, исключение, чем правило.

Сложно сказать, когда началась такая деформация общественного мнения. Возможно, во время «лихих 90-х», может быть, и еще раньше. Отношения к сотрудникам правоохранительных органов попытались поменять во время реформы «О полиции». Но изменив обертку, властям не удалось изменить начинку. И превратившись из товарищей милиционеров в господ полицейских, правоохранители не стали вызывать большего доверия. Многие, кстати, и вовсе сомневаются, стоит ли применять слово «правоохранительные» к нынешним внутренним органам, ведь законопослушные граждане опасаются полицейских не меньше, а может быть даже больше, чем матерые преступники. Об этом, в частности, говорится и в совместном исследовании, проведенном Институтом проблем правоприменения  при Европейском университете в Санкт-Петербурге и Комитетом гражданских инициатив, созданным бывшим министром финансов Алексеем Кудриным.

Итоги проведенного исследования, мягко говоря, неутешительные. Так, согласно «Исследованию механизмов работы российской правоохранительной системы», более половины российского населения боятся полицейских, боятся неправомерного задержания и других незаконных действий с их стороны. С чем связано такое мнение понятно. Преступления, совершаемые полицейскими, достаточно широко освещаются в СМИ, поскольку это вызывает широкий общественный резонанс. У многих до сих пор на слуху случай, произошедший в Казани, где в отделе полиции «Дальний» погиб мужчина, которого полицейские изнасиловали бутылкой из под шампанского. Этот по-настоящему скандальный инцидент пролил свет и на другие не менее резонансные преступления, совершенные полицейскими не только в Казани. С другой стороны, почему-то мало кто освещает по-настоящему героические поступки полицейских. Например, в Мамадыше, что всего в 200 км от Казани, участковый Ренат Ахметшин 23 октября этого года, рискуя жизнью, спас 5-летнюю девочку, которая едва не погибла в холодной воде.  Как сообщается на сайте МВД Татарстана, об инциденте стало известно только благодаря тому, что мама спасенной девочки написала благодарность на имя Ахметшина. Сам участковый предпочел скрыть от начальства совершенный подвиг.

Но СМИ освещать такие события  неинтересно, поскольку они не вызовут должного резонанса, а значит, не привлекут аудиторию. С другой стороны, широко известны случаи, когда должностные преступления, совершенные полицейскими и оставшиеся без широкого общественного внимания, просто скрывались вышестоящим начальством. О таких инцидентах все чаще и чаще становится известно благодаря социальным сетям, где нередко возникают посты в духе «Полицейский беспредел. Нужен общественный резонанс». И ведь действительно созданная шумиха в итоге позволяет добиться справедливости.

Как бы то ни было, совершенно очевидно, что большинство россиян полицейских просто боятся и обращаются к ним за помощью лишь в последнюю минуту, когда рассчитывать больше не на кого. Справедливо подобное отношение или нет, можно спорить бесконечно долго. В конечном итоге, очевидно, что нынешние правоохранительные органы требуют очередной реформы,  как бы сомнительно это не звучало.

Комитет гражданских инициатив во главе с Алексеем Кудриным и Институт проблем правоприменения, как пишут «Ведомости», считают, что все нынешние проблемы правоохранительных органов связаны со «сверхцентрализацией» управления. Эксперты предлагают разделить полицию на три автономных уровня: муниципальный, региональный и федеральный. Предполагается, что участковые и патрульные службы будут относиться к муниципальной полиции, которая станет вести профилактику преступлений и регистрировать совершенные правонарушения. Региональная полиция, состоящая из следователей, дознавателей, а также сотрудников ФСКН, ГИБДД и ОМОНа,  займется расследованием нетяжких преступлений. Федеральная же полиция, основанная на базе Следственного комитета России, будет вести борьбу с организованной преступностью и расследовать тяжкие преступления. Кроме того, «Кудрин и компания» предлагают создать две новые структуры: Федеральное агентство криминальной статистики и Федеральную службу по расследованию должностных преступлений. При этом такую реформу можно осуществить на уже имеющейся материальной базе, то есть дополнительных средств из бюджета она потребует.

Возможно, такие меры действительно помогут справиться с проблемами правоохранительных органов. Однако тяжело сказать, согласится ли действующая власть на децентрализацию управления внутренними органами, которые при такой системе, когда муниципальная полиция подотчетна городским властям, региональная – субъектам РФ, а федеральная – первым лицам государства, теряют вертикальное иерархическое управление  при одновременном повышении общественного контроля. Кому-то такая схема может оказаться невыгодной. 

Читайте также