"Стратегия-2030". Развитие "новой" России
Попытка №4
По итогам июльской встречи премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с участниками экспертного совета при правительстве, посвященной развитию экономики и финансов на среднесрочную перспективу, премьер дал поручение разработать план развития России на ближайшие 15 лет. Планирование экономического и социального развития РФ получило название «Стратегия-2030». Рабочая группа должна подать план развития РФ до 2030 г. уже в октябре. Ответственным по формированию комитета назначен министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов.
За последние 15 лет в России трижды пытались поставить одну глобальную цель, которая бы планомерно осуществлялась в жизнь. Первой попыткой была «программа Грефа», которая с переменчивым успехом реализовалась в 2010 году. За два года до окончания стратегии экс-министра Минэкономразвития Германа Грефа была разработана новая долгосрочная программа «Стратегия-2020». Финансовый кризис 2008-2009 годов внес свои корректировки в экономическое планирование, и «Стратегия-2020» в первые же годы стала неосуществимой.
На данный момент этот документ не носит никакого правового характера, а является лишь рекомендательным листом. В итоге было решено разработать новую программу с учетом предыдущих ошибок.
Работа над ошибками
Эксперты отмечают, что все учтенные ошибки в «Стратегии-2030» могут повлиять на ее реализацию. Среди недочетов предыдущего планирования политологи выделяют два основных пункта: законный характер и состав рабочей группы по разработке стратегии.
Ректор РАНХиГС Владимир Мау подчеркивает, что «Стратегия-2020» - это результат интеллектуального творчества экспертов. Пункты развития России до 2020 года не нашли своей реализации в связи с необязательностью их воплощения. В свою очередь, «Стратегия-2030» - это документ, который прописан в законе. Это ключевое отличие.
Читайте также: "Спор министерств: будущее экономики России"
Еще один важный аспект, который добавляет балов инициативе Медведева, это состав рабочей группы. В составлении предыдущей стратегии принимали участие эксперты различных отраслей. Политики и чиновники, которым предстояло выполнять все пункты, не привлекались к составлению документа. В этом заключается еще одна ошибка предыдущего планирования.
«Дело эксперта – говорить, что он думает, а дело политика – реализовывать то, что он считает правильным» , - поясняет Владимир Мау.
К составлению «Стратегии-2030» привлечено большое количество участников бюрократического звена, что позволяет создать наиболее реальную картину развития России в долгосрочной перспективе.
Ключевые моменты «Стратегии-2030»
За основу нового документа в большей степени взяты предложения нереализованного плана до 2020 года. Создатели «Стратегии-2030» отмечают в приоритете следующие сферы:
- Здравоохранение
- Образование
- Инфраструктура
- ОПК
Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан в интервью изданию «Ведомости» сообщил, что в начале работы эксперты и политики ответили на вопрос, какие приоритеты они хотели бы видеть в экономическом планировании России. Было опрошено 124 участника рабочей группы: 66% опрошенных высказались за увеличение инвестиций в здравоохранение и образование, 57% отметили инфраструктурные проекты, и только 17% верят в необходимость увеличить финансирование ОПК.
Основную ставку эксперты делают на человеческий капитал, пространственные ресурсы России и развитие транспортных коридоров.
Стимул и «точки соприкосновения»
Для развития государства в любом направлении обязательно должен быть найден консенсус между элитами. Элиты на разных уровнях, будь то мелкие чиновники или крупные политики, продвигают в массы определенные государственные программы, что и формирует устойчивую долгосрочную стратегию. Для того, чтобы эта стратегия была работоспособной, все элита должны придерживаться одной точки зрения.
Александр Аузан уверен, что найти такие точки соприкосновения могут абсолютно все участники политической жизни России. В качестве примера он приводит главу гражданских инициатив Алексея Кудрина и советника президента Сергея Глазьева. Эксперт напоминает, что их высказывания об экономической политике диаметрально противоположны, однако, на стратегические вопросы они имеют общий взгляд.
Алексей Кудрин считает человеческий капитал потенциальной целью развития экономики, в то время как Глазьев предлагает большую долю ВВП вкладывать именно в человеческий капитал. Такие «точки соприкосновения» есть у большинства российских политиков и чиновников, что внушает надежду на реализацию одного большого плана развития страны. К сожалению, сейчас, отмечает эксперт, отслеживается кардинально противоположная ситуация – ключевые политические элиты демонстрируют неспособность договориться между собой.
Еще одним фактором, который сделает «Стратегию-2030» успешной, являются негативные тенденции на рынке нефти, отмечает главный советник аналитического центра при правительстве Леонид Григорьев.
«Высокая цена нефти отключает мозги», - говорит эксперт.
Падение цен на нефть станет стимулом для активизации и консолидации политиков и чиновников для проведения важных реформ и более рационального распределения бюджетных средств.