К 90-летию Евгения Евстигнеева: 10 лучших фильмов
- “Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён” (1964)
- “Берегись автомобиля” (1966)
- “Старики-разбойники” (1971)
- “Семнадцать мгновений весны” (1973)
- “Невероятные приключения итальянцев в России” (1973)
- “Место встречи изменить нельзя” (1979)
- “Мы из джаза” (1983)
- “Гардемарины, вперёд!” (1988)
- “Собачье сердце” (1988)
- “Ермак” (1996)
9 октября 2016 года исполнилось 90 лет со дня рождения Евгения Евстигнеева – одной из самых ярких и талантливых фигур в истории советского кинематографа. На счету актёра более 115 ролей, каждую из которых он сумел прочувствовать и наделить собственным характером.
Выбрать лучшие фильмы Евгения Естигнеева – задача не из простых, но мы постарались.
“Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён” (1964)
Хотя Евгений Евстигнеев успешно сыграл несколько ролей до этого, именно съёмки в этой чудесной детской комедии сделали его знаменитым. Директор пионерского лагеря Дынин – чрезвычайно колоритный герой. Ответственный и строгий, беспокоящийся за своих воспитанников – но, в то же время, слишком занятый, чтобы участвовать в проблемах своих воспитанников. Евгению Евстигнееву удалось в полной мере передать характер Дынина.
“Берегись автомобиля” (1966)
Спустя два года Евгений Евстигнеев предстал перед своими поклонниками в совершенно ином амплуа. В комедии “Берегись автомобиля” он сыграл типичного художественного руководителя народного театра. Герой Евстигнеева, обожающий футбол и твёрдо убеждённый в нравственном значении физического труда.
“Насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днём, понимаете ли, работала у шлифовального станка”, – говорит худрук с долей сарказма.
“Старики-разбойники” (1971)
В центре сюжета доброй комедии – следователь прокуратуры Мячиков (Юрий Никулин), которого пытаются отправить на пенсию, чтобы поставить на его место кандидата, присланного “сверху”. Евгений Евстигнеев сыграл закадычного друга главного героя – инженера Валентина Петровича Воробьёва. Вместе “старички” придумывают необычную авантюру и организуют преступление, раскрыв которое, Мячиков смог бы доказать свою незаменимость.
“Семнадцать мгновений весны” (1973)
Одна из самых мощных работ во всей фильмографии Евгения Евстигнеева – и советского кинематографа в целом. В многосерийной картине, посвящённой последним дням Великой Отечественной войны, актёру досталась довольно сложная роль. Профессор Вернер Плейшнер почти не произносит реплик. Однако это не мешает ему быть чрезвычайно колоритным персонажем: немного рассеянным, неуверенным в себе, с чудаковатой походкой и детской улыбкой.
“Невероятные приключения итальянцев в России” (1973)
Неподражаемый Хромой сразу полюбился советскому зрителю. Итальянец на костылях, как и несколько других человек, узнали о том, что одна богатая русская эмигрантка скончалась в Риме, а её огромное состояние спрятано в Ленинграде “под львом”. Почти одновременно все, посвящённые в эту тайну, прибывают в город на Неве в поисках сокровищ.
“Место встречи изменить нельзя” (1979)
Ещё один замечательный мини-сериал с участием Евгения Евстигнеева. Его герой – вор Ручечник, проворачивает невероятно благородные авантюры “со вкусом” в послевоенной Москве. Место его работы – театр: приходят с дамой в одном наряде, а уходят уже в другом. Эффектно, не правда ли?
“Мы из джаза” (1983)
Евгений Евстигнеев был истинным мастером перевоплощений. Это тот случай, когда у актёра практически нет “типичных” персонажей. В музыкальной комедии 1983 года Евстигнеев прекрасно сыграл влюблённого в джаз “Папу”. Действие фильма разворачивается в 20-х годах, когда Костю Иванова выгоняют из Одесского музыкального техникума за непозволительное для комсомольца увлечение джазом и ставят перед выбором – музыка или учёба. Конечно же, герой выбирает джаз. А зрителям остаётся смотреть, что из этого получилось.
“Гардемарины, вперёд!” (1988)
Приключенческий исторический фильм “Гардемарины, вперёд!” покорил сердца всех поколений. Многим запомнился канцлер Алексей Петрович Бестужев, которого сыграл в картине Евгений Евстигнеев. Удивительно, как мастерски актёр сменил амплуа. Если многие его персонажи – это простодушные и немного эксцентричные добряки, то теперь перед нами предстаёт коварный, честолюбивый, саркастичный и мстительный политик. С ролью которого Евгений Александрович, как всегда, справился безукоризненно.
“Собачье сердце” (1988)
Многие считают, что это – самая сильная работа во всей фильмографии Евгения Евстигнеева. Актёр настолько вжился в роль профессора Преображенского, что сумел передать не только его мысли и чувства, но и показать зрителям классический образ русского интеллигента начала ХХ века. Фильм буквально “растащили на цитаты”.
“Никогда не читайте перед обедом советских газет”.
А уж его размышления на тему “разрухи” вообще стоит почаще вспоминать многим современным политикам.
“Ермак” (1996)
Последний фильм Евгения Евстигнеева вышел на экраны уже после смерти актёра. В сильном историческом сериале он сыграл Ивана IV Грозного, причём сделал это великолепно. Евгению Александровичу удалось передать и величественность, и проницательность, и коварство царя всея Руси.
Эти фильмы однозначно стоит пересмотреть каждому. Ведь никакие современные спецэффекты не смогут заменить ту потрясающую глубину, тончайший юмор и превосходную актёрскую игру, которые были свойственны советским фильмам в целом, и которыми в особенности наделял свои работы Евгений Евстигнеев.