Софья

Софья
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Деятельность
дворянка

История персонажа

В конце XVIII века Денис Фонвизин опубликовал ставшую классической пьесу «Недоросль». Помимо центральных персонажей, Простаковых, в произведение введены и иные важные герои. К таковым относится Софья — дворянка, сирота, один из положительных ярких образов комедии.

Создание персонажа

Идея о создании пьесы возникла у Дениса Фонвизина во время его пребывания в Европе. В течение полутора лет он жил во Франции, где изучал жизнь страны, ее юриспруденцию и философию. Потом при написании комедии драматург брал за основу публикации в сатирических журналах, а также произведения Жан-Жака Руссо, Вольтера, Жака Дюкло и пр.

В результате получилась прямолинейная пьеса, в которой говорится о проблематике традиционного воспитания детей в среде провинциального дворянства со всей его «дикостью» и «злонравием».

Все герои сочинения четко разделены на отрицательных и положительных. К последним относится Софья. Это условный персонаж, идеальный, но не имеющий под собой реального прототипа. По сюжету девушка при поддержке единомышленников борется за собственное право любить и быть любимой.

Биография Софьи из комедии Фонвизина «Недоросль»

Софья рано потеряла отца и мать. Сирота приходится племянницей Стародуму, отставному офицеру. Волею судеб она оказывается под опекой Простаковых — недалеких, расчетливых и жадных помещиков.

Людмила Суворкина в роли Софьи в фильме «Недоросль» / Фото: Кинориум
Людмила Суворкина в роли Софьи в телеспектакле «Недоросль» / Фото: Кинориум

Простаковы силой удерживают девушку при себе, тайком присваивая себе ее доходы от имения. Когда им стало известно о богатом наследстве подопечной, они задумали принудительно выдать ее замуж. Сначала в качестве жениха выступает жестокий и расчетливый Скотинин, потом — избалованный и ленивый Митрофанушка.

Но Софья любит Милона, оставаясь верной этому молодому человеку, с которым уже помолвлена. Обладая сообразительностью и мудростью, она дает сильный отпор глупым помещикам.

Вокруг нее формируется общество остальных положительных персонажей комедии «Недоросль» — в итоге девушке удается вырваться из лап Простаковых и в конце произведения счастливо соединиться с Милоном.

Внешность и характер героини

Фонвизин описывает свою героиню как барышню с миловидной привлекательной внешностью, не обделенную мужским вниманием. При этом, имея дворянское происхождение, она вынуждена подчиняться требованиям мачехи и одеваться подобно прислуге.

Терпеливая по натуре, она стойко сносит обиды, а в финале произведения великодушно прощает Простаковым все их ужасные поступки.

Софья и Простакова (Элла Далматова) в фильме «Недоросль» / Фото: Кинориум
Софья и Простакова (Элла Далматова) в телеспектакле «Недоросль» / Фото: Кинориум

Софья — порядочная благородная девушка, получившая изрядное образование и приличное воспитание. В поведении скромна и кротка по отношению к старшим, читает французскую литературу и бережет оставшиеся от умерших родителей средства.

Характер Софьи живой и легкий, она способна пошутить, добра и награждена душевной чувствительностью. Речь девушки утонченная за счет начитанности, благодаря чему становится еще очевиднее контраст с невежественными Скотиниными или Простаковыми.

Характеристика Софьи из пьесы Дениса Фонвизина «Недоросль»

Простаковы только и думают о том, как бы нажиться без усилий, нечестным путем. В отличие от них, Софья уверена, что богатство и уважение просто так получить невозможно — это достается только посредством стараний, труда. Что же касается благородства, девушка знает, что его нельзя перенять по наследству.

Для Софьи важно, чтобы достойные люди относились к ней с уважением, при этом она опасается разозлить или огорчить таких людей.

Единственный, кому безразлично наследство девушки, — это Милон. Он любит Софью искренне и не претендует на ее богатство.

В деревне накаляется обстановка. Но тут приезжает дядя Софьи. Пусть Стародум и не участвовал в воспитании племянницы, но ей передалась его натура. Обоим персонажам присущи такие черты, как честолюбие и благородство. В людях они видят в первую очередь духовность, а общественное положение и деньги для героев вторичны.

Будучи мудрым и умным персонажем, сирота, так или иначе, живет в особом обществе. Невольно она перенимает от него некоторые пороки. Это выражается в отношении Софьи к людям. Она несколько презрительна, если речь идет о глупых и недалеких. Вместе с тем, видя образованного человека, она смотрит на него как на чересчур высокомерного и эгоистичного.

Софья на экране

Проблемы с театральными постановками «Недоросля» возникли с самого начала. Денис Фонвизин получил от цензоров решительный отказ и только после приложения серьезных стараний сумел добиться того, чтобы пьесу сыграли в Петербурге. Премьера состоялась в 1782 году, произведение имело грандиозный успех. После этого стали регулярно появляться новые спектакли. А вот с кинематографом ситуация сложилась не столь благополучно.

Известны только две экранизации. Впервые фильм по мотивам пьесы появился в 1926 году — это работа «Господа Скотинины» режиссера Григория Рошаля. Второй раз к произведению обратился творческий коллектив Малого театра — в 1987-м вышел фильм-спектакль, показанный по телевидению. В этой постановке роль Софьи досталась Людмиле Суворкиной — актриса на подмостках старейшей сцены Москвы и до и после этой работы сыграла ряд важных персонажей русской и зарубежной классики.

Людмила Суворкина в роли Софьи в фильме «Недоросль» / Фото: Кинориум
Людмила Суворкина в роли Софьи в телеспектакле «Недоросль» / Фото: Кинориум

Интересные факты

  • Известен текст, датируемый началом 1760-х. Произведение с названием «Недоросль» посвящено той же теме, только сюжет и герои отличаются. Принадлежит ли работа Фонвизину — никто не знает, вероятно, это написал кто-то из предшественников драматурга. Что же касается классической комедии, доподлинно известно, что ее создал Денис Иванович.
  • Всем персонажам в пьесе автор дал говорящие фамилии, как это было принято в эпоху классицизма. Правда, в черновиках он выводил главного героя как Иванушку, и только позже тот стал Митрофаном. А вот племянницу Стародума автор изначально именовал Софьей, что отражает ее главные характеристики. Дело в том, что значение имени по-гречески — «разумность, мудрость».
  • В произведении Софья читает книгу «О воспитании девиц» французского богослова и писателя Франсуа Фенелона. Мудрый Стародум относится благосклонно к этому факту, говоря, что автор знаменитого романа «Приключения Телемака» плохому не научит.
  • Принято считать, что главные герои пьесы — это мать и сын Простаковы. Но при анализе произведения становится очевидно, что именно Софья — центральный персонаж, вокруг которого строится вся интрига сюжета.
  • Возглас недалекого Митрофана — «Не хочу учиться, хочу жениться!» — со школьных лет известен каждому. Но ведь и в уста иных персонажей Фонвизин вложил глубокомысленные выражения, пусть и не ставшие столь распространенными афоризмами.
  • В комедии Софья — это воспитанная, мудрая, образованная героиня. Поэтому и цитаты ее носят соответствующий характер. Например, «Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки» или «Как наружность нас ослепляет!». Говоря о нелюбимом окружении, она заявляет, что «Добродетельный человек сжалиться должен над такими несчастными».
  • Писатель работал над «Недорослем» в течение трех лет. Литературоведы предполагают, что Софья — это образ, в котором драматург показал собственный идеал скромной, кроткой и терпеливой женщины. Как воплощение этих и иных лучших качеств человека она воспринимается и сегодня.

Цитаты персонажа

Как наружность нас ослепляет!
Читала теперь книжку … французскую. Фенелона, о воспитании девиц…
Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники…
Дядюшка! Истинное моё счастье то, что ты у меня есть. Я знаю цену…