История персонажа
Древнегреческая мифология богата на любопытных персонажей. Помимо богов и их отпрысков, легенды описывают судьбы простых смертных и тех, чья жизнь оказалась связана с божественными созданиями.
История происхождения
По преданию, Дафна – горная нимфа, рожденная в союзе богини земли Геи и речного бога Пенея. В «Метаморфозах» Овидий поясняет, что Дафна родилась у нимфы Креусы после романтической связи с Пенеем.
Этот автор придерживался мифа, повествующего о том, что Аполлон влюбился в прелестную девушку, будучи пронзенным стрелой Эрота. Красавица не ответила ему взаимностью, так как другой конец стрелы сделал ее безучастной к любви. Скрываясь от преследований бога, Дафна обратилась за помощью к родителю, который превратил ее в лавровое дерево.
По версии другого писателя, Павсания, дочь Геи и бога рек Ладона была перенесена матерью на остров Крит, а на месте, где она находилась, появился лавр. Терзаемый неразделенной любовью, Аполлон сплел себе венок из ветвей дерева.
Греческая мифология славится вариативностью интерпретаций, поэтому современные читатели знают и третий миф, согласно которому в девушку были влюблены Аполлон и Левкипп, сын правителя Эномая. Царевич, переодевшись в женское платье, преследовал девушку. Аполлон заколдовал его, и юноша пошел купаться вместе с девушками. За обман нимфы убили царевича.
Ввиду того, что Дафна ассоциируется с растением, ее самостоятельная судьба в мифологии ограничена. Неизвестно, стала ли человеком девушка впоследствии. В большинстве упоминаний она ассоциируется с атрибутом, повсюду сопровождающим Аполлона. Происхождение имени уходит корнями в глубины истории. С иврита значение имени переводилось как «лавр».
Миф об Аполлоне и Дафне
Покровитель искусств, музыки и поэзии, Аполлон был сыном богини Латоны и Зевса. Ревнуя, жена Громовержца не давала женщине возможности найти пристанище. Гера отправила за ней дракона по имени Пифон, который гнал Латону до момента, пока она не обосновалась на Делосе. Это был суровый необитаемый остров, который расцвел с рождением Аполлона и его сестры Артемиды. На пустынных берегах и вокруг скал появились растения, остров озарился солнечным светом.
Вооружившись серебряным луком, юноша решил отомстить Пифону, не дававшему его матери покоя. Он прилетел по небу к мрачному ущелью, где располагался дракон. Яростный страшный зверь был готов поглотить Аполлона, но бог поразил его стрелами. Юноша похоронил своего соперника и воздвиг на месте захоронения оракул и храм. По легенде сегодня на этом месте находятся Дельфы.
Неподалеку от места сражения пролетал проказник Эрот. Озорник игрался с золотыми стрелами. Один конец стрелы украшал золотой наконечник, а другой – свинцовый. Бахвалясь перед хулиганом своей победой, Аполлон накликал гнев Эрота. Мальчонка пустил в сердце бога стрелу, чей золотой наконечник вызывал любовь. Вторая стрела с каменным наконечником угодила в сердце прелестной нимфы Дафны, лишив ее способности влюбиться.
Увидев прекрасную девушку, Аполлон полюбил ее всем сердцем. Дафна же пустилась в бега. Бог преследовал ее долгое время, но не мог нагнать. Когда Аполлон вплотную приблизился, так, что она стала ощущать его дыхание, Дафна взмолилась к отцу о помощи. Чтобы избавить дочь от мучений, Пеней превратил ее тело в лавровое древо, руки в ветви, а волосы в листву.
Увидев, к чему привела его любовь, безутешный Аполлон долго обнимал дерево. Он решил, что лавровый венок всегда будет сопровождать его в память о возлюбленной.
В культуре
«Дафна и Аполлон» – миф, вдохновлявший деятелей искусства разных столетий. Он входит в число популярных легенд эпохи эллинизма. В античные времена сюжет находил изображение в скульптурах, описывающих момент превращения девушки. Существовали мозаики, подтверждавшие популярность мифа. Художники и скульпторы более позднего времени руководствовались изложением Овидия.
В период Ренессанса античности вновь уделялось большое внимание. В 15 веке популярный миф о боге и нимфе находил отклик в картинах живописцев Поллайоло, Бернини, Тьеполо, Брейгеля и Рубенса. Скульптура Бернини в 1625 году была размещена в кардинальской резиденции Боргезе.
В литературе образы Аполлона и Дафны неоднократно упоминаются благодаря Гомеру. В 16 веке написаны произведения «Царевна» авторства Сакса и «Д.» авторства Беккари, в основу которых легли мифологические мотивы. В 16 столетии пьеса Ринуччини «Дафна» была положена на музыку и, равно как произведения Опица и Лафонтена, стала оперным либретто. Вдохновляясь историей о невзаимной любви, музыкальные произведения написали Шюц, Скарлатти, Гендель, Фукс и Штраус.