Биография
Жан де Лафонтен — поэт-баснописец и литератор, великий французский классик. Несмотря на заимствования у других писателей, как древних, так и современных, он создал стиль и поэтическую вселенную, личную и универсальную, своеобразную и неповторимую, доступную для всех. Басни, благодаря которым француз приобрел известность, составляют лишь небольшую часть его сочинений. Он написал несколько пикантных рассказов в стихах, роман, пробовал себя в элегии и фантазии, в эпиграмме и комедии. Эти произведения пронизаны личными размышлениями и изящной иронией.
Детство и юность
Жан де Лафонтен (Jean de La Fontaine) родился 8 июля 1621 года в Шато-Тьерри в провинции Шампань. Он был средним сыном Чарльза де Лафонтена, лесничего герцогства Шато-Тьерри и часовых дел мастера, и Франсуазы Пиду, дочери Жана Пиду, лорда Мадуре. Его младший брат по имени Клод родился в 1623 году. Старшая сестра Энн де Жуй 1611 года рождения была ребенком от первого брака матери с торговцем Луи де Жуем.
Первые годы жизни мальчик провел в Шато-Тьерри, в особняке, который его родители купили в 1617 году. Сохранилось мало информации о годах учебы Жана. Известно, что он посещал колледж родного города, овладел латынью. Там он подружился с Франсуа де Мокруа, будущим поэтом и переводчиком, аббатом, повлиявшим на творчество Лафонтена.
Родители готовили среднего сына к религиозному пути, в 1641 году он присоединился к духовной общине ораторианцев. Однако через год юноша покинул религиозную стезю, предпочитая читать Оноре д’Юрфе и Франсуа Рабле вместо святого Августина.
После этого Жан отправился в Париж изучать право. Там он вошел в круг молодых поэтов, называвших себя «рыцарями круглого стола», познакомился с Полом Пеллиссоном, Франсуа Шарпантье, Таллеманом де Рео. В 1649 году Лафонтен получил диплом юриста и выкупил пост отца в Шато-Тьерри. К служебным обязанностям Жан относился легкомысленно. В это время его занимала литература, и он решил посвятить себя творчеству.
Произведения Жана де Лафонтена
Первой литературной работой Лафонтена стала комедия в 5 действиях «Евнух», опубликованная в 1654 году. Это была адаптация пьесы древнеримского драматурга Теренция, которая осталась незамеченной.
В то время покровителем французской словесности был суперинтендант Николас Фуке, министр финансов при Людовике XIV, сыгравший большую роль в биографии поэта. Лафонтен вскоре получил заказ на стихотворные произведения и «литературную пенсию» в тысячу ливров.
Помимо обязательных работ поэт посвятил патрону поэму «Адонис», написанную в духе древнеримского поэта Овидия, начал создавать произведение во славу поместья Фуке Во-ле-Виконт Le Songe de Vaux. Дворец министра в то время находился в стадии строительства, поэтому Лафонтен описывал его в форме сновидения. Эта ода осталась незавершенной из-за ареста министра в 1661 году.
Жан остался верен другу и наставнику, в его защиту он создал «Оду королю», адресованную Людовику XIV, и «Элегию нимфам Во», чем вызвал гнев монарха и главы правительства Жан-Батиста Кольбера.
Нового покровителя Лафонтен обрел в лице Марии Манчини, герцогини Буйон, самой молодой из племянниц кардинала Мазарини, а затем герцогини Орлеанской. Под патронажем последней в 1664 году опубликовали дебютный сборник поэта «Сказки и новеллы в стихах». В него вошли «Джокондо», сюжет которой позаимствован из поэмы «Неистовый Орландо» итальянского писателя Людовико Ариосто, «Побитый и довольный рогоносец» и другие произведения.
Предыдущие творения поэта были довольно тривиальны, а этот сборник вызвал оживленные споры в литературных кругах и ссору между Лафонтеном и герцогом Буйоном, переводившим «Неистового Орландо» ранее.
В 1665 и 1666 годах вышли еще две книги «Сказок и новелл в стихах». В этот раз писатель обратился к фривольным сюжетам Джованни Боккаччо и сборнику «Сто новых сказок», содержавшему произведения французского фольклора. В адрес Лафонтена посыпались упреки в отсутствии нравственности.
В 1668 году поэт опубликовал первую книгу басен, содержащую произведения жанра, основоположником которого считался древнегреческий поэт Эзоп. На первый взгляд, это были сказки, но краткость, поучительный смысл и аллегорический характер отличали их от предыдущих творений Лафонтена.
В сборник под названием «Басни Эзопа, переложенные на стихи господином де Лафонтеном» вошли «Ворона и лисица» («Ворон и лис»), «Стрекоза и муравей» («Цикада и муравьиха»), «Лисица и виноград». Русскому читателю эти названия знакомы с детства по переводам Ивана Крылова. Басня «Влюбленный лев» была посвящена на тот момент незамужней Франсуазе-Маргарите де Севинье.
Впоследствии были напечатаны еще 5 книг басен в стихах. Эти произведения, посвященные французскому дофину, имели большой успех и принесли славу создателю. Разнообразные и свободные по форме, басни Лафонтена охватывали многие аспекты человеческого опыта. В эпоху борьбы за чистоту языка автор использовал архаичные и разговорные слова и конструкции.
Басни казались современникам произведениями второстепенного жанра, детской литературой. Обманчиво простые стихи легко запоминались, но при этом демонстрировали глубокое понимание человеческой природы. Многие строки из них стали фразеологизмами во французском языке.
В 1669 году Лафонтен опубликовал «Любовь Психеи и Купидона», длинный роман в стихах и прозе, навеянный произведением древнеримского философа Апулея «Золотой осел». Эта работа, отличавшаяся тонким поэтическим стилем и изысканной прозаической формой, выразившая отношение автора к любви, красоте и искусству, оставила публику равнодушной. Современники сочли текст противоречащим основным принципам классической эстетики.
Четвертый сборник «Сказок» появился в 1671 году, в него вошли 8 новелл. В том же году Лафонтену пришлось отказаться от должности лесничего, после смерти герцогини Орлеанской он остался без работы. Однако в 1673 году писатель нашел новую покровительницу, Маргариту де ла Саблиер, в салонах которой собирались выдающиеся ученые, поэты, философы, художники и другие люди науки и искусства.
В 1673–1682 годах Лафонтен опубликовал множество работ: стихотворения для религиозного сборника, изданного в Порт-Рояле, эпитафию Мольеру, новые сказки, самые распутные из которых были запрещены, новые книги басен и другие произведения. В 1674 году писатель попробовал себя в жанре либретто для оперы, но не завершил этот литературный эксперимент.
В 1682 году литератор написал «Поэму о хинном дереве» в естественнонаучном жанре рекламы лекарственного средства. В 1684 году Лафонтена избрали членом Французской академии, королевского литературного учреждения. До этого писателя несколько раз не принимали из-за немилости Людовика XIV, помнившего участие Жана в деле Фуке.
В 1680-е годы при участии актера Шарля Шевийе де Шанмеле Лафонтен написал комедии «Раготен», «Флорентиец» и «Волшебный кубок». Кроме этого, поэт выпустил серию басен, публиковавшихся между 1689 и 1692 годами, они собраны в книгу, посвященную герцогу Бургундскому, старшему сыну великого дофина.
После смерти госпожи де ла Саблиер в 1693 году мысли Лафонтена обратились к церкви. Он отказался от сказок и пообещал посвятить остаток дней созданию благочестивых произведений. Последний сборник басен появился в 1694 году.
Личная жизнь
В 1647 году отец Лафонтена устроил свадьбу Жана с Мари Эрикар, дочерью Луи Эрикара, лейтенанта Бэйливика, и Агнесы Пети из Хертебиса. Брачный договор подписали в пригороде Шато-Тьерри 10 ноября 1647 года у нотариуса Тьерри Франсуа. Поэту было 26 лет, его жене — 14,5. В качестве приданого невеста принесла супругу 20 тыс. ливров. В 1652 году Мари родила сына Чарльза, больше детей у Лафонтена не было.
Юная супруга поэта была красива и умна, но молодые не ладили друг с другом. Враги Лафонтена распускали сплетни о личной жизни Мари, виновной лишь в том, что она была небрежной домохозяйкой и заядлой читательницей.
Жан постоянно находился вдали от дома и, имея привлекательную внешность, о которой можно судить по портретам поэта, не хранил верность жене. В связи с этим Лафонтен временами вставал на место героя своей басни «Амур и безумие», будучи «слепым от любви». На одном из торжественных вечеров поэт, мало уделявший внимание семье, не узнал собственного сына Чарльза. Эпизод долгое время передавали из уст в уста как анекдот.
Постепенно Лафонтена начали преследовать финансовые трудности. В 1658 году супруги разделили имущество и без всяких скандалов перестали жить вместе. Поэт уехал в столицу Франции, а Мари продолжала жить в Шато-Тьерри, где впоследствии о ней заботился повзрослевший и получивший образование Чарльз.
Лафонтен дружил с принцем Конде, Франсуа де Ларошфуко, мадам де Лафайет. Есть предположения, что он поддерживал отношения с Мольером, Никола Буало и Жаном-Батистом Расином, но это не подтверждено фактами.
Смерть Жана де Лафонтена
С началом болезни в 1692 году поэт обратился к библейской литературе, отрекся от самых фривольных произведений, настроился на благочестивый лад. Жан де Лафонтен скончался 13 апреля 1695 года в столице Франции. Причиной смерти исследователи считают туберкулез. Его погребли на кладбище Святых Невинных в Париже, не сохранившемся до наших дней.
Во время сноса захоронений в годы Французской революции останки поэта перенесли в Музей французских памятников, а затем на кладбище Пер-Лашез. Интересным фактом является то, что Лафонтен сам написал свою эпитафию, известную как «Эпитафия ленивцу»:
«Иван и умер, как родился, —
Ни с чем; он в жизни веселился
И время вот как разделял:
Во весь день — пил, а ночью спал.»
Память
О парижском периоде жизни и творчества Лафонтена повествует фильм «Жан де Лафонтен — вызов судьбе» режиссера Даниэля Виня, вышедший на экраны в 2007 году.
В 1891 году на пути к музею Мармоттан-Моне в Париже был установлен памятник поэту, впоследствии разрушенный. На сохранившемся постаменте в 1983 году возвели копию, которая стоит там до сих пор. Еще одна статуя Лафонтена хранится в Лувре, где с ней соседствуют герои его пьесы «Любовь Психеи и Купидона». Один из самых старых памятников поэту расположен на площади у его дома, который теперь открыт для публики как музей.
Произведения
- «Любовь Психеи и Купидона»
- «Поэма о хинном дереве»
- «Волшебный кубок»
- «Волк и ягненок»
- «Две крысы, яйцо и лиса»
- «Лебедь и повар»
- «Лис и цапля»
- «Обезьяна и леопард»
- «Ворон и лисица»
- «Коршун и соловей»
- «Подагра и паук»
- «Собака с хозяйским обедом»
- «Фортуна и мальчик»
- «Крольчонок, ласка и кот»
Интересные факты
- О рассеянности, неуклюжести и легкомыслии Лафонтена ходили легенды и сочинялись анекдоты. Именно таким поэта запечатлел Александр Дюма в романе «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя».
- Жан известен участием в знаменитом споре «о древних и новых». Несмотря на то что Шарль Перро приводил Лафонтена в пример как автора «нового поколения», сам поэт встал на сторону античных писателей.
- По мнению экспертов, Лафонтен был единственным французским литератором среди предшественников Виктора Гюго, владеющим приемами использования французского языка в поэзии.