Самара Морган

Садако Ямамура
О персонаже
Страна
США
Создатель
Кодзи Судзуки
Деятельность
герой фильма, девочка-призрак

История персонажа

Самара Морган — девочка-призрак из американского фильма «Звонок». Она является главной героиней сцены, которую многие называют самой пугающей в истории кино: женская фигура с длинными спутанными волосами выходит из экрана телевизора, а герои падают замертво, завидев ее лицо. Персонаж основан на литературной героине, образ которой, в свою очередь, восходит к призракам из японских легенд.

История создания персонажа

Впервые прообраз Самары, японка Садако Ямамура, появляется в романе Кодзи Судзуки «Звонок», изданном в 1991 году. По некоторым данным, у девушки было 2 реальных прототипа, описанных профессором Токийского университета Томокити Фукураи, который решил доказать существование мыслеграфии и телекинеза. Он изучил и описал способности двух молодых женщин, Садако Такахаси и Тидзуко Мифунэ, которые якобы могли видеть надписи на бумаге и фотографических пластинах сквозь запечатанные и накрытые тканью конверты.

Записи о ясновидящих не получили признания ученых, но заинтересовали писателя Кодзи Судзуки, которые вывел их в романе как членов одной семьи Ямамура — мать и дочь.

Самара младше японской предшественницы — она умерла в 7 лет, а Садако в 19. У обеих есть уникальная способность «выжигать» изображения на поверхности предметов материального мира, а также насылать на людей видения и галлюцинации, передавать им свои воспоминания. Таким образом Морган создала смертельную видеокассету, просмотр которой приводит людей к гибели.

Внешний облик девочки из «Звонка» восходит к образам японских призраков онрё и юрэй — в начале XX века их рисовали одетыми в белые длинные одежды, с бледными лицами и спутанными волосами. Образ Самары стал очень популярным среди американских подростков на Хеллоуин — достаточно было подыскать ночную рубашку и парик.

Пугающий эффект неестественной походки Садако, вылезшей из колодца, был получен методом обратной перемотки — на самом деле актриса шла спиной вперед, а при монтаже кадры пустили в обратном направлении. Они сопровождаются зловещей песней, обещающей, что «с восходом солнца мы все умрем».

Судьба Самары Морган

Самара родилась в результате изнасилования. Мать девочки похитил местный священник и, надругавшись над ней, запер в подвале церкви и держал там до рождения ребенка. Еще в раннем детстве малышка начала посылать матери чудовищные видения. Испугавшись, что ребенок одержим дьяволом, мать попыталась утопить дитя в фонтане, но ее успели остановить. В итоге девочка оказалась в сиротском приюте, а женщина — в психиатрической больнице.

Попав в другую семью, Самара начала терзать галлюцинациями новую мать — Анну, несмотря на то, что та искренне полюбила ее. Дойдя до безумия, родительница сбрасывает девочку в колодец, где та остается жива еще в течение 7 дней. После мучительной смерти дух Самары возвращается к приемной матери и вынуждает ее совершить самоубийство.

Обратившись в призрак, Морган сохраняет способность внушать другим мысли и видения, а также получает возможность вселяться в других живых существ, изгибаться самым причудливым и неестественным образом, контролировать воду, электричество и кровообращение жертв. Также она создает зловещий артефакт — убивающую кассету, вокруг которой разворачивается сюжет.

В книге-первоисточнике Садако убила не мать, а врач больницы, в которой она проходила лечение от оспы. Перед этим он ее изнасиловал. Интересно, что впоследствии преступник избежал наказания, и его чудовищное деяние вскрывается лишь случайно. Призрак убитой девушки его также не преследует, и сила проклятия обрушивается на случайных людей.

Самара Морган в фильмах и книгах

В фильме Морган показана как воплощение зла, движимое жаждой мести за свою гибель, но в романе она предстает невинным существом, не сумевшим совладать со своими способностями. Садако сгубила оспа: соединившись с экстрасенсорной стороной ее личности, она превратилась в вирус, распространяющийся посредством видеозаписей. У посмотревшего кассету вокруг сердца образовывалось кольцо, постепенно сжимавшееся все сильнее и сильнее. Смерть жертвы наступала через 7 дней от инфаркта миокарда. Отсюда происходит и название книги — слово «рингу» в оригинале означает не звонок телефона, а кольцо.

Японская экранизация вышла через 7 лет после выпуска романа «Звонок». Первый ремейк сделали не американцы, а корейцы — картину «Звонок: Вирус» выпустили в 1999 году.

В американской версии «Звонка» Самару сыграла актриса Дэйви Чейз. Если японский фильм отличается нестандартными сюжетными ходами и музыкальным оформлением, внезапными паузами, необычными ракурсами съемки, то режиссер из США привел «картинку» к голливудским стандартам. По единогласному решению фанатов новый фильм вышел более зрелищным, но куда менее страшным.

Библиография

  • 1991 — «Звонок»

Фильмография

Япония

  • 1995 — «Звонок: Полная версия»
  • 1998 — «Звонок»
  • 1999 — «Звонок: Последняя глава»
  • 2000 — «Звонок 0: Рождение»

США

  • 2003 — «Звонок»
  • 2005 — «Звонок 2»
  • 2017 — «Звонки»