История персонажа
Товит (ударение на второй слог) — библейский персонаж, упомянутый в неканонической книге, входящей в состав Ветхого Завета. Исследователи не нашли достоверных доказательств авторства, хотя считается, что этот труд написан самим героем.
История создания персонажа
В результате раскопок на Западном берегу реки Иордан археологи обнаружили фрагменты книги Товита на еврейском и арамейском языках. Библеисты в большинстве своем уверены, что оригинал создавался на арамейском, хотя прямых тому доказательств нет.
Перевод рукописи на латинский язык принадлежит Софронию Евсесию Иерониму. Он же впоследствии настаивал на том, чтобы это библейское произведение исключить из списка канонической литературы. До нашего времени дошли варианты с греческим переводом в трех редакциях.
Труд Иеронима, который, как считается, был основан на оригинальном источнике, признают авторской версией. Ведь церковный писатель внес довольно много комментариев и изменений.
Что касается времени составления, то книга Товита предположительно датирована VI веком до н. э. Равно как и принадлежность чьему-либо перу, этот вопрос неоднократно подвергался сомнению. Предполагается также, что рукопись создана другим лицом по велению архангела Рафаила.
В католицизме и православии она входит в состав Ветхого Завета, но считается неканонической. А вот в еврейской библии ее нет, произведение причисляется к апокрифам, равно как и в протестантизме.
В любом случае книга является важным историческим памятником, в котором сохранились сведения о состоянии израильского народа, находящегося в ассирийском плену. Последствия проявлялись как внешне, так и внутренне: прослеживался упадок нравственности, возникало идолопоклонство.
Цель произведения — наглядным примером из жизни благочестивого Товита продемонстрировать важность почитания Бога, добродетели и терпения. Соответственно, текст рукописи не теряет актуальности. Отцы Церквей обращаются к книге, пользуются цитатами в проповедях и выискивают истинное толкование поучительного труда.
Образ и биография Товита
Центральный персонаж отличался праведностью и смиренным образом жизни. Даже находясь в плену, не забывал Бога и постоянно обращался с молитвой к Создателю. На судьбу героя пришлось немало испытаний, начиная с преследования ассирийским правителем и заканчивая слепотой.
Изначально мужчина был богат, торговал и старался помочь единоплеменникам пищей и одеждой. Также благочестивый еврей занимался захоронениями. За это ассирийский царь Сеннахирим приговорил его к смерти. Тот был вынужден скрываться, но при этом не переставал делать добро для других.
История начинается с момента, когда жена Анна приготовила герою ужин. Товит, увидев накрытый стол, попросил сына Товию выйти на улицу и привести бедняка, чтобы разделить с ним пищу.
Товия послушался отца, но вернулся с печальными вестями — на одной из улиц лежал истерзанный еврей. Глава семейства не стал вкушать яства, а пошел и забрал тело мужчины, похоронив его затем по всем обычаям.
После не посмел заходить в свое жилище, так как был нечестив, потому лег во дворе. Герой не замечал, как в его глаза попадали экскременты птиц, и наутро ослеп.
Тяжело стало жить семье, никто из врачей не в силах был вернуть зрение мужчине. Супруга старалась изо всех сил — пряла шерсть, за это получала оплату. Однажды женщина вернулась домой с козленком. Товит же не обрадовался подарку и потребовал от спутницы, чтобы та вернула животное обратно. Анна воспротивилась, убеждая, что это награда за благочестивое поведение. И тогда герой заплакал, взмолившись о прощении грехов.
Шло время, совсем стало плохо с пропитанием. Вспомнил отец Товии о серебре, которое дал взаймы Гаваилу. Мужчина решил отправить сына в дальнее путешествие в Мидийские Раги. Но повелел, чтобы юноша взял себе сопровождающего.
Товия отыскал напарника, который представился Азарием из рода Анании. Благословил их глава семьи, и пустились они в путь. Не знал ни он, ни сын, что в дороге шел не кто иной, как архангел Рафаил. Он услышал молитвы главы семейства, а также несчастной девушки Сарры, женихи которой умирали в брачную ночь, и решил помочь обоим.
Путешествие оказалось долгим, но успешным. Ангел привел Товию к дому Рагуила, отца Сарры, и договорился о свадьбе молодых. Затем научил новобрачного, как изгнать злобного демона Асмадея. Сам же отправился к Гаваилу и забрал серебро.
Задержались путники у Рагуила. Анна уже мысленно похоронила сына и не спала ночами, не веря, что тот вернется живым. Молитвы отца и матери были услышаны, и Товия пришел домой не только невредимым, но еще и с женой, приданным и серебром.
Более того, Товита юноша излечил от слепоты, протерев его глаза рыбьей желчью. Благодарил мужчина Бога за прощение и спасение и повелел щедро расплатиться с Азарием. Тот же раскрыл свою личность и наказал отцу и сыну славить Всевышнего и написать о произошедших чудесах книгу.
Последние 2 главы рукописи содержат послание к людям от автора, в котором благочестивый еврей призывает жить по заветам, не грешить и восславлять милость Божью.
Товит в культуре
К библейскому сюжету обращались художники в ренессансной Италии. Картины с изображением излечения слепого персонажа часто заказывали те, кто страдал от такого же недуга, в надежде, что это вернет зрение.
Мотивы использовали такие известные живописцы, как Рафаэль, Тициан и Боттичелли. Итальянский художник Строцци Бернардо написал «Исцеление Товита» (1632 год), продемонстрировав момент за несколько секунд до чуда. На картине пристальное внимание автор уделил эмоциям — напряженному ожиданию отца, испуганной надежде Анны. Аура беспокойства прекрасно была передана через необычный цвет и фактуру полотна.
Голландский художник Рембрандт Ван Рейн запечатлел еще одну сцену, в которой жена принесла домой козленка. Картина «Товит и Анна с ягненком» датирована 1626–1627 годами. Ослепший герой сидит, сложив руки в молитвенном жесте. Его глаза, не видящие свет, обращены к Богу — мужчина боится, что супруга взяла на душу грех, и пытается выпросить прощение у Всевышнего.
Еще одна картина Рембрандта демонстрирует томительное ожидание родителей — они уповают на встречу с единственным сыном. Мрачная обстановка жилища освещается солнечным светом из окна, который символизирует надежду отца увидеть наследника живым. Сегодня это полотно находится в Музее Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме.
На картине «Ангел Рафаил покидает Товита и его семью» мужчина пал на колени, благодаря небесного посланника.
Интересные факты
- Сюжет о Сарре и Асмадее, изводящем мужей девушки, был использован Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в поэме «Демон».
- Значение имени библейского персонажа — «благо».
- По одной из версий, захоронение трупа имеет параллели с мотивом «благородного мертвеца», который прослеживался и в русских сказках.
Цитаты
«Не печалься… он придет здоровым, и глаза твои увидят его, ибо ему будет сопутствовать добрый Ангел; путь его будет благоуспешен, и он возвратится здоровым»
«Ты же соблюдай закон и повеления и будь любомилостив и справедлив, чтобы хорошо было тебе. Похорони меня прилично, и мать твою со мною, и потом не оставайтесь в Ниневии»
Библиография
- II век до н. э — «Книга Товита»