Михаил Ходорковский поделился планами на будущее
19 декабря во время своей пресс-конференции Владимир Путин заявил журналистам, что получил от Михаила Ходорковского прошение о помиловании и намерен его удовлетворить. Уже на следующий день глава государства подписал соответствующий указ, и 20 декабря Михаил Ходорковский получил свободу.
Для многих такое решение стало неожиданным. Во-первых, осужденный по экономической статье бывший глава ЮКОСа не попадал под проект амнистии, а во-вторых, Ходорковский неоднократно заявлял о своей невиновности, а прошение о помиловании было бы равносильно признанию вины. Однако позднее выяснилось, что Ходорковский просил освободить его по семейным обстоятельствам, а о признании вины речь и не шла.
Сразу же после освобождения Михаил Ходорковский вылетел в Берлин на частном самолете, предоставленном бывшим министром иностранных дел Германии Гансом Дитрихом Геншером. Интересно, что именно немецкие политики неоднократно подымали вопрос об освобождении Ходорковского. Разумеется, они одобрили соответствующий указ Путина. Помимо ФРГ такое решение российского президента положительно оценили власти США, Великобритании и Евросоюза.
После освобождения Ходорковского многие политологи начали гадать о дальнейших планах бывшего главы ЮКОСа. Практически все они сошлись во мнении, что политикой он больше заниматься не будет. Так, по словам президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова, Ходорковский в политику не вернется и вряд ли станет одним из лидеров оппозиции, однако в общественной жизни России, считает политолог, он сыграет существенную роль: «Скорее, он станет общественным авторитетом, чем политическим деятелем», - цитирует Ремизова РИА «Новости». Другие эксперты посчитали, что Ходорковский уйдет в тень.
Как бы то ни было, все споры о своих дальнейших планах Михаил Ходорковский разрешил уже 22 декабря во время своей пресс-конференции, которая состоялась в музее Берлинской стены, где одна из комнат полностью посвящена делу ЮКОСа.
Начав свое выступление перед журналистами, Ходорковский поблагодарил тех, кто не забывал о нем и помог выйти на свободу. В частности, Ганса Дитриха Геншера и Ангелу Меркель. Интересно, что Ходорковский был достаточно осторожен в своих заявлениях о Владимире Путине. Так, на вопрос о том, сколько Путин будет находиться у власти, Ходорковский ответил, что по закону еще около 10 лет. При этом он выразил надежду, что российский президент выполнит ранее данные обещания. Кроме того, Ходорковский подчеркнул, что западным политикам во время общения с Владимиром Путиным следует помнить, что он является не последним политзаключенным в России. «Не надо воспринимать меня как символ того, что в России политзаключенных не осталось. Лучше воспринимайте меня, как символ того, что усилия гражданского общества способствовали освобождению тех, освобождение которых не предполагалось никем. Я буду делать в этом направлении все, что от меня зависит», - цитирует слова Ходорковского «Московский Комсомолец».
В Россию Михаил Ходорковский пока вернуться не может, поскольку иск о взыскании с него 17 млрд рублей до сих пор не закрыт. По его словам, из-за этого он, вернувшись в Россию, рискует остаться без возможности выехать за границу. Поэтому сейчас Ходорковский намерен остаться в Германии, где ему выдали визу на год.
Говоря о своих дальнейших планах, Михаил Ходорковский заявил, что не намерен заниматься ни бизнесом, ни политикой и уж к тем более не собирается бороться за власть. Тем не менее, он не исключил своего участия в общественной жизни. Как бы то ни было, в первую очередь Ходорковский намерен посвятить себя родным и близким: «Я десять лет не был с семьей, дайте мне хоть немного частной жизни», - заявил он.
В ходе своей пресс-конференции Михаил Ходорковский был крайне осторожен в заявлениях и старался взвешивать каждое слово. Однако его заявлениями некоторые все же остались недовольны. Так, например, оппозиционеры, пишет британское издание The Guardian, считали, что Ходорковский встанет на путь борьбы с Владимиром Путиным, однако отказ бывшего главы ЮКОСа от политической деятельности нарушил их планы.
В то же время обозреватель Forbes Марк Адоманис считает, что освобождение Михаила Ходорковского не следует считать чем-то значительным, поскольку в общем и целом система уголовного правосудия в России осталась все такой же неэффективной. По его словам, механизмы, сделавшие 10 лет назад возможным уголовное преследование Ходорковского, никуда не делись, а ждут своего часа, когда Кремль вдруг решит посадить в тюрьму очередного неугодного. Таким образом, помилование Михаила Ходорковского не стоит считать переломным моментом, считает журналист.