Злодей, скрытые посылы и другие факты о Борисе Акунине
Этот человек, написавший десятки произведений в самых разных жанрах, от шпионского романа до фантастики, подарил российским любителям детектива целый цикл, посвященный самому знаменитому персонажу автора — Эрасту Фандорину. 20 мая 2021 года писатель отпраздновал свой юбилейный день рождения — литератору, чьи творения неоднократно становились основой для крупномасштабных экранизаций («Азазель», «Турецкий гамбит», «Шпион»), исполнилось 65 лет.
Интересные факты о Борисе Акунине, настоящее имя которого — Григорий Шалвович Чхартишвили — известно далеко не каждому читателю, — в материале 24СМИ.
Злодей
Начиная разговор про занимательные факты из жизни писателя, стоит оговориться, что Борис Акунин — самый известный псевдоним Григория Шалвовича, впервые использованный литератором, чье творчество любят и ценят многие россияне, при написании первого романа из цикла о приключениях Эраста Фандорина — «Азазель». Однако не единственный: в 2021 году писатель признался, что работал также и под другими вымышленными именами.
Так, автор издал книги «Девятный Спас», «Герой иного времени» и «Беллона» как Анатолий Брусникин. А еще три произведения — «Там», «Креативщик» и Vremena goda — и вовсе опубликовал под именем Анны Борисовой.
Также стоит отметить, что начинал литературную деятельность самый читаемый в России писатель вовсе без псевдонимов. Правда, тогда произведения Чхартишвили создавались в жанре публицистики и представляли собой либо статьи, либо предисловия к сборникам японской прозы — Акунин не только писатель, но и ученый-японист.
А также переводчик, благодаря труду которого российские читатели получили возможность ознакомиться на родном языке с произведениями таких литературных талантов из Страны восходящего солнца, как Такэси Кайко, Сэйити Моримура, Юкио Мисима, Сюсаку Эндо или Масахико Симада.
Кстати, неплохо знакомый с культурой и языком «дальневосточного соседа» Чхартишвили предпочел немного «похулиганить», когда придумывал себе писательский псевдоним. Акунин (точнее, Аку-нин) по-японски означает «злодей». Но не какой-нибудь гопник из подворотни, а персонаж, злодеяния которого достигают поистине исполинских масштабов. Такому и планету уничтожить труда не составит, появись такое желание.
Скрытые посылы
Вообще, изучая интересные факты о Борисе Акунине, быстро приходишь к выводу, что писатель — тот еще любитель скрытого смысла и двойного дна. Это справедливо не только в отношении выбора псевдонима, оказавшегося столь оригинальным. Ведь и для творчества литератора характерно присутствие в произведениях разномастных неочевидных «пасхалок», которые отыскать получится разве что у чрезмерно пытливых умов.
Например, в романе «Коронация», входящем в цикл «Новый детективъ», который повествует о похождениях Эраста Фандорина, встречается персонаж-дворецкий со странным именем Фрейби. Причем если эту фамилию набрать на клавиатуре по-английски — Freyby, — оставив при этом включенной русскую раскладку, то все станет на свои места — получится «Акунин».
А во входящем в сборник «Сказки для Идиотов» сатирическом рассказе «Тефаль, ты думаешь о нас», посвященном жизни российской столицы перед началом XXI столетия, и детективном романе «Пелагия и черный монах» из серии «Провинціальный детективъ» встречается название некой таинственной планеты — Вуфер.
Занимательно, что если «похимичить» при наборе по примеру описанного выше случая (но в этот раз писать по-русски в английской раскладке), то вместо загадочного космического тела получится вполне понятная английская смерть — Death.
Также в произведениях писателя периодически встречается слово «Мебиус». Причем использоваться оно может как в качестве фамилии персонажа, так и как название некоего объекта в мире романа — например, фирмы.
Но, независимо от того, кто (или что!) получил честь быть поименованным писателем Мебиусом, его ждет незавидная судьба — остаться за кадром и поучаствовать в сюжете исключительно в виде упоминания в разговоре, но не оказав на описываемые в произведении события никакого влияния.
Хитрости матери
То, что Борис Акунин в итоге стал писателем, выглядит естественным, ведь еще с детства будущий «папа» Эраста Фандорина с упоением зачитывался самыми различными книгами, поглощая информацию как с потертых временем, так и хрустящих новизной страниц в любое свободное время.
Доходило до того даже, что юноша начал передвигаться по улице, словно летучая мышь: читал на ходу книгу, умудряясь одновременно мониторить обстановку вокруг и ни с кем из прохожих не сталкиваться.
Но начало этому увлечению — и это очередной интересный факт о Борисе Акунине — положил случай, связанный с попыткой мамы Григория Чхартишвили заставить 11-летнего мальчика прочитать «Войну и мир». Разумеется, как и масса других детей, Гриша желанием знакомиться с классикой русской литературы не горел, так что Берте Исааковне пришлось пойти на хитрость.
Мать будущего литератора просто положила четырехтомник с главнейшим, по оценкам ряда критиков, произведением Льва Толстого на стол и строго-настрого запретила сыну его читать. Мотивировав этот поступок тем, что Григорий еще слишком мал, чтобы понять, о чем идет речь в романе.
Понятное дело, маленький Чхартишвили, обуреваемый соблазном нарушить запрет, сразу позабыл про все игрушки и принялся за чтение, стараясь при этом понять, когда все-таки наступит момент того самого непонимания, о котором предупреждала мальчика мама. В результате знакомства с текстом «Войны и мира» у подростка пробудилась фанатичная тяга к чтению, обуздать которую получалось только с помощью все новых и новых литературных произведений.
Анджел Дэвис
Высшее образование получать Борис Акунин решил в МГУ, поступив на историко-филологический факультет. Соученики запомнили прославленного российского писателя как человека общительного и отзывчивого, любящего розыгрыши и веселье и обласканного вниманием со стороны противоположного пола.
Любопытно, что в студенческие годы Григорий Чхартишвили могучими мускулами похвастаться не мог и отличался субтильным телосложением и пышной курчавой шевелюрой, за которую получил среди однокурсников прозвище Анджел Дэвис в честь знаменитой американской правозащитницы.
Лень
Встречается и такой интересный факт о Борисе Акунине: автор массы бестселлеров и самый читаемый писатель в России признавался, что он чрезвычайно ленив. По словам литератора, ему невмоготу работать дольше чем два-три часа в день — «батарейки садятся», и мозгу требуется отдых.
Набираться сил Чхартишвили предпочитает, общаясь с друзьями или проводя время у монитора ПК — Григорий Шалвович любит компьютерные игры не меньше, чем книги. Кстати, именно благодаря собственной увлеченности геймингом Акунин в свое время написал роман-игру «Квест», предлагающий читателям некий интерактив: после каждой главы требуется ответить на вопрос о том, как стоит поступить главному герою, причем правилен только один вариант.
Страхи
В интервью, которое писатель давал журналу «Сноб», Акунин признавался, что главной движущей силой для него уже давно остается боязнь наскучить самому себе, надоесть. Причем этот страх автор называет полезным, поскольку тот не дает расслабиться, толкает вперед, принуждая к саморазвитию.
Самое печальное для человека творческой профессии, уверен литератор, — это остановиться на некоем этапе, будучи удовлетворенным достигнутым успехом. Этого ни в коем случае допускать нельзя, как при езде на велосипеде нельзя забывать крутить педали — завалишься. И поэтому страх перестать быть интересным самому себе — главный мотиватор, заставляющий писателя оставаться на плаву и пытаться проявить новые грани собственного таланта.
Рассказом о пугающих Чхартишвили, но полезных вещах и заканчивается подборка интересных фактов о Борисе Акунине, даже после отъезда в Лондон продолжающем радовать поклонников новыми произведениями.