Две супруги Сергея Эйзенштейна: о личной жизни режиссера
22 января 2023-го исполнилось 125 лет со дня рождения новатора кинематографа Сергея Эйзенштейна. Визитной карточкой мэтра стал проект «Броненосец "Потемкин"», позволивший в рекордно короткие сроки выбиться из дебютантов в режиссеры мирового уровня. В личной жизни Сергей Эйзенштейн также не придерживался классических взглядов и следовал собственному видению мира.
Необычная история любви и две жены гения кинематографа – в материале 24СМИ.
Первая жена Пера Аташева
На личную жизнь Сергея Эйзенштейна огромное влияние оказали детские годы. В автобиографии режиссер писал, что родословной похвастаться не может. Отец знаменитости был архитектором, мама – дочерью промышленника.
К семи годам Эйзенштейн сносно говорил на трех языках и был послушным мальчиком. Родители скандалили при ребенке и часто обсуждали в присутствии наследника интимные подробности. Отец не стеснялся в выражениях и утверждал, что маменька – «продажная женщина». Устав от склок, родительница забрала сына и уехала в Санкт-Петербург.
В столице любопытные глаза ребенка мешали устраивать личную жизнь. Без сопровождения запертого одного в купе Сергея вернули отцу поездом в Ригу. Во время развода отец искал подтверждения фактов измены жены. Всплыли пикантные подробности об адюльтере с родственниками мужа.
Родителей Сергей любил, но перенесенное потрясение сказалось в дальнейшем на отношения с противоположным полом.
В поисках семейного спокойствия долгое время Эйзенштейн жил вместе с друзьями, готовыми его приютить. Чаще он присутствовал в качестве гостя в семье, где отношения между мужем и женой были налажены. Впрочем, такой жизненный уклад Сергея устраивал.
К слову, по некоторым данным, у режиссера были возлюбленные актрисы. Одна красивее другой. Но дальше классических романтических бесед дела не заходили. В воспоминаниях дамы отмечали, что робели перед гением либо слишком увлекались рассказами Эйзенштейна, и ситуация съезжала на дружеские рельсы. Некоторые девушки утверждали, что постановщик боялся окончательного сближения. А затем избранницы выскакивали замуж за других.
Поговаривали, что Сергей Михайлович выбирал в контраст себе рослых и красивых девушек. Но почти всегда дамы оказывались без искры гениальности. Прелестниц постановщик сравнивал с гадким утенком, который так и не стал лебедем.
А во время съемок фильма «Броненосец "Потемкин"» Сергей Эйзенштейн сделал еще одну попытку наладить личную жизнь. Избранницей стала Перла Фогельман – журналистка, работавшая под псевдонимом Пера Аташева. Знакомство произошло на режиссерских курсах.
По воспоминаниям современников, женщина была умной и удивительно тонко чувствующей мир. К тому же дама оказалась близка к кинематографу, поскольку работала обозревателем зарубежных фильмов в журнале «Советский экран».
Сначала журналистка относилась к режиссеру как к мэтру. Но затем дистанция сократилась, и Аташева стала ассистентом Эйзенштейна. Женщина не только следила за перепиской постановщика, но и позволяла себе спорить с Сергеем Михайловичем.
Творческие споры были отчаянные. Пера и Сергей оттачивали друг на друге чувство юмора и словно сверяли суждения. Принятый однажды уровень «философского диалога» никогда не опускался до грубости и оскорблений.
Вскоре женщина организовала быт и упорядочила жизнь Эйзенштейна. И наконец, отношения в паре стали жизненной необходимостью друг для друга. Когда постановщик с 1929-го по 1932-й был в длительной командировке по Европе и США, то роман влюбленных продолжался в письмах.
В картинах Эйзенштейна часто присутствовал образ женщины-солдата, умеющей постоять за себя и любимого. Творческие находки Сергей Михайлович перенес в жизнь и Перу называл «солдадера», а журналистка в письмах обращалась к классику «старик». В 1934-м Эйзенштейн тайно женился на Фогельман.
Однако личная жизнь Сергея Эйзенштейна не изменилась. Супруги жили порознь, а чувства были платоническими.
В 1935-м Сергей Михайлович приступил к проекту «Бежин луг». После съемки сцены с разрушением церкви Эйзенштейн заболел черной оспой. Выходить больного смогла только Пера, которая не побоялась хвори и ухаживала за мужем.
Вскоре по непонятным причинам режиссер расстался с женой. Развод оформлять не стали.
Второй брак с Елизаветой Телешевой
После расставания с Аташевой поговаривали, будто Эйзенштейн раздавлен. Чиновники настаивали сократить «Бежин луг», Сергей Михайлович отказывался от правок. На сторону режиссера встала актриса Елизавета Телешева, сыгравшая главную роль в постановке.
Любовная искра между Телешевой и Эйзенштейном не пробежала. Сергей и Елизавета сблизились, поскольку творческому человеку на фоне глубочайшей депрессии требовалась поддержка в минуты травли от чиновников. Поговаривали, что Эйзенштейн и правда был на грани самоубийства.
От грустных мыслей спасли съемки фильма «Александр Невский». Кинокартина вышла с триумфом. Режиссера ждали овации. А вот отношения с Телешевой разладились. Эйзенштейн стал инициатором разрыва.
Сохранились письма второй жены к избраннику. В послании Телешева жаловалась, что почти пять лет в отношениях, однако желанной близости, как моральной, так и физической, не наступило. Елизавета также отметила, что ей не хватает душевного тепла, но она готова идти на жертвы и жить врозь.
В 1941-м Эйзенштейну предложили съемки фильма «Иван Грозный». Сергей Михайлович отправился в Алма-Ату, а Елизавета с мхатовцами – в Саратов. Расстояние оказалось непреодолимой преградой. В отношениях со второй женой была поставлена окончательная точка. До свадьбы дело не дошло, а Елизавета так и осталась в статусе гражданской жены. 9 июля 1943-го женщина скончалась.
Возвращение к Пере Аташевой
После разрыва Сергей Михайлович вернулся к Аташевой. Семья воссоединилась. Первая жена была рядом, не критиковала и поддерживала мужа во всем.
В послевоенные годы Эйзенштейну было не до сантиментов. В 1946-м на банкете по случаю вручения Сталинской премии за «Ивана Грозного» у Сергея Михайловича случился первый инфаркт. Спустя несколько месяцев скончалась мать, и «сердечная спазма» повторилась. Затем настиг удар после официального известия о расстреле Всеволода Мейерхольда.
В ночь с 10 на 11 февраля 1948-го Сергей Эйзенштейн скончался от инфаркта. Рядом со звездой обнаружили гаечный ключ, которым режиссер стучал по батарее, призывая соседей. По роковому стечению обстоятельств сигнал о помощи затерялся среди гудения труб отопления. Есть мнение, что ударить железякой в тот день Сергей Михайлович так и не успел.
Детей в браке с Перой Аташевой не было. Творческое наследие досталось первой жене. Вдова все документы после смерти мужа перевезла к себе. Чтобы разместить архив и вещи, женщине пришлось распродать мебель.
Аташева организовала издание книг и альбомов режиссера, подготовила неопубликованные материалы к печати. После смерти вдова квартиру и документы постановщика завещала Союзу кинематографистов СССР. В 2018-м книги и вещи Эйзенштейна были вывезены на ВДНХ, где открылся мемориальный кабинет мэтра.
Личная жизнь Сергей Эйзенштейна дала психологам повод для размышлений. Платонические чувства рассматривали в контексте травмы, пережитой в детстве. Многие исследователи пришли к выводу, что свою чувственную энергию и потенциал режиссер вложил в творчество.