Два мужа писательницы и разведчицы Зои Воскресенской
Шоу-Бизнес
24 июня 2023 г. 0:30
Время чтения: 6 минут

Два мужа писательницы и разведчицы Зои Воскресенской

24 июня 2023-го на Первом показали документальный проект, посвященный жизни и творчеству Зои Воскресенской. Произведения автора входили в школьную программу и ложились в основу спектаклей и фильмов, рассказы для подростков и «ленинский» цикл посвящались человеческим качествам героев. И только после смерти все узнали подробности о работе писательницы в разведке.

Непростая судьба и личная жизнь Зои Воскресенской – в материале 24СМИ.

Первый муж Владимир Казутин

Зоя Воскресенская росла в простой рабочей семье. Детство будущей писательницы было счастливым, с книгами и драмкружком. В 13 лет девушка потеряла отца. Мать осталась с тремя детьми на руках. Семья переехала в Смоленск, где пыталась устроиться у родственников, затем в съемной квартире.

Чтобы прокормить наследников, родительница мыла полы в Гострансе. Зоя помогала маме. В 14 лет девушка встретила друга отца, который помог устроиться в библиотеку ОГПУ. К 18 годам отважную комсомолку отправили политруком в колонию для малолетних преступников.

Зоя Воскресенская
Зоя Воскресенская. Фото: «Википедия»

Другая бы испугалась такого назначения, но у Воскресенской не было страха. Рядом с ней оказался Владимир Казутин, чувства к которому позволяли девушке не опускать руки в сложной ситуации. Зоя быстро нашла общий язык с юными правонарушителями и научилась секретному коду подопечных, которые произносили слова наоборот.

Владимир Казутин оказался героем своего времени: активист, агитатор, искренний комсомолец. Зоя влюбилась в парня с первого взгляда. Вскоре Владимир сделал предложение и получил согласие. В 20 лет Воскресенская вышла замуж, через год родила сына.

Личная жизнь Зои Воскресенской наладилась. Вскоре Казутина отправили на учебу по партийной линии. Жена была рада за любимого. Сначала Владимир писал и делился подробностями жизни в столице, затем весточки стали приходить реже. Наконец, первый муж перестал делиться новостями. К тому времени Воскресенской разрешили последовать за Казутиным в Москву.

Окрыленная Зоя приехала к мужу. На новом месте Воскресенская устроилась библиотекарем в ОГПУ, однако семейная жизнь не заладилась. Оказалось, Казутин увлекся другой. Супруга не простила: брак завершился разводом. Женщина с ребенком на руках осталась одна.

Читайте такжеГлавная любовь Сергея Маковецкого: о личной жизни актера

Второй муж Борис Рыбкин

В личной жизни Зои Воскресенской решающую роль сыграл счастливый случай. На 22-летнего библиотекаря обратил внимание сотрудник внешней разведки Иван Чичаев. Женщину пригласили работать в иностранный отдел ОГПУ. В 1930-м Воскресенская завершила ускоренную подготовку. На два года Зою отправили в Харбин в должности секретаря. Вместе с ней поехали мать и сын. В таком составе семья подозрений не вызывала.

Разведчица с легкостью заведовала шифровальным отделом, вербовала бывших белогвардейцев и обеспечивала оперативную связь. После командировки профессиональный статус Воскресенской вырос. Позднее Зою отправили для акклиматизации в Прибалтику, чтобы набралась европейских манер. Там она приобрела статус «баронессы».

В 1934-м у разведчицы был роман с оперуполномоченным, которого позднее арестовали как врага народа, но на карьере личная жизнь Зои Воскресенской не отразилась.

Годом позже разведчица приехала в Финляндию в должности руководителя советского представительства «Интуриста». На деле Зое доверили должность заместителя резидента. Начальником оказался Борис Рыбкин, устроившийся по легенде консулом Ярцевым. Работали под оперативными псевдонимами Ирина и Кин.

Отношения не заладились с первой минуты. По любому поводу коллеги спорили. Рыбкин придирался, пытаясь показать превосходство. До открытых конфликтов не доходило, но постоянная борьба изматывала. Наконец, Зоя попросила отозвать ее в Москву. В центре предложили передать дела Ярцеву, а затем принять вопрос к рассмотрению.

Читайте также64 года вместе: история любви Эннио Морриконе

Спустя полгода поступила новая просьба Воскресенской. Зоя и Борис хотели пожениться.

Когда началась история любви Воскресенской и Рыбкина – неизвестно. В какой-то момент Зоя стала засиживаться до ночи, ожидая, что Борис заглянет проститься. Однажды начальник под надуманным предлогом попросил изобразить жену. Позднее, как два школьника, резиденты пытались вызвать ревность рассказами о несуществующих вторых половинках, оставшихся на родине. Борис писал вымышленной жене, а Зоя – выдуманному жениху.

Горделивая любовь так и осталась бы запретной, но в ситуацию вмешалась подруга. Женщина поговорила с враждующими сторонами по отдельности и выяснила, что каждый влюблен, но не уверен во взаимности. Приятельница устроила так, что вещи Зои перевезли в квартиру к Рыбкину, и оставила влюбленных наедине. Этого оказалось достаточно, чтобы поладить. Так в 1936-м появился первый в истории советской разведки супружеский тандем Ярцевых.

В 1939-м влюбленные вернулись в СССР. Зоя Воскресенская-Рыбкина занялась аналитической работой. Затем семейную пару отправили в Стокгольм. Усилиями резидентов в 1944-м Финляндия вышла из войны. После возвращения выяснилась любопытная деталь. Один из агентов отказался продолжать сотрудничество, поскольку хотел общаться только с Воскресенской. Мужчине не было дела до ситуации в СССР, им двигало чувство любви к разведчице.

Зоя Воскресенская и Борис Рыбкин
Зоя Воскресенская и Борис Рыбкин. Фото: «Московская правда»

В 1944-м в семье родился сын. Через три года Ярцевы получили отпуск. По сути, это было свадебное путешествие на заграничный курорт. Не сразу, но супругам удалось войти в ритм санаторной жизни. Борис дарил Зое цветы. Пара строила планы на совместную жизнь. Рыбкин неожиданно признался Воскресенской в любви и поклялся, что чувства никогда не превратятся в привычку.

На этой ноте и расстались. Бориса срочно вызвали в Москву, чтобы переправить на задание. Муж успел перед отъездом сунуть в карман любимой сверток с флаконом духов. Через два месяца жене сообщили о смерти Рыбкина под Прагой.

Обстоятельства гибели показались Воскресенской странными. Зоя хотела провести расследование, но подробности были засекречены. Наконец, разведчице запретили копаться в прошлом. До конца дней писательница была уверена, что мужа устранили коллеги, поскольку Борис «слишком много знал». Продолжить дело Рыбкина и закончить работу за границей вдове не разрешили.

Разведчица с европейскими манерами так и не смогла выплакать горе. Утешение Зоя Ивановна нашла в письмах к погибшему мужу. Писала без единой помарки. В минуты отчаяния возникало желание свести счеты с жизнью, но останавливала мысль о детях и матери. В одном письме Зоя поклялась Борису быть сильной и стать опорой для сыновей.

В 1953-м Воскресенская-Рыбкина встала на защиту коллеги Павла Судоплатова. За поддержку опального разведчика Зою сократили. Два года до пенсии пришлось дорабатывать в исправительно-трудовом лагере.

А в 49 лет Зоя Воскресенская начала жизнь с чистого листа и написала первый рассказ о Ленине. У начинающей писательницы разглядели стиль зрелого автора.

О жизни разведчицы Зоя Воскресенская поведала в книге «Теперь я могу сказать правду». Там же вдова поделилась догадками о гибели Рыбкина. Произведение с откровениями вышло спустя пару недель после смерти автора.

Разведчица пережила Бориса Рыбкина на 45 лет и упокоилась 8 января 1982-го. После смерти любимого личную жизнь Зоя Воскресенская так и не наладила. Согласно последней воле, писательницу похоронили в одной могиле с мужем.

Читайте также