Биография
Мистик Эдгар Аллан По обладал неиссякаемой фантазией и утонченным слогом — ингредиентами, незаменимыми в создании успешной литературы. Его произведения ценили (и продолжают ценить) по всему миру, даже в обнесенной железным занавесом Японии. Например, Таро Хираи в XX веке так вдохновился творчеством По, что взял псевдоним Эдогава Рампо. Подражая своему кумиру, он дал развитие детективу в родной стране, а его рассказы входят в золотую коллекцию мистики.
Детство и юность
Таро Хираи родился 21 октября 1894 года в японском городе Набари в семье мелкого чиновника. О раннем периоде его биографии известно немногое, путь становления писателя четко отслеживается лишь со студенческих времен.
С 1912 года Хираи изучал финансы в Университете Васэда, одном из двух престижных вузов Японии. После получения в 1916-м диплома экономиста перебивался случайными заработками — от редактирования газет до создания карикатур для журналов, от продавца лапши до консультанта в книжной лавке.
Так или иначе, Хираи окружала творческая атмосфера. Он много читал, а в 1923 году предпринял первую попытку создать литературный шедевр.
Книги
Дебютный рассказ «Медная монета» Хираи выпустил под псевдонимом Эдогава Рампо. Если его произносить быстро, то можно уловить почти идентичное сходство с именем родоначальника мирового детектива Эдгара Аллана По. Это не случайность: японец боготворил произведения По и мечтал стать хоть на четверть таким же успешным. Судьба оказалась благосклонной: Эдогаве Рампо предстояло сыграть в Японии ту же роль, что Эдгару Аллану По на Западе.
Ошибочно говорить, что Рампо — родоначальник детектива в Японии, но он стал первым, кто связал кульминацию истории с восточной культурой. В первых рассказах Рампо следовал единому сценарию: описывал, казалось бы, неразрешимые преступления, а следом — логические приемы, благодаря которым отыскивалась разгадка. К 1930-м годам Рампо стал голосом японской мистики.
Спустя 2 года после начала Второй китайско-японской войны Эдогава Рампо впервые попал под цензуру: государство запретило тиражировать рассказ «Гусеница» (1929). В нем рассказывается о ветеране, которого война превратила в четвероногое изуродованное чудовище, больше похожее на гусеницу.
В послевоенный период Рампо посвятил себя написанию теоретических работ о детективе. Он ратовал за чистоту жанра, призывая не расширять рамки традиционного детектива до приключенческих и научно-фантастических произведений. Много сил ушло на создание Клуба писателей детективного жанра.
В попытке поддержать начинающих беллетристов в 1954 году Эдогава Рампо учредил литературную премию за лучшее детективное произведение. Она вручается и сейчас. Приз – 10 млн иен и право печататься в крупнейшем японском издательстве Kodansha.
Личная жизнь
Загадка сопровождала не только рассказы Рампо, но и его личную жизнь: неизвестно, состоял ли писатель в отношениях, а главное — какой сексуальной ориентации он придерживался.
У Рампо был друг — историк Дзюнъити Ивана, который провел жизнь в исследованиях гомосексуализма в Японии. В течение 1930-х годов они проводили шутливое соревнование: кто найдет больше книг о любви между двумя мужчинами. Рампо искал на Западе, а Ивана — в Японии. Последний умер в 1945 году, опубликовав только часть собранной библиографии. Рампо продолжил труд друга.
Смерть
В последние годы жизни Эдогава Рампо страдал из-за проблем со здоровьем, включая атеросклероз и болезнь Паркинсона, много курил (редкие фото писателя обходятся без сигареты в руке).
Он умер 28 июля 1965 года в домашней обстановке, причина смерти — кровоизлияние в мозг. Могила находится в городе Футю, недалеко от Токио.
Библиография
- 1923 – «Медная монета»
- 1924 – «Близнецы»
- 1925 – «Красная комната»
- 1925 – «Человек-кресло»
- 1926 – «Ад зеркал»
- 1926 – «Гусеница»
- 1929 – «Насекомое»
- 1932 – «Демон»
- 1950 – «Утес»
- 1955 – «Бомбоубежище»