Биография
Рассвет русской иконописи приходится на рубеж XIV–XV веков — время, когда свои шедевры создавали именитые живописцы Андрей Рублев и Феофан Грек. Последний прибыл в Русь из Византии уже сформировавшимся мастером, но по-настоящему великим стал в 1390-е годы. Фресками и иконами Феофана Грека украшены крупнейшие православные храмы Москвы и Нижнего Новгорода.
Судьба
Согласно общепринятой версии, иконописец родился около 1340 года в Константинополе — сердце Византийской империи, за что и получил прозвище Грек. Русь стала родиной для Феофана в 1370 году — он приехал в Новгород, предположительно, вместе с митрополитом Кирпианом. Спустя 20 лет, в 1390-м, переехал в Москву, где и провел остаток жизни. По данным некоторых историков, Феофан также проживал в Серпухове и Коломне, но созданные там шедевры не сохранились.
Феофан Грек — последователь исихазма. Это христианское вероучение называет медитацию методом познания божественного. Иконописец умер около 1410 года, но не позже 1413-го. Причина смерти естественная, ведь Феофан Грек, по приблизительным расчетам, разменял 8-й десяток.
1413-м датируется лестная характеристика Феофана Грека, которую писатель и художник Епифаний Премудрый направил своему другу преподобному Кириллу Белозерскому. Кстати, письмо Епифания — основной источник, из которого черпаются данные о личной жизни Феофана и его методе работы.
Творчество
По сведениям Епифания Премудрого, за свою жизнь Феофан расписал более 40 каменных церквей в Константинополе (современный Стамбул), Халкидоне, Галате, Кафе (ныне Феодосия) и в городах Древней Руси. До наших дней сохранились лишь русские шедевры.
Первой и единственной документально подтвержденной работой Феофана Грека является церковь Спаса Преображения на Ильине улице, которая до сих пор служит украшением Великого Новгорода. До наших времен росписи дошли фрагментарно. Неповрежденные элементы позволяют оценить мастерство автора и масштаб проведенной работы.
Наиболее хорошо сохранились купол и «барабан». В центральной части конструкции изображен Пантократор, он же Спас Вседержитель. По контуру портрета выведен стих из Псалтыри, а под небесным царем нарисованы четыре архангела и четыре херувима и серафима. Такое оформление купола традиционно не только для новгородской, но и византийской архитектуры: создавая фрески, Феофан Грек опирался на убранство собора Святой Софии.
Троицкий придел Спасо-Преображенской церкви также хорошо сохранился. Особую ценность представляет фронтальное изображение Троицы. У ее ног, согласно задумке Феофана Грека, покоились Авраам и Сарра, подносящие гостям пищу. Сейчас на фреске можно увидеть только Сарру.
В начале 1390-х годов Феофан приехал в Москву. Здесь художник писал иконы и украшал церковные книги. Предполагается, что перу византийца принадлежат иллюстрации и буквицы в Евангелие боярина Фёдора Кошки и Евангелие Хитрово. Работы датируются 1392 годом. Искусствоведы, опираясь на художественный анализ, приписывают Феофану авторство произведений «Успение Божией Матери» и «Донская икона Божией Матери».
«Успение Божией Матери» — двусторонняя. С одной стороны изображен церковный праздник, посвященный памяти о смерти, или успении Пресвятой Богородицы. На обороте нарисованы Богородица с младенцем. Позже умиленный портрет на оборотной стороне получил отдельное название — «Донская икона Божией Матери».
До второй половины XX века считалось, что Феофан Грек создал икону Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском «Преображение». Однако современные эксперты Третьяковской галереи безапелляционно заявляют, что рука византийца не прикасалась к этому холсту. Сейчас икона демонстрируется как работа «неизвестного иконописца».
В 1405 году три легендарных иконописца — Феофан Грек, Андрей Рублев и Прохор с Городца — собрались, чтобы расписать Благовещенский собор. Кроме того, Феофану приписывают авторство ряда икон с иконостаса собора. Кстати, этот иконостас является уникальным для церковного искусства — он стал первым в России, на котором фигуры изображаются в полный рост.
Состоит Благовещенский иконостас из 9 икон. Здесь можно увидеть лики Василия Великого, Апостола Петра, Архангела Михаила, Богоматери, Спаса Вседержителя, Иоанна Предтечи, Архангела Гавриила, Апостола Павла и Иоанна Златоуста. Авторство приписывают Феофану Греку ввиду того, что манера исполнения икон схожа с манерой росписей Спасо-Преображенской церкви в Великом Новгороде.
Феофан очеловечивал героев икон либо обожествлял по собственному усмотрению. Мастер часто отрывался от работы и разговаривал со служителями храма, прихожанами, что словно помогало осмыслить мазок, который предстоит нанести на фреску. Такой метод работы объясняет, почему Феофан Грек создавал фрески скорописью, то есть без детальной проработки изображения.
Одни искусствоведы утверждают, что иконописец работал в монохромной технике, используя красно-коричневые тона. Другие же предполагают, что часть цвета потерялась во времени, что палитра Феофана была куда многообразнее. Ведь для того, чтобы заново открыть шедевры византийца, реставраторам приходилось сбивать штукатурку и использовать известь.
Работы
- 1378 – Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
- 1395 – Церковь Рождества Богородицы на Сенях
- 1399 – Собор святого Архистратига Михаила в Кремле (Архангельский собор)
- 1405 – Благовещенский собор Кремля