Биография
По мнению криминалистов, «сибирский потрошитель» Александр Спесивцев, убивший и съевший от 20 до 82 человек, является одним из самых жестоких и опасных маньяков, действовавших на территории России во второй половине 1990-х годов. Преступления, совершенные при помощи матери на глазах родной сестры, до сих пор вызывают ужас жителей Новокузнецка, и они предпочитают думать, что монстр до конца жизни не выйдет из мест заключения, а в их городе больше никогда не появится подобный субъект.
Детство и юность
Биография Александра Спесивцева связана с сибирским городом Новокузнецком, где 1 марта 1970 года он появился на свет в обычном роддоме, а потом рос и воспитывался в простой советской семье. С детства мальчик, родившийся с недостатком веса, часто болел и до 12 лет спал в постели матери Людмилы Яковлевны, которая заботилась о нем и защищала от нападок часто выпивающего агрессивного отца.
Она не понимала, что ребенок, совершавший мелкие хулиганства и пакости, заслуживал наказания, и сквозь пальцы смотрела на то, как сын исписывает стены подъезда и засовывает спички в соседские замки. В школе Александра поручили заботам старшей сестры Надежды Спесивцевой, которой было все равно, чем занимается младший брат.
В результате из-за отсутствия контроля ученик младших классов увлекся фашистской символикой, и вместе с ругательствами в его доме начали появляться изображения свастики и крестов. Мать, работавшую в школе завхозом, регулярно вызывали в кабинет директора, но она не делала выводов из бесед. А ее сын чувствовал поддержку и постепенно стал абсолютно неуправляемым.
От мелких пакостей Спесивцев перешел к воровству: подросток вскрыл замок в школьном кабинете, откуда вынес радиодетали, и попался. Матери удалось уговорить руководство не отправлять сына в школу для несовершеннолетних нарушителей.
Друзей у такого подростка, естественно, не было, и он коротал вечера в компании женщин — мужа Людмила Спесивцева выгнала, когда младшему ребенку уже было 15 лет. Сначала семья развлекалась просмотром телевизора, а когда Людмилу Яковлевну уволили с места школьного завхоза за хищение, она устроилась помощником адвоката, в доме появились криминальные отчеты с фото трупов, которые Александр в итоге полюбил. Вместо художественной литературы обитатели квартиры Спесивцевых читали протоколы допросов, а потом за ужином вели оживленные беседы, касавшиеся обстоятельств и методов кровавых убийств.
Этот процесс заставлял подростка испытывать странные ощущения, вызывавшие нервные расстройства и первое попадание в психиатрическую больницу с последующей постановкой на специальный учет. В итоге Александр с трудом окончил школу, о дальнейшем образовании речи не шло.
Личная жизнь
Несмотря на отталкивающую внешность, худобу и неопрятность, в 1991 году Александр сумел познакомиться с девушкой Евгенией Гусельниковой, которой к тому моменту только исполнилось 17 лет.
Родные рассчитывали, что личная жизнь Спесивцева устроится, и съехали с новокузнецкой квартиры, предоставив жилплощадь молодым. Надежда крепла по мере того, как влюбленный Александр дарил букеты и читал стихи доверчивой подруге, а потом из-за пустяка неожиданно пришел в ярость и жестоко ее избил.
Так роман, который, на первый взгляд, мог привести к свадьбе, прекратился, и в сибирском городе начали происходить преступления. История с Евгенией показала истинную сущность Спесивцева и вошла в учебники криминалистики как жестокий и бессмысленный кровавый террор.
Преступления
Александр издевался над первой жертвой Евгенией Гусельниковой, подвергая ее побоям, оставившим на теле кровавые следы. Родители молодой девушки, знавшие, что их дочь проживает в квартире с любимым, поначалу не беспокоились и обратились в милицию, только когда три недели не получали от нее вестей.
Следователи, пришедшие к Спесивцеву, долго не могли попасть в помещение и, только взломав дверь, обнаружили истерзанную жертву. Эксперты так и не смогли определить причину смерти, скорее всего, девушка умерла от сепсиса, ставшего следствием многочисленных ран. Мучителя задержали, но он утверждал, что вовсе не издевался, а преданно ухаживал за возлюбленной, которая болела и сама отказалась есть.
Молодого человека признали невменяемым. С диагнозом «шизофрения» его отправили в Орловскую психиатрическую клинику, где он провел три года. В 1995-м врачи отметили ремиссию и выписали пациента из стационара. При этом по документам Спесивцев остался в больнице, о выписке не было сделано никаких отметок.
Александр вернулся на родину, открыл охоту на жителей Новокузнецка. Жертвы разного пола и возраста заманивались в квартиру маньяка под разными предлогами, причем делал это не только он сам, но и его мать.
После изнасилований, избиений и убийств маньяк расчленил трупы, а мать, ставшая сообщницей, помогла похоронить останки за домом, на пустыре. Расчлененные тела преступники также выбрасывали в реку Абу.
С каждым убийством психическое расстройство Спесивцева прогрессировало. Преступник не только сам занимался каннибализмом, но и заставлял это делать своих жертв, кормил человечиной собаку породы ньюфаундленд. При этом вся его семья факт людоедства категорически отрицала.
Трех девочек подросткового возраста, ставших последними жертвами новокузнецкого монстра, заманила Людмила Спесивцева: они откликнулись на просьбу пожилой женщин открыть тугой замок двери. Маньяк сразу зарезал пытавшуюся убежать Настю, а ее подруги подвергались пыткам и насилию в течение месяца.
И хотя все эти ужасы происходили в многоквартирном доме, соседи, слышавшие крики и стоны, думали, что звуки издавал неуравновешенный жилец. Соседка Спесивцевых сообщала в милицию о трупном запахе из квартиры, но на сигнал правоохранительные органы не отреагировали. В итоге каннибал месяцами оставался безнаказанным и совершил огромное количество преступлений.
Расследование и приговор
Расследование жутких убийств, совершенных Спесивцевым, началось после того, как в июне 1996-го у берегов реки Абы нашли части трупов. Позже милиция обнаружила захоронение с фрагментами тел — жертвы были детьми в возрасте 3 до 14 лет. Эксперты не установили личности всех погибших, но стало очевидно, что в городе орудовал маньяк.
В первую очередь правоохранительные органы проверили тех, кто раньше отбывал наказание в тюрьме или психиатрической лечебнице, но Александра в этом списке не оказалось из-за спешки с выпиской и халатности врачей.
К ответственности серийного убийцу удалось привлечь по чистой случайности, после того как сотрудники коммунальной службы пришли в квартиру Спесивцевых с проверкой, а Александр ссылался на психическое расстройство и наотрез отказывался открыть посторонним дверь.
В итоге с помощью участкового контролеры проникли в подозрительное помещение, и их глазам открылась ужасающая картина, состоявшая из истерзанной и прикованной наручниками девочки и кусков расчлененных тел в ванной и коридоре. По показаниям едва живой жертвы, которой была 15-летняя Ольга Гальцева (умерла в больнице через три дня), преступник сбежал через окно на крышу, но через пару дней его удалось найти.
На допросе Спесивцев признался в 19 убийствах — именно столько человек, как удалось на тот момент установить следствию, было убито в его квартире. При этом во время обыска были найдены украшения и десятки комплектов ношеной одежды — личности многих жертв остались неизвестными.
Позже, сославшись на поврежденный рассудок, маньяк отказался от собственных слов. Однако суд признал его вменяемым и в 1997-м за убийство трех девушек приговорил к лишению свободы на 10-летний срок.
Уже в следующем году начался новый судебный процесс: следователи собрали доказательства еще по 15 убийствам. Спесивцев повторно прошел психиатрическую экспертизу — его признали невменяемым по одному из эпизодов. Мнение врачей из научно-исследовательского центра имени В. П. Сербского изменило меру пресечения и определило новокузнецкого монстра в лечебницу неподалеку от Волгограда.
Мать преступника также была привлечена к ответственности за соучастие в трех убийствах и получила 13 лет заключения, притом что адвокаты уговаривали присяжных вынести Спесивцевой оправдательный приговор.
Александр Спесивцев сейчас
С тех пор как людоеда и убийцу Александра Спесивцева признали невменяемым и отправили на принудительное лечение, он находился в специальной психиатрической больнице в Волгоградской области, в селе Дворянском. Маньяк получил инвалидность второй группы и пенсию, часть которой отправляет матери.
Людмила Спесивцева со старшей дочерью сейчас живут в маленьком поселке у города Осинники. Мать несколько раз навещала сына в специализированном учреждении и к 2023 году подала несколько прошений о его переведении на амбулаторный учет.
В марте 2024 года в Кемерово начался еще один судебный процесс над Спесивцевым. Слушания проходили без участия Александра, находившегося в психбольнице. Основанием для возбуждения нового дела стали результаты нового исследования останков, обнаруженных в 90-х годах в квартире маньяка в Новокузнецке.
Правоохранители доказали причастность Спесивцева к убийству 15 человек, включая 11 детей. Кемеровский суд в мае снова отправил Александра на принудительное лечение в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях специализированного типа.
Жертвы
- 1991 — Евгения Гусельникова (1975 г. р.)
- 1996 — Трунова Елена (1975 г. р.)
- 1996 — Коткина Елена (1974 г. р.)
- 1996 — Носовец Александр (1986 г. р.)
- 1996 — Носовец Ольга (1985 г. р.)
- 1996 — Воробьев Дмитрий (1984 г. р.)
- 1996 — Воробьева Ирина (1982 г. р.)
- 1996 — Сачкова Елена (1983 г. р.)
- 1996 — Войнова Наталья (1977 г. р.)
- 1996 — Шаталина Галина (1984 г. р.)
- 1996 — Цветаева Ольга (1984 г. р.)
- 1996 — Бурнаева Анастасия (1983 г. р.)
- 1996 — Барашкина Евгения (1983 г. р.)
- 1996 — Гальцева Ольга (1981 г. р.)
Интересные факты
- Во время одного из интервью Спесивцев, будучи уверенным, что суд назначит смертную казнь, предложил журналисту организовать продажу его мозга какому-нибудь институту для изучения, рассчитывая получить предоплату сигаретами.
- У маньяка на руке есть тату в виде буквы Е — в память о замученной им Евгении Гусельниковой.
- История преступлений Спесивцева не раз становились основой сюжета художественных и документальных фильмов: «Криминальная Россия. Сибирский потрошитель», «Идет маньяк по городу. Чистосердечное признание» и пр.