Биография
Жизнь живописца Эмиля Нольде была посвящена исследованию цвета, и его картины в стиле экспрессионизма имели у современников огромный успех. Предпочитая работать акварелью, мастер создавал красочные пейзажи, зритель видел волнующееся море, гнущиеся деревья и падающий снег.
Детство и юность
Биография Ханса Эмиля Хансена, позже взявшего псевдоним Нольде, началась 7 августа 1867 года в многодетной датской семье. Отец и мать, набожные протестанты, владели упадочным фермерским хозяйством и ограждали подрастающее поколение от пагубных влияний извне.
Эмиль был непригодным для сельской жизни и понял это с раннего детства, поэтому отправился учиться в соседний с деревней населенный пункт. Устроившись подмастерьем к резчику по дереву, мальчик пытался доказать родителям, что художественное творчество — это тоже почетный труд.
Семья не соглашалась с ребенком, отказывавшимся работать на ферме, и старшие братья и сестры объявили ему бойкот. Никто не знал, что талантливый Хансен станет знаменитым художником и его мастерство в разных жанрах достигнет небывалых высот.
На раннем этапе становления подросток, лишившийся родительской поддержки, работал на фабриках по изготовлению мебели, чтобы добыть средства на учебу и жизнь. Потом пришлось помогать реставрировать алтарь в Шлезвигском католическом соборе, но в трудоемком процессе запрещалось браться за краски и кисть.
Для того чтобы стать художником, Эмиль пошел в школу прикладного искусства, а затем стал учителем рисования в гимназии города Сант-Галлен. В этот период он создавал пейзажи, позже напечатанные на открытках, что позволило стать свободным живописцем и вырваться из удушающих стен.
С набором миниатюр, изображавших окрестности, юноша приехал в Академию Мюнхена, но зачислению в студенты помешал ученый совет. В конце 1890-х годов он отправился на пленэры в Дахау и в компании единомышленников предавался творчеству.
Личная жизнь
Став независимым профессиональным художником, Эмиль позаботился о личной жизни — в 1902 году обручился и обзавелся законной женой. В браке с актрисой Адой Вилструп детей у Нольде не было, но, несмотря на это, пара считалась счастливой семьей.
В 1926 году мастер приобрел поместье в Германии, где вокруг дома была возможность разбить клумбы и фруктовый сад. Там же находилась мастерская, построенная по проекту Георга Рива, в которой создавались картины, удостоенные признания и наград.
Внезапная кончина любимой супруги в середине 1946 года стала ударом для живописца и выбила его из колеи. Однако он нашел в себе силы во второй раз жениться, так как не представлял творчество без заботы и любви.
Живопись
В начале 1900-х годов Эмиль взял псевдоним Нольде в честь места, в котором довелось родиться и прожить десяток лет. Именно так он подписывал картины, созданные в течение творческой карьеры, и исключением не явился единственный сохранившийся автопортрет.
Известность пришла благодаря лирическим экспрессионистским пейзажам и оригинальным трактовкам религиозной темы, представленным в 1910-х годах. Самыми знаменитыми картинами стали «Троица», «Причастие» и «Осмеяние», а также хронология жития Христова в девяти полноформатных частях.
Художник неоднократно выставлялся в галереях Эссена и Гамбурга, где лично познакомился с Эдвардом Мунком, творившим в стиле импрессионизм. Работы выдающегося коллеги повлияли на мастера акварели, и поэтому более поздние произведения ему особенно удались.
Интересными считались зарисовки о ночной жизни Берлина, а также натюрморты с масками и ряд театральных сцен. Автор мечтал, чтобы его картины украсили музеи современного искусства и с первого взгляда привлекали внимание и брали зрителя в плен.
Был период, когда, помимо живописи, Нольде занимался дизайном, а также чертежами и моделированием в ряде датских и немецких фирм. Но развитию творчества в этом направлении помешала политическая доктрина Германии, при которой художник чуть не бросил искусство, приняв фашистский национал-социализм.
В начале Второй мировой войны Эмиль изготавливал антисемитские плакаты, но потом партийные руководители запретили ему писать. Мастер продолжал работать тайно, получил статус дегенерата и, пожалев о неправильном выборе, хотел повернуть время вспять.
Поздние работы художника представлялись на серии выставок Documenta, которые раз в пятилетие проходили в городе Кассель. Многие из них были включены в фотокаталоги и попали в частные коллекции, но самые выдающиеся содержатся в фондах, которыми владеет дом-музей.
Смерть
В старости датско-немецкий художник страдал от болезни Паркинсона, прогресс которой стал причиной смерти в 1956 году. Нольде похоронили в загородном поместье рядом с первой женой Адой, которая покоилась в семейном склепе, построенном среди цветов в саду.
Картины
- 1909 – «Тайная вечеря»
- 1909 – «Лесная дорога»
- 1910 – «Дымящие пароходы»
- 1910 – «Христос и дети»
- 1912 – «Обнаженная и евнух»
- 1913 – «Положение в гроб»
- 1913 – «Волхвы»
- 1913 – «Мулатка»
- 1935 – «Молодожены»
- 1936 – «Подсолнухи»
- 1950 – «Танцующая пара»