Антонио Страдивари

Antonio Stradivari
О знаменитости
Карьера
Дата рождения
1644 г.
Возраст
93 года
Дата смерти
10 декабря 1737 г.
Место рождения
Семейное положение
был женат
Соцсети
    3,7 / 5 (6 голосов)

    Биография

    Антонио Страдивари — признанный мастер изготовления смычковых инструментов, его учил Николо Амати, гений 1600-х годов. Сохранились более 400 скрипок и около 200 виолончелей, размещенных в музеях и хранилищах европейских и азиатских городов.

    Детство и юность

    Антонио Страдивари появился на свет в итальянском городе Кремона, точная дата рождения мастера относится к тайнам прошлых веков. Предполагается, что пополнение в семье состоятельных граждан Ломбардии произошло во второй половине 1640-х годов.

    Фамилия, доставшаяся итальянцу, имела богатую историю, в переводе означала «дорога» или «человек, имевший ломбард». Согласно земельному пожалованию, предки, звавшиеся «страдивариями», занимались внешней торговлей, соблюдая существовавший стандарт.

    Отец Алессандро и мать Анна к моменту рождения Антонио крестили, вырастили и воспитали как минимум троих детей. Пробел в биографии скрипичного мастера связан с потерей документов, уничтоженных из-за эпидемий, которые привели к гибели тысяч людей.

    Родители мальчика, пережившие трудное время, захотели, чтобы в детстве ребенок занялся полезным трудом. Сына отдали в подмастерья местному создателю скрипок, спустя некоторое время Николо Амати сделал Антонио учеником.

    Некоторые современные исследователи считали, что юный Страдивари начинал у Франческо Руджери, основателя династии мастеров. В пользу такой точки зрения свидетельствуют музыкальные инструменты, которые изготовил будущий гений в конце 1650-х годов.

    Кроме этого, существовала гипотеза, что Страдивари работал столяром и резчиком по дереву, украшавшим скрипки для богатых людей. Пройдя стартовый курс подготовки у Франческо Пескароли, мальчик попал под крыло известных в Кремоне профессиональных учителей.

    Сохранились скрипки, сделанные Антонио в 16–17-летнем возрасте, его имя появилось на этикетках в 1660-х годах. Это стало отправной точкой для самостоятельной карьеры и способствовало последующему успеху в итальянских музыкальных кругах.

    Личная жизнь

    В личной жизни уроженца Кремоны присутствовали две женщины. Первой женой была итальянка, в молодости оставшаяся вдовой. После свадьбы с Франческой Феррабоши в июле 1667 года Страдивари обзавелся домом с просторными комнатами и мастерской.

    Резиденция Casadel Pescatore граничила с владениями Николо Амати, там на свет появились пятеро долгожданных детей. Потом у семейной пары родился еще один ребенок, который, согласно церковным записям, скончался в возрасте семи дней.

    В районе 1680 года семья переехала на Piazza Roma в поместье, обошедшееся Антонио в солидную сумму 7 тыс. лир. На чердаке мужчина создал производственные помещения, где работал над инструментами, которыми восхищается мир.

    После смерти первой супруги Страдивари снова женился, об Антонии Марии Замбелли не известно почти ничего. Образ 35-летней итальянки, скрасившей остаток жизни мужчины, появлялся в художественной литературе, публицистике и кино.

    Новый брак принес мастеру еще пятерых разнополых наследников, которые согласно завещанию имели одинаковые права. К сожалению, дети не продолжили дело великого итальянца, являясь сторонними наблюдателями моментов триумфа и торжества.

    Мастерство

    В молодости Страдивари соперничал с Андреа Гварнери, который жил в доме Николо Амати и входил в число его учеников. Постигая ремесленные секреты мастеров итальянской национальности, Антонио начал эксперименты в конце 1660-х годов.

    В течение продолжительного периода времени юноша выверял пропорции и подбирал материалы, чтобы придать инструментам изящный вид. Он искал собственных заказчиков из числа аристократов и дождался банкира, однажды нанесшего в мастерскую учителя визит.

    Антонио Страдивари и Николо Амати
    Антонио Страдивари и Николо Амати / "Википедия"

    С производства комплекта инструментов, предназначавшихся Якову II, репутация уроженца Кремоны стала укрепляться и расти. Отход от практических методов и стиля Николо Амати помог Страдивари не сбиться с собственного творческого пути.

    В 1680-х герцог Казимо III де Медичи купил солидную партию скрипок, виолончелей и альтов. Благодаря четким скосам и элегантно вырезанным эфам имя итальянца стало известным у представителей высших кругов.

    Стремясь подчеркнуть индивидуальность, мастер пользовался темным лаком и делал удлиненные деки, по-новому резонировавшие звук. После 1698 года инструменты стали короче за счет внутреннего изгиба, напоминавшего разорванный круг.

    Находясь в центре скрипичного производства, расположенного в Кремоне, Страдивари изготовил арфу и ряд мандолин и гитар. Знаменитые испанские скрипки из «королевского квинтета» принесли одаренному итальянцу довольно солидный гонорар.

    В начале XVIII века мастерство Страдивари достигло вершины, и неподалеку от дома в Кремоне он открыл собственный магазин. Наделенные душой инструменты получали образные названия Antonius Stradivarius Cremonenfis Faciebat Anno — «Добрые времена» и «Дельфин».

    В отличие от Андреа Гварнери, работавшего по заказу церкви, Антонио делал произведения искусства для представителей светских слоев. Скрипки, украшенные клеймом автора, пользовались огромной популярностью у людей, неравнодушных к музыке, из европейских городов.

    Судя по документальным источникам, количество инструментов Страдивари свидетельствовало о том, что итальянец прибегал к помощи сыновей. Известно, что Омобоно делал сырые заготовки, а также занимался финальной чисткой покрытых слоем лака частей.

    Не желая тратить драгоценное время на воспитание будущих поколений, Антонио, в отличие от других итальянцев, не брал в мастерскую учеников. Духовным преемником считался Карло Бергонци из Кремоны, который прославился после смерти наставника в конце 1730-х годов.

    Сейчас скрипки Страдивари вместе с виолончелями и альтами хранятся в мировых музеях и в частных коллекциях знаменитых людей. Сделанные гением инструменты не подвержены влиянию времени: при бережном использовании с годами они становятся только ценней.

    Шедевр под названием «Восход солнца» стал частью собрания редкостей в Вене, а «Спящая красавица» принадлежит компании Landeskreditbank Baden Württemburg. На скрипке LeBrun играл итальянский маэстро Никколо Паганини, входивший благодаря таланту в европейский творческий круг.

    Некоторые произведения Страдивари выставлялись на аукционах, цену $ 15,89 млн имел инструмент «Леди Блант». Представители культурной элиты считают, что на творениях итальянского мастера достоин играть только гений, имеющий природный талант.

    Смерть

    Скрипичному мастеру посчастливилось отпраздновать 90-летие, он имел статус долгожителя по меркам далеких веков. Страдивари, невзирая на возрастные проблемы со здоровьем, работал до смерти, которая наступила по неизвестным причинам в конце 1730-х годов.

    Итальянскую легенду похоронили на исторической родине, в Кремоне, в усыпальнице, расположенной недалеко от одной из местных церквей. На церемонии прощания, организованной сыновьями, собрались члены фамилии и десятки близких людей.

    Интересные факты

    • Инструменты с клеймом Страдивари сейчас хранятся в музеях мира, некоторые находятся в руках музыкантов — кумиров миллионов людей. Дэвид Гарретт, исполняющий «Времена года» Антонио Вивальди, благодаря шедевру мастера стал одним из талантливейших скрипачей.
    • Судьба Антонио Страдивари интересовала писателей и кинематографистов, сериал «Визит к Минотавру» сняли в 1980-х годах. Сценаристы Аркадий и Сергей Вайнеры воссоздали портрет уроженца Кремоны и напомнили современному зрителю о его жизни и трудах.
    • Биографический фильм «Страдивари» производства Италии и Франции, основанный на документальных свидетельствах, вышел в национальный прокат. Режиссер Джакомо Баттиато и автор идеи Эрнесто Гастальди рассказали о том, как каждая скрипка превратилась в музейный экспонат.
    • Сын Антонио Омобоно отличался природным талантом — ремонтировал инструменты и был начинающим скрипачом. После смерти великого мастера обогатившийся наследник не продолжил отцовское дело и пошел собственным путем.